Экспериментальный метод в психологии

Т. В. КОРНИЛОВА

1. Эксперимент как нормативный метод эмпирической проверки психологических гипотез

Задачи психологического исследования: теоретикоэкспериментальные, прикладные, практические.

Развитие экспериментальной психологии и дифференциация понятий метод и методика исследования. Метод как способ сбора данных. Эксперимент как один из способов познания действительности и как средство "ограничения " теоретизирования, как нормативная логика размышлений и как искусство проверки психологических гипотез.

Эмпирические методы в психологии. Понятие эмпирической проверки научных гипотез. Верификация и фальсификация. Теории, гипотезы и факты в структуре психологических знаний. "Психологическая реальность ", мир теорий и экспериментальные модели.

Исследование и обследование (разница целей и последующих обобщений). Эксперимент в широком и узком смысле слова. Индивидуальное обследование, индивидуальный эксперимент, группа индивидуальных экспериментов. Специфика методического приема "анализ единичного случая ". Обследование групп (работа с выборками), групповое проведение опытов и межгрупповые схемы экспериментов.

Представление об эксперименте как активном методе исследования (в противовес "пассивнонаблюдающим "). Представление об экспериментальном воздействии и типах переменных. Функциональный контроль независимой переменной как условие планирования и проведения психологического эксперимента.

"Активные " методы в другом значении термина (организация психологических воздействий, дискуссия, тренинг, деловые игры).

2. Эксперимент в системе методов психологического исследования

Организация психологического исследования.

Классификации методов психологических исследований (классическая систематика, своевременная систематика).

Метод наблюдения и постулат непосредственности. Виды психологического наблюдения. Контроль субъективных факторов в отчетах наблюдателей. Методики наблюдения в экспериментальных схемах.

Типы эмпирических данных в психологическом исследовании.

Психологические шкалы, измерение переменных и интерпретация количественных данных.

Наблюдение и измерение переменных как условие планирования эксперимента.

Контекст общения экспериментатора с испытуемым: "эффекты ожиданий ", "мотивация экспертизы " и другие аспекты взаимодействия.

Методики измерения переменных. Что и как измеряется: "предметная " направленность методических средств (методики или "техники " выявления особенностей внимания, памяти, мышления, эмоциональномотивационных и личностных свойств). Возможности варьирования переменных и их измерения. Психологическое шкалирование и психодиагностические методики при реализации экспериментального метода.

121

3. Психологические гипотезы и реконструкции психологической реальности при использовании экспериментального метода

Виды психологических гипотез, проверяемых в эксперименте. Описание психологических закономерностей на языке "переменных " и строгость причинноследственных, или каузальных интерпретаций как специфика экспериментального метода исследования.

Операционализация переменных. Проблема соотношения эмпирических обобщений и теоретических интерпретаций при анализе экспериментальных данных. Концептуальные репликации и возможность проверки экспериментальных гипотез разными методическими средствами.

Требования к формулировкам причинноследственных гипотез: их детерминированный характер, включение "гипотетических конструктов ". Популяционные гипотезы. Уровни гипотез: теоретические, исследовательские в смысле "рабочие ", экспериментальные (включая контргипотезу) и статистические.

Гипотезы о связях, о структурнофункциональных зависимостях, диагностические и другие виды психологических гипотез.

Специфика психологических гипотез с точки зрения представлений о ненаблюдаемых базисных процессах и измеряемых переменных.

Зависимость уровня и широты обобщений от вида гипотез и способов их проверки. Три основных условия реализации вывода о каузальной зависимости. Несводимость "психологической причинности " к сложившимся в естественных науках схемам контроля экспериментальных воздействий.

Реконструкции психологической реальности на основании результатов экспериментов. Относительность представлений о том, что является эмпирическим фактом в рамках разных теоретических подходов.

4. Логика установления экспериментальных фактов и контроля за выводом

Отличие демонстрационного эксперимента от "истинного " и "контрольного " эксперимента. Представление об экспериментальном факте как результате принятия решения.

Требования к гипотезе с точки зрения возможностей ее экспериментального опробования. Схема К. Хольцкампа, соотносящая типы гипотез по их эмпирической нагруженности и применимость экспериментального метода для их проверки.

Экспериментирование в широком и узком смысле слова. Эксперимент как нормативный способ размышлений исследователя при проверке каузальных гипотез и как средство проверки психологических гипотез, предполагающее определенные схемы (планы) сбора данных.

Индуктивные методы вывода (законы Милля) при решении о результате действия независимой переменной, или экспериментальном эффекте.

Дедуктивный вывод по силлогизму modus tollens и асимметрия выводов при проверке истинности "универсальных " высказываний, или теоретических обобщений. Роль экспериментальной гипотезы в дедуктивном выводе. Требования, которые необходимо соблюдать для реализации достоверных, или валидных, выводов. Артефактные выводы в результате перехода к оценочным заключениям и апелляций к "факту " и авторитету.

Проверка исследовательских гипотез как правдоподобных объяснений. Конкурирующие теории и так называемая третья конкурирующая гипотеза. Понятие открытости экспериментальной гипотезы для дальнейших проверок. Парадоксы К. Поппера.

5. Основы планирования психологического эксперимента

Мысленный эксперимент и выделение эмпирически проверяемой зависимости. Мысленные образы экспериментов и планирование как контроль угроз валидности. Репрезентативность экспериментальных моделей и переменных.

Планирование содержательное и формальное. Связь выбора плана с теоретическим пониманием проблемы (примеры планов при исследовании мотивации по Х. Хекхаузену). Представление об

122

экспериментальном эффекте применительно к межгрупповым и индивидуальным схемам. Виды валидности.

Планирование и внутренняя валидность эксперимента. Операционализация переменных, конструктная валидность. Решение проблем соответствия и внешняя валидность. Валидность и обобщения, экспериментальный контроль и контроль за выводом. Искусство выдвижения экспериментальных гипотез и искусство "решения проблем ".

Формы экспериментального контроля. Доэкспериментальные и экспериментальные планы. Их составляющие, возможные классификации.

Виды переменных и виды их смешений в эксперименте. Побочные, дополнительные и "мешающие " переменные, их первичный и экспериментальный контроль. Принцип изолированных условий при формальном планировании эксперимента.

Специфика лабораторного эксперимента с точки зрения очищения условий, выделения единичной переменной и возможностей последующих выводов. Комплексные переменные и особенности "искусственного " эксперимента как "улучшающего " реальный мир. Ограничения обобщений на основании результатов эксперимента, "дублирующего " реальный мир.

Схемы контроля сопутствующих смешений. Факторные планы.

План эксперимента и план обработки данных. Связь проблем содержательного, формального планирования и последующих обобщений.

Артефактные выводы в результате плохой валидности эксперимента, неверных статистических решений, неверного заключения о действии экспериментального фактора.

6. Типы психологических экспериментов. Квазиэксперимент в психологии

Типы экспериментов в психологии. Основания типологий. Экспериментирование в школе К. Левина. Квазиэкспериментальные схемы исследований в психологии: отличия в содержании проверяемых гипотез, формах контроля и логике выводов. Квазиэкспериментальный метод с точки зрения ограничений в формах экспериментального контроля. Отличие межгрупповых экспериментов и квазиэкспериментов по принципам подбора в группы и способам задания экспериментального и контрольного условий. Базисные побочные переменные и контроль post factum.

"Естественный " и "социальный " эксперименты. Педагогический и психологопедагогические эксперименты (и квазиэксперименты).

Генетический метод и метод срезов. Специфика экспериментирования в рамках культурноисторической концепции: стимулысредства и проблема активности субъекта.

Эксперименты с формами организации воздействий, не интерпретируемыми в качестве независимых переменных. Формирующий эксперимент, экспериментальные исследования в возрастной психологии и социальной психологии. Эксперимент при реализации лонгитюдного исследования. Кросскультурные исследования. Квазиэксперимент в психогенетике.

7. Корреляционный подход в психологических исследованиях

Взаимосвязи типа управляемой переменной, строгости следования экспериментальному методу и допустимых границ между тремя исследовательскими подходами: экспериментальным (в узком смысле), квазиэкспериментальным и корреляционным.

Корреляционный подход как метод "пассивнонаблюдающего " исследования и как способ сокращения размерности данных. Корреляционное исследование как предваряющее эксперимент и ковариации как условие вывода о действии независимой переменной.

Отличия статистических решений при использовании мер связей и мер различий. Коэффициенты ковариации и корреляции.

Корреляция, детерминация и эффект воздействия.

Формы контроля в корреляционных исследованиях. Моделирование

123

причинноследственных отношений между переменными. Схемы, разрабатываемые с целью приближения к каузальным выводам из корреляционного исследования (путевой анализ, перекрестноотсроченные корреляции и др.).

8. Проблемы компьютеризации проведения психологических экспериментов

Компьютеризация методик как "техник " и форм контроля. Возможности использования компьютера на разных этапах исследования. Компьютер в обучении психологическому экспериментированию. Специальные проблемы "психологии компьютеризации " и практика использования компьютеров как средства деятельности психологаэкспериментатора.

Основная литература

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982.

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. C. 34240.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие / Под ред. Т. В. Корниловой. М.: Форум; ИнфраМ, 1998.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. С. 2855.

Дополнительная литература

Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.

Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Об объективном методе в психологии // Вопр. философ. 1977. № 7. С. 109125.

Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М.: Издво МГУ. 1983.

Корнилова Т. В. Психологические методы в практике высшей школы. М.: Издво МГУ, 1993.

Корнилова Т. В., Шуранова О. И. Корреляционные исследования: пути приближения к причинному анализу // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1987. № 4. C. 5869.

Налимов В. В. Логика принятия гипотез в развитии научного познания // Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М.: Наука, 1980. С. 159176.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1984.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1982.

Решлен М. Измерение в психологии// Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Вып. III. М.: Прогресс, 1966. С. 197236.

Теплов Б. М. Об объективном методе в психологии // Теплов Б. М. Избр. тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 2. С. 281309, 310317.

Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып. 12. М.: Прогресс, 1966. С. 13156.

Ярошевский М. Г. Категориальный аппарат психологии // Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981. С. 139152.

Bell Ph., Staines Ph. Reasoning and argument in psychology. L; Boston; Henly: Routledge and Kegan Paul, 1981.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ "

Семинар 1

1. Цели психологических экспериментов; эксперименты с научными и с прикладными целями.

2. Использование сложившихся нормативов научного мышления и критерии "научности " в психологии; их изменчивость (в разные периоды и в зависимости от теоретической позиции исследователя).

3. Эксперимент как один из ряда других методов опробования теории опытными данными.

4. Эксперимент как вид практической деятельности и как система нормативных умозаключений при проверке гипотез, подразумевающих причинноследственный характер связей между переменными.

5. Операционализация переменных как условие реализации экспериментального метода. Проблема репрезентативности "психологических " переменных и опытных данных.

6. Так называемые экспериментальные методики, методики или "техники " наблюдения, психодиагностические средства, процедуры психологического шкалирования как способы выделения переменных.

Основная литература

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982. С. 1634, 4546.

124

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 721, 3138, 4250.

Теплов Б. М. Об объективном методе в психологии // Избр. тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 2. С. 281302.

Дополнительная литература

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. III. М.: Прогресс, 1966. С. 106115.

Семинар 2

1. Гипотезы в структуре психологического знания. Уровни психологических гипотез (отличие экспериментальной и контргипотез).

2. Гипотезы, "загруженные " и "не загруженные " теорией; гипотезы эмпирические и теоретические. Схема К. Хольцкампа.

2. Индуктивные и дедуктивные гипотезы; признаки правильной гипотезы (по

П. Фрессу). Объяснительные гипотезы и каузальные.

4. Измерение переменных и психологические шкалы.

5. Виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы:

независимая переменная (НП), зависимая переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные (ДП).

7. Основные отличия методов экспериментирования и наблюдения при проверке научных гипотез.

Основная литература

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 3035, 5167, 80101, 108122.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. III. М.: Прогресс, 1966. С. 116120, 161169, 171172, 178185, 189193.

Семинар 3

1. Результат действия НП. Контроль переменных как условие вывода об экспериментальном эффекте.

2. Отношение между НП и ЗП и гипотетические конструкты как интерпретационные компоненты психологических гипотез.

3. Условия реализации причинного вывода. Проблема специфики психологической причинности.

4. Обобщение как цель любого эксперимента. Виды обобщений (для экспериментов с научными и практическими целями).

5. Асимметрия вывода при оценке истинности обобщенных высказываний на основе эмпирических данных.

6. Экспериментальный контроль и контроль за выводом.

7. Мысленные эксперименты.

Основная литература

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 8095, 123127, 174178, 183188.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 2753.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. С. 4055.

Семинар 4

1. Мысленные образцы экспериментов (по Р. Готтсданкеру): безупречный эксперимент, идеальный и бесконечный эксперименты, эксперимент полного соответствия. Оценка реальных экспериментов на основе их сравнения с мысленными образцами.

2. Условия планирования экспериментов. Основные значения термина "планирование ".

3. Планирование содержательное и формальное. Установление минимального эффекта и принятие решения о неотвержении экспериментальной гипотезы.

4. Виды реальных экспериментов; подходы к их классификациям.

5. Метод "анализ индивидуального случая " и интраиндивидуальные схемы. Групповое проведение опытов и межгрупповые схемы.

6. Гипотезы экспериментальные и статистические. Отличия контргипотезы и так называемой третьей конкурирующей гипотезы. Источники возникновения третьих конкурирующих гипотез.

Основная литература

Готтсданкер Р. Основы планирования эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982. С. 4988, 142182, 234259, 363365.

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 2729, 128153 174178.

125

Дополнительная литература

Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. С. 103106, 21116, 234235.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 138171.

Семинар 5

1. Функциональный контроль НП и внутренняя валидность экспериментов.

2. Понятие единичной переменной и чистого эксперимента.

3. Контроль смешений в психологическом эксперименте. Контроль несистематической изменчивости, систематического и сопутствующего смешений.

4. Экспериментальный контроль и внешняя валидность.

5. Представления о конструктной и операциональной валидности.

6. "Количественные " уровни НП. Многоуровневый и факторный эксперименты.

7. Репрезентативность эксперимента и вида эмпирически установленной зависимости. Репрезентативность "среднегрупповых " данных при использовании кроссиндивидуальных схем.

Основная литература

Готтсданкер Р. Основы планирования эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982. С. 5487, 218231, 267309, 322362.

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 154173.

Семинар 6

1. Специфика психологических экспериментов (в отличие от естественнонаучных и поведенческих). Психологическое понимание причинности (с точки зрения отличий психологических школ).

2. Взаимосвязи теоретической интерпретации и схемы исследования. Ограничения экспериментального метода: активность личности, субъекта познания и деятельности.

3. Представления о "стимулахсредствах " в концепции Л. С. Выготского и в экспериментальных приложениях методики "двойной стимуляции " (исследования Ж. Шиф, А. Н. Леонтьева и других). Психотехнический контекст использования стимуловсредств.

4. Психологические реконструкции исследуемых базисных процессов и нетождественность проблем "управления переменными " и "психологического управления ". Различия между управляемыми НП и процессами, опосредcтвующими тот или иной экспериментальный эффект.

5. Социальный и социальнопсихологический эксперименты.

6. Представления об экспериментировании в школе К. Левина.

Основная литература

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 118121, 130132, 185188, 219220, 255262.

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 179182.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 5475.

Дополнительная литература

Пузырей А. А. Культурноисторическая теория Л. С. Выготского и современная психология. М.: Издво МГУ, 1986. С. 7887, 9093, 9799.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1966. Вып. 12. С. 241243, 263, 278279, 282286, 305306.

Семинар 7

1. Схемы исследований, относимых к экспериментальным, но отличающихся от истинных экспериментов по типу проверяемых гипотез, формам контроля, а также логике выводов.

2. Квазиэксперимент как эксперимент с ограниченными формами контроля и как пример "пассивнонаблюдающего " исследования.

3. Так называемые "экспериментальные методики " при достижении целей психодиагностики и в экспериментальных схемах.

4. Психологопедагогический и формирующий эксперименты.

5. Лонгитюдный метод.

6. Квазиэксперименты в психогенетике.

7. Кросскультурные исследования как квазиэкспериментальные.

Основная литература

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 1026, 76137, 194224, 236241.

126

Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. С. 116-122.

Семинар 8

1. Корреляционный подход как метод исследования и как способ статистической оценки гипотез о связях.

2. Ненаправленные гипотезы в корреляционном исследовании (КИ). Виды переменных (наблюдаемые и ненаблюдаемые - латентные, "входные " и "выходные ") и виды связей в КИ (истинные и ложные корреляции, автокорреляции и синхронные корреляции, перекрестноотсроченные корреляции).

3. Меры связей и меры различий в КИ и в экспериментальном исследовании. Понятия ковариации и коэффициента корреляции.

4. Зависимость выбора коэффициента корреляции от вида психологических шкал (шкалы наименований, порядка, интервалов, отношений). Параметрические и непараметрические коэффициенты корреляции.

5. Статистические методы контроля в КИ. Подбор групп в корреляционных

и квазиэкспериментальных схемах. Планы КИ.

6. Оценка валидности КИ (внутренняя валидность, внешняя и прогностическая).

Основная литература

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 198-229.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982. С. 378-420.

Дополнительная литература

Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. С. 286-287, 142-166.

мэдис

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий