Автор: Ирина Смирнова , Элитный персонал» №20 (304) 27 мая 2003
Имидж как некое увеличительное стекло позволяет проявиться личностным и деловым качествам человека. Сегодня архисложно стать магнетически привлекательным руководителем, но еще больше проблем возникает у того топ-менеджера, который не стремится к этому. О технологиях совершенствования делового имиджа мы беседуем с президентом лиги профессиональных имиджмейкеров России Виктором Шепелем.
Насколько важен позитивный имидж для топ-менеджера? Сегодня все больше и больше деловых людей осознают, что успех в бизнесе - это не только высокие показатели доходности, но и личная популярность, и общественное признание. Подобное без личного обаяния недостижимо. Обаятельная личность легко ладит с людьми, располагает их к своим идеям, начинаниям. Я уже несколько лет работаю с одним из вице-президентов компании «ЮКОС». Недавно завершил курс консультирования по имиджу руководящего состава судей Мосгорсуда. В настоящее время работаю с топ-менеджером крупной адвокатской фирмы. В чем смысл работы? Прежде всего, оказание помощи в овладении технологией личной самопрезентации. Другими словами, я помогаю руководителям овладеть техникой воспроизводства «эффекта личного обаяния».
Каким же образом можно воспроизвести «эффект личного обаяния»? Безусловно, в самопрезентации велика роль внешней респектабельности и уверенности. Пластичность тела, элегантность манер, умение достойно смотреться во время деловых переговоров, искусно использовать мимику и жесты, следить за соответствием своей одежды требованиям моды и конкретной ситуации, не забывая об аксессуарах – это, безусловно, важно, но не следует злоупотреблять дороговизной своих туалетов, как и недооценивать их роль в деловом общении. Приведу пример. Руководители одной крупной компании, будучи людьми солидного возраста, по совету имиджмейкера приняли во внимание отрицательный эффект дневного освещения (лицо выглядит бледным) - и предпочли недорогие костюмы светлой цветовой гаммы, рубашки пастельных тонов и яркие крупные галстуки. К сему гардеробу были добавлены красивые часы и элегантная обувь. Все эти детали придали бизнесменам эдакий мужской шарм.
Что создает имиджмейкер помимо «эффекта личного обаяния»? Например, авторитет. А это мечта любого, кто стоит во главе компании. Хотелось бы заметить, что имиджмейкер, каким бы профессионалом он не был, всех проблем личности не решает. Его ценность состоит в том, что он знает, как усилием специалистов и самой личности следовать алгоритму, благодаря которому будет реализована формула успеха. Здесь нужно еще участие экономистов, социологов, этиков… В этой связи имиджмейкер выступает как менеджер профессиональной команды по созданию авторитета личности.
Виктор Шепель сделал «имидж» предметом научного изучения, посвятив этому более 30 лет. Он ввел в русскую речь иное, отличное от западного толкование этого понятия. Имидж в его понимании - средство подачи вовне человеком своих лучших качеств, а имиджмейкер - это личностный дизайнер, специалист по комфортизации общения. Ни в коей мере не отрицая огромного значения в создании «эффекта личного обаяния» внешней яркости личности, решающее значение он придает внутреннему миру человека, который должен соответствовать внешнему облику. Виктор Шепель родился в 1930 году. Доктор философских наук. Профессор. Заслуженный деятель науки РФ. Академик РАЕН. Исследователь управленческой психологии. Президент Лиги профессиональных имиджмейкеров России.
Каковы основные позиции Вашей технологии работы с деловыми людьми? Составляющими данной технологии являются три мини-процедуры: фейсбилдинг (гигиена лица, физиогномика, косметологическая коррекция, макияж (визаж), уход за волосами и подбор прически (париков), кинесика (пластичность тела, элегантность поз и манер, искусство жеста, здоровый образ жизни), стиль одежды (современные требования дамской и мужской моды, умение носить одежду, эффект аксессуаров). Топ-менеджер, напряженно работая по 16 часов в сутки и нередко испытывая психодрамы, почти разучился нормально радоваться. Поэтому я придаю немаловажное значение работе по «переналадке» мышц лица. Например, советую периодически в течение дня делать 5-7-минутные музыкальные паузы. В это время секретарь следит, чтобы руководителя не беспокоили. Сам же руководитель, расположившись удобно в кресле, слушает любимую музыку. В эти минуты я также рекомендую пить зеленый чай. Вообще я считаю, что очень полезно в течение рабочего дня систематически обращаться к этому напитку. От умения руководителя говорить ярко, аргументировано зависит реализация его идей подчиненными. Какие практические рекомендации Вы могли бы дать? Нельзя забывать о том, что в управленческой деятельности речь руководителя играет важную роль. Людям, перед которыми он говорит, нравится, когда выступающий улавливает их реальное самочувствие и настроение, затрагивает то, что их волнует или имеет для них интерес, оперативно реагирует на их ожидания и притязания, соблюдает четкую логику изложения материала, предлагает варианты решения актуальных проблем, толково обосновывает свою точку зрения, тонко вплетает в речь шутку и юмор. Желательно, чтобы топ-менеджер посредством постоянных упражнений овладел ораторским искусством. Вместе с тем в каждой конкретной ситуации (деловое общение или переговоры, проведение брифинга или телевыступление) необходимо умело расставлять акценты. Например, при поручении работникам задания возможен и информационный, и менторский вариант речи. При поиске новых идей оправдывает себя конфронтационная манера обмена мнениями. На торжественных мероприятиях или каких-то празднествах эффективно звучит художественный стиль речи. Над своей речью надо кропотливо работать, тогда будет результат. Одному преуспевающему бизнесмену нужно было подготовить небольшое выступление на 7 минут по случаю вручения ему сертификата одной западной компанией. На первое место мы поставили эффект первых фраз. Далее по плану в двух словах следовал рассказ о самой фирме и о тех трудностях, с которыми она столкнулась, создавая бизнес в нашей стране. Затем - как удалось эти трудности преодолеть. Последнее – каким спросом пользуется продукция фирмы и почему. Не стоит пренебрегать значением эффекта последней фразы. Поэтому в заключении можно сказать что-то остроумное. На полях по тексту необходимо расставить паузы. Делая паузу, нужно сосчитать до пяти и только потом продолжить выступление. Я попросил его записать речь на диктофон, послушать ее несколько раз и, если нужно, внести правку. Кроме того, посоветовал раза четыре выступить перед зеркалом, чтобы отрепетировать мимику (она должна быть ненапряженная, расслабленная, где-то неплохо улыбнуться) и жесты. Выступление прошло очень успешно. Можно сказать, что соблюдение данной технологии и представляет суть работы имиджмейкера? Отнюдь нет. Опыт работы с деловыми людьми давно убедил меня в том, что любой имидж может быть перечеркнут, если руководитель не умеет толково и инновационно мыслить. Поясню одним примером. Я несколько лет работал с президентом крупной железнодорожной компании. Как-то он предложил мне вместе поработать над совершенствованием организационной структуры компании. Через два дня у президента уже был готовый проект. Я попросил его сформулировать идеологию реорганизованной структуры компании. Это его озадачило. Мы стали рассуждать и нашли несколько интересных вариантов преобразования структуры. Так мне удалось убедить топ-менеджера, что, рассуждая о решении какой-то проблемы, приучая к этому своих подчиненных, ему удастся сформировать в компании творческую атмосферу, благодаря чему более продуктивно можно использовать интеллектуальный потенциал персонала. У любой проблемы есть несколько решений, и только творчески мыслящие сотрудники найдут самый лучший выход. Деловой человек подчас испытывает нервное напряжение на работе, да и вообще у него предостаточно причин быть взвинченным. Как сохранить равновесие и свой имидж? Очень важно особенно для руководителя овладеть техникой релаксации. Обращение к ней должно войти в хорошую привычку. Это может быть смехотерапия, психофизическая гимнастика, водные процедуры, массаж. В состоянии сильного возбуждения рекомендую силовые упражнения. Ни с чем не сравнить благотворное влияние прогулок на природе: обретаешь иное видение проблем и иное к ним отношение. И очень важно помнить: человек должен всегда быть радостным, если этого нет, – ищи, в чем ошибся.
|