Деловая игра как метод активного обучения

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2013, N 2

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрены специфические особенности деловых игр в обучении, их отличия и преимущества по сравнению с традиционными методами обучения для получения специалистами практических навыков в профессиональной деятельности. На основе изучения исторического опыта, современной практики менеджеров раскрываются механизмы и этапы проведения деловой игры.

Деловая игра: сущность и основные характеристики

Сегодня деловые игры используются для получения практических навыков обучаемыми, специалистами в профессиональной деятельности.

Деловая игра - это своеобразное моделирование процессов и механизмов принятия решений с использованием математической и организационной моделей. Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.

А. А. Вербицкий определяет деловую игру как форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого [1].

В процессе проведения деловой игры решаются учебные задачи, в частности:

- развивается активность обучаемых;

- формируется умение анализировать специальную литературу;

- активизируется творческое мышление обучаемых;

- вырабатывается способность практически оценивать различные точки зрения и пути их сопоставления;

- прививаются навыки поиска оптимального варианта решения.

Словарь управления персоналом. Навыки - действия, характеризующиеся высокой мерой освоения; на этой ступени действие становится автоматическим, выполняется слитно, как единое целое, легко и быстро. Высокая степень владения действием отличает навык от умения, которое предполагает такую меру освоения, когда для правильного его выполнения необходим сознательный самоконтроль. В соответствии с видами действий различают двигательные, сенсорные, интеллектуальные навыки.

Для деловых игр характерны:

- жизненность и типичность конкретных ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;

- регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры;

- конфликтность и скрытые резервы; как правило, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы.

Сегодня деловые игры используются для получения практических навыков обучаемыми по следующим специальным дисциплинам: маркетингу, управлению предприятием, инновационному менеджменту, инвестиционному менеджменту, логистике, общему менеджменту.

Применение деловых игр в процессе обучения способствует получению учащимися навыков и опыта принятия решений в условиях, приближающихся к жизни, экономической действительности и практике. Исследование любого явления с помощью имитационных моделей требует, как правило, использования электронной вычислительной техники. Современная вычислительная техника в принципе дает возможность производить расчеты любой сложности, включая организацию работы с моделью о диалоговом режиме с человеком. Для этого в построенной модели выделяются параметры управления и указываются интервалы их изменения. При работе в полностью автоматическом режиме происходит исчерпывающее "проигрывание" множества вариантов развития изучаемого экономического явления в деловой игре.

История деловых игр

Метод деловых игр известен с XVII - XVIII вв., и история его возникновения описана в литературе. Деловая игра этого времени определяется как "военная или предпринимательская". Первое упоминание деловой игры значилось как "военные шахматы", потом как "маневры на карте". Интересно, что в XIX в. "военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении". Сами военные игры в качестве прототипа имели шахматы. В 1664 г. была проведена так называемая королевская игра, отличающаяся от шахмат большой реалистичностью. В 1780 г. "военные шахматы" начали использоваться в подготовке офицеров. Доска у таких шахмат имела рельеф, на ней было больше клеток, король представлял крепость, ферзь - пехоту. Правила описывались математическими формулами. С 1798 г. игры проводились на карте, где фиксировалось передвижение военных отрядов. Таким образом, Наполеон проигрывал будущие сражения. Позже данные о продвижении войск Наполеона становились основой для формирования последующей игры. Игры становились более реалистичными и свободными. Перед Второй мировой войной в Германии, США, Японии начали проводить военно-политические игры [2].

Позже стали разрабатываться игры, моделирующие перераспределение ресурсов в международных отношениях. Они были как бы возвращением к салонным играм и содержали такие компоненты, как пространство (ячейка, лунка, магазин, доска), игровые предметы, правила манипулирования и распространения информации, начальная позиция, цель. По характеру они являлись чисто инструментальными. Но позже и они стали корректироваться с учетом человеческого фактора. Вводятся понятия "широта решений", зависящая от "силы власти", "удовлетворенности подданных". Для оценки последствий альтернативных решений в таких играх применяется математический аппарат теории игр.

Исходным моментом развития всех игр, которые можно рассматривать как модель сотрудничества и конфликта, является ролевая игра. Дальнейшее их развитие, возникновение спортивных, салонных игр связано с уменьшением драматического компонента, отражающего социальное взаимодействие. Начиная с военных игр значение этого компонента снова начинает возрастать. С дальнейшим усилением драматического компонента связано возникновение деловых игр, которые произошли из военных. По оценкам экспертов, метод деловых игр применительно к производственно-хозяйственной деятельности был впервые применен в нашей стране. В этом смысле "первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений" [3, с. 143].

Впервые применение игр в хозяйственной сфере было осуществлено в СССР в 1932 г. на Лиговском заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции. Деловая игра, направленная на решение производственных проблем, была проведена в 1932 г. Марией Мироновной Бирнштейн и называлась "Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы". Ее участниками стали студенты вузов и руководители предприятий, играли в выходные дни на территории фабрики "Красный ткач". Свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанных в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и несовместимым с режимом тотальной регламентации, и их судьба с 1938 г. замерла на десятилетия.

В СССР игры снова стали применяться в 60-е гг. Было разработано около 800 игр, однако применялось очень малое их количество. Такое положение объяснялось тем, что многие из учтенных игр устарели морально, некоторые из включенных в каталоги не соответствовали требованиям, предъявленным к деловым играм, сконструированы были без учета психологических закономерностей.

По мнению экспертов, во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х гг. Московского методологического кружка, лидером которого был Г. П. Щедровицкий. Идеи и методы, разработанные Г. П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием "организационно-деятельностные игры (ОДИ)". Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем. Концепция Щедровицкого была органической частью тоталитарного сознания и тоталитарного общества. Ее основными особенностями были:

- понимание в качестве заказчика не участника игры, а государства или корпорации;

- ориентация не на интересы участника (личное развитие, решение своих проблем, обучение), а на решение задач заказчика;

- ориентация в качестве источника финансирования не на участника-заказчика, а на хозяина-заказчика (государство, корпорацию), который оплачивал эксплуатацию участника для решения своих задач;

- сильнейшее давление на участника, приводящее к интенсификации его психических процессов в интересах заказчика с неизбежными последствиями в форме депрессий или серьезных психических сдвигов.

Еще одним важным событием, послужившим возрождению и активной пропаганде деловых игр, была школа "Деловые игры и их программное обеспечение", состоявшаяся в 1975 г. в Звенигороде, под Москвой, по инициативе Центрального экономического института АН СССР и экономического факультета МГУ. Эта школа сыграла важную роль в советском "игростроении"... С момента звенигородской встречи советские деловые игры стали развиваться весьма интенсивно. К ядру стали присоединяться сотрудники многочисленных вузов и научных учреждений. Стали появляться не только все новые и новые деловые игры, но и теоретические работы. Возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, например биологические, медицинские, архитектурные.

Итак, 70-е гг. - это время популяризации деловой игры как метода активного обучения.

1970 - 1980 гг. - время всплеска деловых игр, различных по методологии и методу проведения. В этот период появляются целые школы обучающих игр: Таллинская школа В. К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т. п.

80-е гг. - это, с одной стороны, эскалация деловой игры, когда игры стали широко использоваться в различных отраслях народного хозяйства и тиражироваться в специальной методической литературе, а с другой стороны, их профессионализация, когда стали развиваться разнообразные игровые культуры обучения руководителей.

В период экономических реформ 1980 - 1990-х гг. начинается использование игрового подхода для решения серьезных экономических (например, "Введение арендного подряда" на пивоваренном заводе Омска, "Введение хозрасчета в конструкторско-технологических подразделениях" в Центре атомного судостроения в г. Северодвинске, "Реорганизация верфи" в Николаевске-на-Амуре), экологических (например, игра, посвященная решению задачи сохранения экологии озера Байкал) и даже политических (например, выборы руководителя на АвтоВАЗе) проблем.

За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х гг. в США. Первые игры применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм. Первая машинная игра американской фирмы "Рэнд корпарейшн", предназначенная для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г. И хотя она была военной, ее проблематика носила экономический характер, поскольку в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру.

Поиск новых форм обучения подтолкнул американских ученых, представлявших фирму "Америкэн менеджмент ассоциейшн", к разработке управленческой игры с применением ЭВМ. Первый эксперимент с этой игрой был проведен в 1956 г. (в ней участвовало 20 президентов крупных фирм), и впоследствии эта разработка послужила прототипом множества деловых игр [4].

На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие вузы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм.

Классификация деловых игр

Сложность понятия "деловая игра" привела к несогласованности в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решения практических задач.

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.

В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.

Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география и т. д.

Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:

- наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;

- наличие ролей.

Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Важно также отметить, что деловая игра - это и коллективный метод обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т. п.

Преимущества деловых игр

по сравнению с традиционным обучением

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем.

Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.

Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания.

Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.

Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

Метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности.

Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.

Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

- игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

- игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т. д.;

- в деловой игре не абстрактный, а реальный для участника процесс информационного обеспечения его игровых действий, динамика развития сюжета деловой игры, формирование целостного образа профессиональной ситуации;

- игра позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление;

- игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т. п.).

Структура и основные этапы деловой игры

Для разработки деловой игры принципиальным моментом является также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов.

Для чего проводится данная деловая игра?

Для какой категории обучаемых?

Чему именно следует их обучать?

Какие результаты должны быть достигнуты?

Примеры учебных целей: показать, как следует привлечь к выполнению конкретной задачи целый комплекс инструментов (рекламу, прессу, телевидение, деловое общение специалистов различных профилей и др.); проверить уровень подготовленности должностных лиц в определенном виде производственной деятельности и др.

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (ее ставит перед собой руководитель игры) и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.

При конструировании деловой игры разработчик может опираться на структурное описание последней. Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры. В свою очередь, в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов: цели, предмет игры, графическую модель взаимодействия участников, систему оценивания.

Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах: цели, комплекс ролей и функций игроков, сценарий, правила игры.

Этапы прохождения деловой игры можно соотнести с характеристиками менеджмента, данными К. Хэррисом (табл. 1) [5].

Таблица 1

Характеристика этапов деловой игры

N

Этапы деловой игры

Характеристики

1

Этап проблематизации, когда

участники должны осмыслить те

проблемы, которые мешают

развиваться организации и ее

подразделениям

Класс действий, в которые участники

вовлечены как представители

сообщества или какого-либо рода

деятельности.

Понятия, с помощью которых общие

цели или проблемы определяются и

осмысливаются авторами в совместном

действии

2

Этап оптимизации, целеполагания,

когда участники генерируют

оптимальную модель развития

Общие цели или проблемы, для

разрешения которых участники

создают или применяют общий язык

3

Этап поиска ресурсов, с помощью

которых можно достичь поставленных

целей

Средства или ресурсы, посредством

которых выполняются проекты,

значимые для участников

4

Этап организационного

проектирования, заключительный,

когда участники "привязывают"

найденные в игре решения к

конкретным производственным

условиям и связям, отвечая на

вопрос: "то конкретно, что должен

сделать, чтобы изменить реальную

ситуацию в организации"

Конкретные условия или

обстоятельства, в которых протекает

совместная деятельность, и связи, в

которые включены участники

Советы практикам

Можно сформулировать следующие практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр:

1. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсозатратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:

- получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;

- систематизация уже имеющихся у обучающихся умений и навыков;

- получение опыта социальных отношений;

- формирование профессионального творческого мышления.

2. В деловой игре нельзя играть в то, о чем обучаемые не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т. п.).

Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.

Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.

Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении обучаемых. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения с привычной точки зрения (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.

Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 4 ч. Такое рамочное время позволяет компромиссно вписываться в существующую образовательную систему.

Библиографический список

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. М.: Высш. шк., 1991.

2. Атаманова Р. И., Толстой Л. Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004.

3. Геронимус Ю. В. Игра, модель, экономика: Учеб. пособие. М.: Знание, 1989. 280 с.

4. Филатов О. К. Современные образовательные технологии в высшей школе. М.: Изд-во МГУТУ, 2004. Том 2.

5. Обзор деловых игр [Электронный ресурс]. URL: http://md-HR. ru.

Н. Рыжик

К. э. н.,

зав. кафедрой

"Менеджмент"

ВФ МГУТУ

О. Молотова

Доцент

кафедры "Менеджмент"

ВФ МГУТУ

Подписано в печать 29.12.2012

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя hrconsul