6 причин использовать геймификацию в обучении программам Microsoft

Как играючи провести обучение Excel, Outlook и Power Point и не терять деньги из-за медлительности сотрудников

Недавно одна известная московская компания, входящая в топ-5 крупнейших поставщиков сувенирной продукции в России, поставила перед нами задачу - повысить компетенции сотрудников отдела продаж в области офисных программ Microsoft. Руководитель компании обратилась к нам, узнав о проекте «Нескучное обучение», который предполагает нестандартный подход к подаче информации и активное использование игр для лучшего усвоения материала.

Обычно такой формат применяется нами для повышения менеджерских компетенций, а задача – играючи провести обучение Excel, Outlook и Power Point - была поставлена перед нами впервые. С поставленной задачей мы справились «на отлично», результат превзошел ожидания: максимальная удовлетворенность заказчика, благодарность участников, предложение о дальнейшем сотрудничестве, мощный эмоциональный заряд и новые приятные знакомства с интересными людьми – мастерами своего дела.

Возможно, наш опыт будет интересен коллегам, мы с удовольствием им делимся.

Признаемся честно, сначала выбор тем нас немного удивил, так как мы привыкли использовать геймификацию для развития менеджерских навыков. Но очень скоро оценили правильность решения. Многие руководители терпят низкую квалификацию своих сотрудников, когда дело касается компьютерной грамотности. Даже самый хороший переговорщик, бухгалтер, менеджер может оказаться абсолютно безграмотным пользователем офисных программ. Это значительно замедляет его работу и, соответственно, стоит компании определенных денег. «Солдат спит – служба идет».

Пока наш сотрудник «ковыряет одним пальцем клавиатуру», мы платим. Чтобы все успевать, приходится нанимать дополнительных людей, в противном случае из-за своей медлительности терять клиентов, контакты и пр., т.е. терять деньги. Если руководитель это понимает, он начинает вкладываться в обучение.

Существуют разные способы научить сотрудников работать с офисными приложениями. Во-первых, можно дать книгу – пусть читают, потом проверить, что из прочитанного усвоилось. Неужели выгоните не научившихся? Есть другой способ - послать на курсы. Там дадут море информации, в том числе и лишней, которая вряд ли встроится в повседневную работу. Результат, сами понимаете, примерно тот же. А можно провести нескучное обучение так, как это сделали мы.

Наша идея состоит в том, чтобы давать любую теоретическую базу нескучно и с акцентом на практические отработки. В этот раз мы поделили аудиторию на три группы и провели однодневное занятие с элементами игры. Сначала дали участникам серию мастер-классов, итогом каждого из которых стала отработка навыков по определенной теме. После проведения мастер-классов была организована тематическая деловая игра, в ходе которой участники в креативной форме демонстрировали полученные знания.

Какие же плюсы мы увидели в использовании именно этого формата?

Возможность учесть разный уровень аудитории

При делении на команды можно учесть разный уровень подготовки аудитории или ее специфику. Например, если в аудитории находятся представители разных профессий, и это важно для контекста занятия, можно разделить слушателей по ним, либо можно разделить по уровню владения материалом, либо каким-то другим способом в зависимости от задачи.

Смена деятельности

Ученые доказали, что смена деятельности благотворно влияет на работоспособность аудитории и на ее восприятие информации. Деление на группы и особая организация учебного процесса дает участникам возможность прослушать три разные, но связанные между собой темы в рамках одного дня, а переход из аудитории в аудиторию, от преподавателя к преподавателю обеспечивает необходимую концентрацию внимания, особенно актуальную, когда речь идет о работе с программами.

Возможность единовременно обучить большое количество людей

В таком формате размер группы ограничен лишь количеством одновременно читающих преподавателей. В случае с изучением программ еще и вместимостью класса. Менеджерским навыкам в таком формате мы одновременно учили порядка 80 человек, в данном случае мы обучили 30 человек (3 группы по 10 человек).

Практика – лучший способ перевода знаний в умения

Здесь, наверное, никто спорить не будет. Эффективность обучения от практики зависит значительно. Есть даже такая пирамида обучения, из которой видно, что лучше практики только учить кого-то самому. Ну, это как в анекдоте, когда преподаватель объяснил три раза и сам понял, а нерадивый студент - все же еще нет. Поэтому занятие со встроенной практикой и добавленными к ней эмоциями просто обречено на успех.

Учим только тому, что будет использоваться

В этом формате невозможно лить «воду», поскольку время ограничено. Получается, что в курс включается только самое важное и нужное, тренируются только те навыки, которые реально нужны в работе. Понимание того, что нужно, рождается в процессе переговоров с руководителем-заказчиком. За основу берутся те материалы, которые участники курса используют в своей повседневной работе.

Мотивация внедрять полученные знания и учиться дальше

Этому помогает полученный позитивный опыт и кажущаяся простота. Что мы хотим переживать снова и снова? Собственный успех и приятные состояния. Такой формат позволяет дать это ощущение в дополнение к знаниям.

Минусы

О плюсах, пожалуй, все, теперь о минусах. Минус – это вечная нехватка времени, людям кажется, что надо учиться по каждому вопросу целый день, а то и два. Ну, что тут скажешь, да, коротко. Зато по делу, и обучение можно продолжить при желании.

Еще один минус возникает, если все же дается материал, который затем не будет внедряться, но это скорее минус этапа подготовки и внедрения, и его можно избежать.

Как воспользоваться форматом?

Добавим немного деталей, которые позволят повторить наш опыт, если захочется.

Поскольку мы проводили обучения для коммерсантов, наши мастер-классы были посвящены следующим темам:

  • как рассчитать цену для коммерческого предложения в Excel,
  • как сделать запоминающуюся презентацию в Power Point,
  • как планировать время и оформлять письма в Outlook.

Программа тщательно выверена заказчиком, дается только то, с чем сталкиваются в повседневной работе учащиеся, что с легкостью может проверить сам руководитель.

Обучение проводится в компьютерных классах, благо подобные классы – не редкость Слушатели все выполняют сами, повторяя за преподавателем. Практика на компьютере прерывается короткими мозговыми штурмами на тему курса, например, что должно содержать коммерческое предложение, зачем необходимо планировать свое рабочее время и т.д. В итоге – материал пройден, все нужные функции по каждой теме изучены – не больше и не меньше.

Настает время последней части. Делова игра. Все те же три команды, проходившие мастер-классы, превращаются в соперников. Здесь нужно включить креативное мышление, поэтому задание даем немного с юмором. Мы – бизнесмены, мы открываем зоопарк-тотализатор к ЧМ 2018, где животные будут предсказывать результаты матчей. Есть выделенный бюджет, есть требования (в рамках пройденных курсов), участникам необходимо сделать уникальное коммерческое предложение и провести презентацию. Ждем, чему же научились наши студенты.

Генерят, оформляют, отправляют. Вуаля! Сверяем часы. Проверяем на количество примененных новшеств – рассчитаны ли скидки от объема, проставлена ли правильная подпись в письме, отправлено ли приглашение на встречу, как выглядит и проведена презентация. Выбираем победителя - команду и самого активного участника. Призы, аплодисменты…

Результат – материал пройден, потренирован, эмоции положительные, участники хотят учиться дальше. Чего еще желать тренерам и руководителям? Только внедрения на практике.

Маклагина Мария, директор "Центра обучения АПИ" mary@api.nnov.ru 

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
+1
-1
Аватар пользователя Мария Маклагина