Кэрол Гиллиган - психолог, наиболее известная своими новаторскими взглядами на развитие женской морали и самоощущения, которые она подробно изложила в своей книге 1982 года "В другом голосе".
Гиллиган разработала свои идеи в ответ на теорию морального развития, предложенную Лоренсом Колбергом, которую она критиковала за игнорирование женских перспектив.
Гиллиган предположила, что женщины приходят к приоритету "этики заботы" по мере того, как их чувство морали развивается вместе с их самоощущением, в то время как мужчины отдают приоритет "этике справедливости"."
В этой статье рассматривается история теории Гиллигана, ее отличие от теории морального развития Колберга, а также то, как женщины развивают свое чувство собственного достоинства в мире.
Мораль: Определение, формирование и примеры
История теории Кэрол Гиллиган
Гиллиган получила докторскую степень по социальной психологии в Гарвардском университете в 1964 году и к 1967 году работала научным ассистентом Лоуренса Колберга в своей альма-матер.
Аргумент Гиллиган против теории морального развития Колберга
Теория морального развития Колберга состоит из трех уровней, каждый из которых состоит из двух стадий. На самом низком, доконвенциональном уровне, приоритет отдается потребностям "я". Затем он переходит на конвенциональный уровень, где формируется понимание того, как быть нравственным членом общества. Наконец, на самом высоком уровне, постконвенциональном, человек принимает универсальную идею справедливости.
Колберг заметил, что большинство людей не достигнут высших стадий его шкалы, а остановятся в нравственном развитии на средних стадиях, на конвенциональном уровне, и именно это показали исследования.
Однако, хотя и девочки, и мальчики, как правило, находятся на конвенциональном уровне по шкале Колберга, девочки преимущественно оцениваются на третьей стадии, которая заключается в том, чтобы быть хорошим человеком, чтобы заслужить расположение и одобрение других, в то время как большинство мальчиков оцениваются на четвертой стадии, которая сосредоточена на соблюдении норм и законов общества.
Это создавало впечатление, что мужчины достигают более высокого уровня морали, чем женщины, но Гиллиган отметила, что теория Колберга была сформулирована исключительно на основе исследований с участием молодых белых мужчин. В результате она предположила, что теория Колберга предвзято относится к мужчинам и мальчикам и не учитывает взгляды женщин и девочек на мораль.
По ее словам, мужчины отдают предпочтение "этике справедливости", где мораль сосредоточена на абстрактных принципах и правилах, которые могут быть одинаково применимы ко всем. В то время как женщины отдают предпочтение "этике заботы", где мораль сосредоточена на межличностных отношениях, а моральные суждения основаны на контексте проблемы.
Гиллиган провела несколько интервью с девушками и женщинами, в том числе одно с женщинами, которые решали, делать ли аборт, чтобы уточнить свои представления о женской морали.
Цель ее работы состояла в том, чтобы продемонстрировать, что женщины не обязательно прекращают моральное развитие раньше мужчин, но их моральное развитие идет по иной траектории, чем та, которая описана в теории Колберга.
Стадии морального развития Гиллигана
Исследования Гиллигана в области принятия решения об аборте привели ее к разработке собственной теории стадий морального развития, которую она подробно изложила в статье 1977 года, дополненной ее книгой In a Different Voice. Теория Гиллиган использовала ту же основную трехуровневую схему, что и теория Колберга, с двумя переходами между уровнями. Уровни и переходы описаны ниже.
Преконвенциональная мораль
На преконвенциональном уровне моральные суждения полностью сосредоточены на себе и необходимости выжить. Когда возникает конфликт между потребностями "я" и потребностями других, женщина выбирает удовлетворение собственных потребностей.
Переход 1
Во время первого перехода с Преконвенционального на Конвенциональный уровень женщина осознает, что у нее есть ответственность перед другими. Она впервые осознает, что ее прежнюю моральную перспективу можно охарактеризовать как эгоистичную.
Конвенциональная мораль
На конвенциональном уровне моральные суждения концентрируются на заботе о других. Женщина начинает воспринимать себя как участника общества, чье право быть хорошим гражданином зависит от помощи и защиты других. Эта забота о других преобладает над заботой о себе, что приводит к морали, сосредоточенной на самопожертвовании.
Переход 2
Во время второго перехода от конвенционального к постконвенциональному уровню женщина начинает испытывать напряжение между потребностями других и потребностями себя. Она начинает понимать, что должна найти лучший баланс между своими потребностями и потребностями других.
Это приводит к сдвигу в моральных суждениях от "доброты" к "истине", поскольку она начинает честно оценивать свои собственные желания, а не только свою ответственность перед другими.
Постконвенциональная мораль
На постконвенциональном уровне моральные суждения диктуются принципом ненасилия. Потребности самого себя так же важны, как и потребности других, что заставляет женщину прийти к универсальной этике заботы и беспокойства.
Соблюдение обязанности заботиться, избегая причинения вреда или эксплуатации себя и других, позволяет женщине принять ответственность за свой выбор.
Гиллиган не определила конкретные возрасты, когда будут достигнуты уровни морального развития. Однако, как и Колберг в своей теории, она отметила, что некоторые женщины могут не достичь самого высокого уровня. Она также заметила, что не жизненный опыт подталкивает женщину к более высоким уровням, а когнитивные способности и изменения в самоощущении женщины.
Мораль против этики: В чем разница?
Этика заботы и развивающееся чувство собственного достоинства
Перемещение по стадиям морального развития Гиллигана зависит от развивающегося чувства собственного достоинства. На доконвенциональном уровне признаются только собственные потребности на конвенциональном уровне приоритет отдается потребностям других, а собственные потребности отрицаются на постконвенциональном уровне достигается баланс между собственными и чужими потребностями.
Переход через эти уровни основан на пересмотре женщиной того, что она считает эгоизмом. На всех этих уровнях самоощущение женщины и возникающее на его основе чувство морали определяются ее чувством связи и ответственности перед другими людьми, которое постепенно развивается, охватывая других, а затем расширяется и охватывает всех, включая саму себя.
Критика теории Гиллигана
Хотя идеи Гиллигана были новаторскими, некоторые феминистские психологи также критикуют их за то, что они рассматривают женский голос как единую однородную сущность, игнорируя разнообразие женщин, основанное на возрасте, классе, расе и других факторах.
Кроме того, некоторые выразили обеспокоенность по поводу предположения о том, что женщины больше, чем мужчины, подчеркивают заботу и связь, утверждая, что это усиливает традиционные представления о женственности и, возможно, продолжает подталкивать женщин к роли сиделки.
Наблюдения Гиллигана также критикуются как результат ожиданий общества от мужчин и женщин, а не врожденных гендерных различий, что означает, что моральное развитие мужчин и женщин шло бы разными путями, если бы ожидания общества были другими.
Теория Кэрол Гиллиган сегодня
Несмотря на эту критику, теория Гиллигана продолжает изучаться и сегодня. Сегодня широко признано, что существуют две моральные ориентации: одна, которая подчеркивает справедливость, и другая, которая подчеркивает заботу, как предлагала Гиллиган.
Оба пола развивают обе ориентации, однако исследования показали, что мужчины склонны подчеркивать этику справедливости, а женщины - этику заботы.
Последние исследования продолжают подтверждать это утверждение. Например, одно исследование показало, что мужчины и женщины по-разному решают этические дилеммы в бизнесе, и этот результат был приписан теории Гиллигана. Аналогичным образом, исследование, анализирующее то, как мужчины и женщины думают о морали, показало, что мужчины используют отстраненный, интеллектуальный подход, а женщины - субъективный, личностный.
Несмотря на то, что представители обоих полов понимали моральную перспективу друг друга, мужчины и женщины не могли комфортно принять подход другого, демонстрируя гендерный разрыв, соответствующий идеям Гиллиган.
Это исследование показывает, что моральное развитие мужчин и женщин идет по разным траекториям, делая акцент на разных вещах. Поскольку женщины и девушки часто отдают предпочтение отношениям и заботе, а не правилам и принципам, их подходы к этическим дилеммам в профессиональной, академической и личной жизни, скорее всего, будут отличаться от подходов мужчин и юношей.
Поскольку мир все еще склонен отдавать предпочтение мужским взглядам перед женскими, это может вызвать у женщин и девушек чувство отчуждения или одиночества. Однако женщинам, девочкам и тем, кто воспитывает девочек, полезно помнить, что теория Гиллигана показывает, что многие женщины и девочки, скорее всего, испытывают схожие трудности.
Это знание может помочь им почувствовать себя менее изолированными и показать, что их моральные ценности и чувство собственного достоинства являются законными, даже если они отличаются от мужских.
10 женщин, которые помогли изменить психологию 8 источников Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Ознакомьтесь с нашим редакционным процессом, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и обеспечиваем точность, надежность и достоверность нашего контента.
-
Kohlberg L. The Development of Children's Orientations Toward a Moral Order. Hum Dev. 2008-51(1):8-20. doi:10.1159/000112530
-
Gilligan C, Kohlberg L, Lerner J, Belenky M. Moral reasoning about sexual dilemmas: Разработка интервью и системы подсчета баллов. Washington, DC: U.S. Commission on Obscenity and Pornography 1971.
-
Gilligan C. In A Different Voice: Psychological Theory And Women's Development. Cambridge, MA.: Harvard University Press 1982.
-
Gilligan C. In a Different Voice: Women's Conceptions of Self and of Morality. Harv Educ Rev. 1977 47(4):481-517. doi:10.17763/haer.47.4.g6167429416hg5l0
-
Wilkinson S. Feminist Psychology. In: Fox D, Prilleltensky I, ed. Critical Psychology: An Introduction. 1st ed. London: Sage Publications 1997:247-264.
-
Crain W. Theories Of Development: Concepts And Applications. 5th ed. Upper Saddle River, NJ: Pearson Prentice Hall 2005.
-
White T. Business, Ethics, and Carol Gilligan's "Two Voices". Business Ethics Quarterly. 1992 2(1):51-61. doi:10.2307/3857223
-
Mitchell K. Women's Morality: A Test of Carol Gilligan's Theory. J Soc Distress Homeless. 2002-11(1):81-110. doi:10.1023/a:1013336206400
Синтия Винни
Синтия Винни, доктор философии, является экспертом в области психологии СМИ и ученым, чьи работы были опубликованы в рецензируемых журналах по психологии.
- verywellmind.com
Поделиться