Исследования одаренности имеют сравнительно недавнюю историю, хотя знаменитые работы Л. Термана были начаты еще в 20-х годах. Подавляющее большинство исследований, проведенных за два десятилетия с 1-го съезда Всемирного Совета по одаренным и талантливым детям (1973 г.), использовали метод поперечных срезов, ограничиваясь изучением выборок одного или нескольких возрастов. Этот метод позволяет оценить показатели одаренности и личностные характеристики испытуемых в определенный момент времени, но не подходит для изучения развития одаренности на протяжении всей жизни.
Ретроспективный анализ документальных данных и/или воспоминаний может дополнить срезовый метод, но его ценность ограничена. Он не позволяет изучать влияние окружения и обучения на развитие одаренности, а также объективно оценивать индивидуальные характеристики, основанные на рейтингах, которые могут быть ненадежными. К тому же, сложно идентифицировать контрольную группу, чтобы сравнивать развитие одаренных с их обычными сверстниками.
Лонгитюдные исследования, основанные Л. Терманом и его коллегами, изучавшие выборку детей с высоким IQ в течение 40 лет, продемонстрировали ценность этого метода как для научных исследований, так и для практики обучения и воспитания одаренных детей.
Лонгитюдные исследования, как правило, включают многократное изучение одних и тех же испытуемых в течение продолжительного периода времени. Они позволяют:
- Определить одаренность как потенциал и проследить ее развитие.
- Идентифицировать испытуемых с таким потенциалом.
- Зарегистрировать различные факторы, влияющие на развитие одаренности, как индивидуальные, так и средовые.
- Включить в исследование контрольные группы.
Несмотря на преимущества, лонгитюдные исследования составляют лишь 10% всех исследований одаренности. Это связано с большими затратами времени, сил и средств, необходимых для их проведения.
Одна из важнейших задач лонгитюдных исследований - идентификация одаренности. Современные психологические концепции признают многомерность интеллекта, что предполагает многофакторность одаренности и даже множественность ее видов.
Различные теоретические концепции одаренности приводят к различным формам лонгитюдных исследований, результаты которых уточняют и модифицируют эти концепции, а также проверяют эффективность программ обучения и воспитания одаренных.
Одним из критериев отбора одаренных испытуемых для лонгитюдных исследований является общественное признание их достижений. Однако, награды не всегда свидетельствуют об одаренности, поэтому данный критерий часто дополняется или заменяется психометрическими методами, такими как тесты интеллектуальных, творческих и других способностей.
В американском 50-летнем исследовании ранних проявлений математических способностей, было выявлено, что одаренные мальчики превосходили девочек по показателям тестов математических суждений, пространственного мышления и механики. Лонгитюдные данные показали, что при равном уровне достигнутых успехов к 23 годам, мужчины значительно чаще, чем женщины, проявляли себя в математике, физике и технических науках.
Главной целью лонгитюдных исследований творческой одаренности, проведенных П. Торренсом и его сотрудниками, было обоснование предсказательной валидности тестов творческого мышления (ТТСТ). Исследования показали, что высокие показатели ТТСТ у детей не гарантируют их творческие достижения, но увеличивают их вероятность. Важными условиями творческой реализации также являются поддержка со стороны взрослых, уровень интеллектуальных способностей и опыт проживания и обучения в других странах.
В некоторых лонгитюдных исследованиях используются сложные и многоступенчатые формы организации экспериментальных обследований. Например, 9 тысяч учащихся старших классов школ Германии были обследованы в 1973 г. с помощью теста академических способностей, учительского рейтинга, регистрации успеваемости, внешкольных интересов и профессиональных планов. Спустя 5, 11 и 17 лет им были разосланы опросники об их профессиональной деятельности.
Сочетание лонгитюдного и срезового методов продемонстрировало свою плодотворность в Мюнхенском лонгитюдном исследовании одаренности, проведенном на большой выборке школьников Германии в возрасте от 6 до 18 лет в течение 1985-1988 гг. Исследование показало, что одаренность является индивидуальным когнитивным, мотивационным и социальным потенциалом, на основе которого достигаются высокие результаты в одной (или нескольких) областях деятельности.
Определение эффективности программ обучения для одаренных детей разного возраста является еще одним важнейшим направлением в лонгитюдных исследованиях одаренности.
Лонгитюдные исследования одаренности позволяют ответить на вопросы о том, как одаренный человек изменяется с возрастом и как влияют те или иные характеристики его одаренности и опыт раннего периода на его более поздние достижения.
Основные цели и выводы лонгитюдных исследований одаренности могут быть представлены в двух аспектах:
- Выявление условий для проявления одаренности. Ключевыми факторами являются раннее выявление одаренности, интересы детей и их внешкольные увлечения, а также специальные программы обучения, направленные на развитие исследовательской активности и самостоятельного учения. Важную роль играет поддержка со стороны взрослых, особенно родителей.
- Определение влияния половых различий на реализацию потенциальных возможностей. Одаренные девочки и мальчики различным образом реагируют на одни и те же методы диагностики и обучения.
Исследование Л. Термана и его сотрудников до сих пор сохраняет свое значение как стандарт для последующих лонгитюдных исследований одаренности. Современные лонгитюдные исследования разрабатывают научную основу для программ воспитания и обучения одаренных детей и подростков.
Поделиться