5 советов по повышению мотивации к электронному обучению

Хорошее начало - половина успеха. Что касается электронного обучения, высокая мотивация - это не только хороший старт, но и ключевой компонент эффективности курсов. В этой статье я дам пять советов о том, как повысить уровень мотивации и побудить учеников с радостью воспользоваться преимуществами электронного обучения.

Как улучшить мотивацию к электронному обучению

Что такое мотивация? Нет, я вовсе не предлагаю пофилософствовать! Тем не менее, для организации профессионального электронного обучения необходимо владеть ключевыми понятиями - такими, как "мотивация", "вовлеченность", "взаимодействие" и т.д., поскольку мы активно используем их, пытаясь создать идеальный опыт для нашей аудитории. Упрощенно говоря, мотивация - это причины, побуждающие людей что-либо делать. Таким образом, мотивация к обучению - это причины, побуждающие учиться. В нашем случае речь идет о стремлении пройти электронный курс до конца.

Как вы, наверное, уже догадались, за мотивацию отвечают создатели курса. Если мотивация недостаточно сильна, ученики со временем теряют интерес к курсу или, что еще хуже, начинают учиться вполсилы. Не слишком радужная перспектива, не правда ли?

Но не бойтесь! Ниже я дам пять советов о том, как повысить уровень мотивации учеников или, иными словами, пробудить в них желание учиться. 

Советы основаны на модели мотивации ARCS.

1. Привлеките внимание учеников

Чтобы побудить людей заниматься чем угодно, сперва нужно привлечь их внимание. Чтобы ваш электронный курс был эффективным, необходимо заинтересовать учеников. Схема проста: сначала вы привлекаете интерес, затем стимулируете жажду узнавать новое, после чего вам остается лишь удерживать внимание. Помимо вводных фраз "Пожалуйста, запомните, что...", "Обращаем ваше внимание на то, что..." и "Важный момент: ...", привлечь внимание можно с помощью увлекательных материалов. Чтобы ваши электронные материалы пробуждали интерес, включите в них следующие элементы:

    1. Визуальное разнообразие.
      Тщательно подобранные изображения добавляют курсам визуальной привлекательности. Такие изображения должны быть не только эстетичными, но и актуальными (т.е. они должны отображать ключевые концепции курса). Не забывайте о разнообразии и не недооценивайте значимость хорошего графического дизайна и разметки.
    2. Интерактивность.
      Интерактивность - это мощный инструмент, который при правильном использовании может подогреть интерес к вашему курсу. Даже если вашим ученикам приходится перетаскивать элементы по странице, чтобы пройти раздел, это вовсе не означает, что они делают это охотно. Чтобы повысить уровень мотивации, необходимо создать интерактивную среду, давая ученикам возможность самим ее исследовать. Это подогреет их природную любознательность и, как следствие, привлечет внимание к вашему курсу.
    3. Игры.
      Игра - это не только отличный способ заинтересовать учеников, но и возможность развлечь их после большого блока текста или длинного модуля. Возьмите этот прием на вооружение, если вам приходится часто давать ученикам объемную информацию. Игра с хорошим дизайном, в которой можно было бы использовать полученную информацию, может служить образовательным и мотивационным целям.
    4. Мультимедиа.
      Видеоролики, подкасты, анимация - все это пробуждает в учениках жажду открытий, заставляет их узнавать новое. Если финансовые или временные ограничения не позволяют вам создать качественный видеролик, обратитесь к анимации с хорошей озвучкой. В некоторых случаях симпатичная картинка в сочетании с приятным голосом упрощает восприятие важной и сложной информации.
    5. Юмор.
      Юмор - это едва ли не самый эффективный способ привлечь внимание. Разумеется, его необходимо использовать с осторожностью. То, что кажется смешным одним, у других не вызовет и улыбки. Обращаясь к шуткам, постарайтесь никого не оскорбить. При правильном использовании и умеренной дозировке юмор может стать мощным инструментом для обезоруживания учеников (в хорошем смысле этого слова).
    6. Провокационные вопросы.
      Стимулируйте любознательность учеников, задавая им интересные вопросы. Доказано, что обучение проходит эффективнее, если рассматриваемый материал имеет отношение к личной или профессиональной жизни обучаемых. Давайте ученикам актуальные задания и предлагайте им высказывать мнения по изучаемым темам. Это даст вам еще одно преимущество - качественную обратную связь, которая никогда не будет лишней.

2. Повысьте уровень вовлеченности

Разумеется, ученики захотят осваивать ваш курс только в том случае, если он будет для них актуален. Личностно-ориентированный подход может повысить уровень мотивации, убедив учеников в том, что информация, которую они получают, действительно полезна и может быть использована на практике. Если они почувствуют, что им удается совместить обучение и реальный личный или профессиональный опыт, они естественным образом захотят узнать больше.
Говоря о чувствах, нельзя недооценивать силу эмоций. Эмоции играют очень важную роль в процессе управления мотивацией, поскольку все, что вызывает у нас положительные эмоции, неизбежно становится для нас интересным и значимым. Чтобы воспользоваться силой эмоций, обратитесь к эмоционально-ориентированному lподходу, позволяющему установить связь с учениками. Одним из используемых в нем методов является художественное повествование. Кроме того, вы можете пустить в ход сценарии. Убедитесь в том, что персонажи ваших историй походят на ваших учеников, в сценариях описываются реальные события, а вопросы к сценариям способствуют вовлечению в обсуждение.

  1. Повысьте самооценку учеников.
    Связь самооценки с мотивацией предельно ясна - если человек думает, что не может достичь конкретной цели, но не будет заинтересованно преследовать ее. Ваши ученики должны быть уверены в своих силах, и эта уверенность даст им мотивацию к обучению. Прежде всего, необходимо создать положительные ожидания. Существует несколько способов это сделать - например, открыто и конкретно поговорить о грядущем успехе. Вы должны сразу же представить цели курса, четко обозначить его структуру и продолжительность обучения. Зачем? Ваши ученики должны знать, чего можно ожидать и к чему нужно стремиться. В этом случае они будут чувствовать себя увереннее, а их мотивация возрастет.
  2. Повысьте уровень удовлетворенности.
    Если ваши ученики будут удовлетворены курсом, они наверняка захотят продолжить обучение. Как повысить уровень удовлетворенности? Самый и самый эффективный очевидный вариант - наградить учеников за приложенные усилия. Все мы стремимся получать награды. Причины могут быть разными - например, желание соревноваться и побеждать, потребность в признании и поощении и т.д., но в любом случае, награды очень мотивируют. Они улучшают самочувствие и заставляют почувствовать удовлетворение. Ваши ученики могут зарабатывать достижения или бронзовые/серебряные/золоты звезды (в зависимости от структуры и требований курса). Это мотивирует их учиться больше и лучше.
  3. Поощряйте социальное взаимодействие.
    Последним (по счету, а не по значимости) способом улучшить мотивацию является разработка стратегии социального обучения. Воспользуйтесь силой социальных сетей, чтобы наладить общение между учениками. Люди охотнее учатся, почувствовав, что рядом есть кто-то, кто делает то же самое и с кем можно об этом поговорить. Обеспечьте механизмы социального взаимодействия и поощряйте обмен опытом от прохождения курса. Организуйте онлайн-обсуждение, где можно будет получить задать вопрос и получить ответ на него или поделиться своими опасениями. Поощряйте общение и активное участие в дискуссиях, позволяющих лучше понять обучающие материалы. Социальное обучение дает возможность смотреть на процесс получения новых знаний с разных углов, создает мощные связи между учениками и, в конечном итоге, обеспечивает невероятно полезный и приятный опыт, который дает силы и желание учиться дальше.

elearningindustry.com, перевод: Айрапетова Ольга

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1