На днях прочитав статью о новой концепции под названием "Эмоции во благо: как устроен эмоциональный интеллект", я пришел к выводу, что:
во-первых - ровным счетом ничего не понял из описанного, вернее общую суть я уловил, но каким же сложным и витиеватым языком все было описано;
во-вторых - уже читал о данной концепции , из чего сделал вывод, что этот продукт усиленно продвигается в специализированных СМИ.
И на основании этого вывода, решил написать статью. Но, давайте по порядку. Немного о себе. Я HR универсал с большим опытом работы на производстве. Чуть позже я объясню почему я концентрирую на этом внимание.
Справедливо будет отметить, что все нижеописанное относится ко всем новоявленным концепциям и данную мы рассмотрим как пример. Итак, концепция эмоционального интеллекта в описании пестрит трудно воспринимаемыми научными терминами, новыми понятиями, отсылками к известным ученым, красивыми оборотами речи. Создается впечатление, что авторы исходили из принципа "чем непонятнее и туманнее, тем лучше". Для меня суть всей концепции вместилась в одну фразу "полагайтесь на свою интуицию". Тогда возникает вопрос, для чего было "городить весь огород". Ответ лежит на поверхности, это очередной коммерческий продукт и на данный момент происходит его активная раскрутка.
Что ж, схема довольно проста. Выбираем самое обыкновенное определение. Подключаем молодого амбициозного философа, который раскатает это понятие по околонаучным фрагментам и терминам, превратив его в практически новое учение. Так же привлекаем к работе опытного PR или психолога владеющего приемами работы с человеческими массивами на уровне проповедников из религиозных сект. Добавляем красивую обертку и новый бизнес проект готов. Далее подключаем агрессивную рекламу в СМИ и интернет ресурсах и регулярно "светимся" на HR тусовках. Вот здесь работает психология, мы не можем признаться кому либо что ничего не понимаем в этой концепции, поэтому мы будем всем говорить о том какая это новая, свежая и оригинальная идея. Все, процесс запущен. Дальнейшее еще проще, в крупных компаниях на "ура" воспримут проведение тренингов и семинаров по данной концепции, ибо надо осваивать бюджет, выделенный на обучение персонала. Чем дороже эти тренинги, тем престижнее. И самое главное, все довольны. Руководитель компании доволен, что персонал обучен и развивается. HR департамент поставит себе "галочку" о выполнении работ по обучению персонала. Работник доволен что, получив сертификат его профессиональный и социальный статус вырос. И пока все довольны будут возникать новые концепции как грибы после дождя. И будут колесить адепты концепций с тренингами, семинарами и мастер-классами по городам и весям.
Вот теперь мы возвращаемся к моему опыту работы на производстве. Дело в том, что на производстве мы производим реальный продукт, который можно ощутить физически. Я менее подвержен абстрактным понятиям. Я реалист. Для меня важным является то, насколько полезным является продукт и какой его КПД (коэффициент полезного действия). Потому что большинство новоявленных концепций не несут в себе абсолютно ничего. Это большой мыльный пузырь. На выходе - ноль. И очень жаль что на данный момент на HR полях правит "человек слова", а не "человек дела".
Теперь давайте разберем так называемую новизну новых концепций и продуктов. Анализ множества новых HR брендов, продуктов и технологий, говорит о том что они далеко не новы. И если мы возьмем любой справочник по научной организации труда 70-80 гг., то увидим, что "новые идеи", либо как под копирку повторяют содержание этих справочников, либо очень близки по смыслу, только в осовремененном и переоблицованном виде. И на самом деле очень сложно найти среди всей этой мишуры что-то действительно новое и полезное.
Итак, подводим итоги. Пока нам комфортно и удобно находится в иллюзиях, игнорируя объективность и реальность, мы будем с завидным постоянством получать этот бесполезный продукт.
В конце хотелось бы отметить, что принимать на веру или нет новые концепции или даже эту статью, решать лично вам.
Поделиться