ТЫ ЗДЕСЬ НИКТО, или моббинг по-русски.

Константин | 14.12.2006 15:21
Аватар пользователя Константин

Пишу статью про моббинг. Это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства. Чаще всего -- в отношении новичков. Расскажите, кто с этим встречался и как этому противостоять? Как службе персонала предотвращать такие случаи? Реальные случаи?

Форум: 

Аватар пользователя Jan

Мне так кажется, что по русски это звучит как - агрессия на работе, травля. Встречаться недоводилось. Противостоять? В компании со здоровой организационной культурой это явление скорее исключение. Причина: как мне кажется коренится в личностных особенностях как "агрессора", так и "жертвы": заниженная самооценка, комформность, неуверенность в своих профессиональных знаниях, качествах и т.д. и т.п.
Выход: - дать отпор; - сменить место работы.
Служба персонала: должна выявлять "точки напряжения", с помощью изучения социально-психологического климата в коллективе и посредства оценки удовлетворенности работой, рабочим местом и т.п.

Аватар пользователя Jan

Вот Вам и пример из одной темы данного форума:

Мася wrote:

почитала про резюме, вспомнила немного не в тему: у нас была секретарь в организации, несколько ограниченная девушка, но все бы ничего, пока однажды не увидели как она со старых конвертов марки отдирает и на новые наклеивает и в таком видке отправляет, когда ее стали ругать за это, она поравдывалась, что она же о фирме заботится, деньги на почтовые расходы экономит....
но ее не уволили, потому что икать нового секретаря себе дороже... правда она потом сама ушла, ее менеджеры довели - их любимый прикол был ставить ей на стартовую страницу порно сайты, она от этого смущалась, а поменять стартовую страницу или блокировать комп, когда выходишь с кабинета она не умела..........
вот такая грустная история....
Аватар пользователя ALLY

Реальная история № 1. Один мой знакомый! Нужно отдать ему должное...умел наслаждаться процессом, а не только итогом...После очередного обмана со стороны работодателя...и высказывания типа "молчать, так и не как иначе"...мой приятель обиделся. Но вот беда: он очень любил в институте административное право и очень хорошо знал как работает система органов исполнительной власти...Не буду всего перечислять...но после 6 проверки работодатель понял откуда дует ветер...но больше рисковать не стал...а сделал его АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДИРЕКТОРОМ...

Реальная история № 2. Один мой знакомый рассказал следующую историю:
был он неугодным на предприятии для многих людей...прежде всего, что не извивался как угорь на планерках и не прятал голову в кусты и не прикрывал за провалы коллег, а шпинял как этого требовала ситуация...И его начала терроризировать...депримированием...забыли подарки детям на новый год...ну вообщем то жестко...Что он сделал...научился танцевать самбу и когда его вызывали на ковер...он не в чем себе не отказывал и крутил бедрами заученные движения прямо при докладе...вскоре он сбросил пузо...стал стройным и подтянутым...ходил по корридорам вприпрыжку...ему стало побарабану, что его пытались придавить...он всегда был в хорошем настроении...мог спокойно в обеденный перерыв учить коллег основным движеням танца...и постепенно все поняли, что он живет в другой системе координат...и отстали

К чему я все это...да вот способов то много противостоять...но готовы ли мы к этому и что мы с этого поимеем...

Аватар пользователя New N

Совсем недавно я и сама столкнулась с такой проблемой. Перешла в новую компанию - и не увидела восторга в глазах моих коллег. Конечно, сложно быть новеньким. Помогла подготовка к новогодним праздникам. Пришлось дергать сотрудников по разным вопросам и они начали привыкать ко мне. Но вот за мной пришел другой новый сотрудник. Здесь уже я начала заниматься его адаптационным процессом: вручила "Руководство для новичка", рассказала о компании, поводила по отдделам, познакомила с сотрудниками, составили с его непосредственным руководителем план работы на ИС, для сотрудников - подготовили информацию о новичке (его достижениях, жизненных ценностях). А вечерами за чаем спрашивала о настроении, впечатлениях, трудностях. Вроде бы приживается. Думаю, что умелый Hr знает, как проявить заботу о новом сотруднике, ведь здесь и его работу оценивают;)

Аватар пользователя zabiyaka

Я считаю, что если сталкиваешься на работе с моббингом, единственно правильное решение - поменять место.
У меня был случай, в первые дни работы начальница мне заявила, что я полное ничтожество, но она из меня сделает человека. Я походила еще несколько дней в эту контору, присматрелась и всё-таки ушла, главным образом из-за этой мадам.
На этапе собеседования и наёма, она была весьма доброжелательна и производила впечатление грамотного менеджера. А потом оказалось, что у нее проблемы с воспитанием или психикой и полный бардак в делах...

Аватар пользователя вераока-76

Как не стать жертвой моббинга?
Это явление известно уже давно, но как отдельная психологическая проблема оно было выделено только в 70-80 года 20 века и получило название моббинг (от англ. mobbing - притеснять, грубить, нападать).
Тотальность моббинга поражает. Его жертвой может стать каждый, и, наверное, нет такой компании, где не нашлось хотя бы одного признака этой болезни. Какие можно выделить способы негативного воздействия на человека в офисе?
Моральное преследование. Является самым популярным. Это исключение сотрудника из активной жизни компании, что достигается перекрыванием каналов коммуникации: не сообщают важной информации или сообщают ее слишком поздно, не зовут на ответственные совещания, и т.п. Это изолирование человека от неформальных личных контактов: не здороваются, не приглашают на вечеринки, не делятся личными новостями. Это распространение негативной информации и сплетен. Крики и оскорбления являются вершиной морального преследования.
Игнорирование успехов. Распространено в отношениях работник-руководитель. "Неугодному" сотруднику не повышают зарплату, "забывают" о премиях, не посылают на обучение, не говоря уже об отсутствии элементарной похвалы. Интересен тот факт, что подобная травля со стороны начальства часто активно поддерживается рядовыми коллегами, вносящими в "черное" дело свою лепту. Почему? Да потому, что люди элементарно боятся открыто сочувствовать, дабы не стать очередной жертвой.
Физические действия. Кнопки на стуле, подпиленные ножки, пурген в чае - это скорее экзотика и школярство. А вот перекладывание бумаг на рабочем столе, выведение из строя аппаратуры, удаление ценных файлов имеют место быть.
Физическое насилие. Подобный способ возможен, когда конфликт между сотрудниками обостряется до крайности. В результате возникают самые настоящие драки.

С какой целью люди начинают портить жизнь своим подчиненным или коллегам? Выгода налицо. Во-первых, это прекрасная возможность расправиться с неугодными и выжить их из компании, не прибегая к сложным административным процедурам. Редко кто способен выдерживать придирки и нападки длительное время. Во-вторых, запугав человека, на него можно переложить часть своей работы. Например, на новеньких часто сваливают всю неинтересную работу. А чтобы его принудить, нужно слегка надавить. И, наконец, моббинг - хороший способ отстоять привилегии, начиная с лучшего места в кабинете и заканчивая поездками в интересные командировки.
Моббинг бывает вертикальным и горизонтальным.
Вертикальный моббинг проявляется в отношениях "начальник-подчиненный". Подобное неравенство провоцирует руководителей со сложным характером на неуставные действия. Причем, зачастую, как работник человек начальство может вполне устраивать, и увольнять его никто не планирует. Это просто выход отрицательных эмоций, связанный с личными проблемами руководителя или с неприятием неких особенностей сотрудника.
Впрочем, начальник и сам не защищен от моббинга со стороны подчиненных, особенно если он пришел в сложившийся коллектив. Подчиненные могут открыто саботировать решения нового руководителя, что закономерно приводит к увольнению человека, если он не сможет справиться со сложившейся ситуацией. Горизонтальный моббинг направлен на коллег. Эта ситуация в чем-то проще, поскольку равным всегда можно достойно ответить, однако бороться в одиночку с целым коллективом - занятие не из приятных.
Что ощущают жертвы моббинга?
Самосознание человека, попавшего в подобную ситуацию, и не умеющего постоять за себя, постоянно подвергается давлению и как следствие возможно возникновения комплекса неполноценности, если нападки упорно не прекращаются или человек не увольняется. Жертва начинает ощущать неуверенность, сомнение в своих силах и способностях, боится оказаться в неприятной ситуации. Ей все время кажется, что коллеги и даже домочадцы! пытаются унизить ее, доказать ненужность и бесполезность ее существования. Все чаще человек думает: "Со мной что-то не так, раз я заслужил подобное обращение" К тому же появляется страх: "Если я уйду с этой работы, то не смогу найти другую" или "я не у кого не вызываю симпатии". Многие жертвы моббинга подолгу находящиеся в стрессовой ситуации, начинают видеть врагов и обидчиков практически на каждом шагу. И чтобы защитить себя от нападок и грубостей, они сами начинают грубить, даже людям, не участвующим в травле, приобретая тем самым все большее число недоброжелателей. Все это напоминает снежный ком.
Однако далеко не всегда придирки коллег вызваны их несправедливостью или патологической злобностью. Возможно, сам человек дает повод относиться к себе неадекватно. Как можно настроить людей против себя?
Хвастовство.
До добра оно еще в школе никого не доводило. Те, кто не постиг прописные истины в детстве (а школа и моббинг понятия тождественные), тот страдает и по сей день.
Я вам не чета. Дистанцирование от коллег при обсуждении самых разных тем (диеты, романы, цены), отказ от совместных походов в кафе или от общих чаепитий в офисе, демонстрация картины под названием "я существо редкого теста" закладывают фундамент отторжения от коллектива.
Жалобы. Антипод хвастовству, но действует столь же безотказно. Постоянно причитающий и ноющий коллега, "грузящий" проблемами всех и каждого является серьезным претендентом на роль жертвы моббинга.
Просьбы.
Конечно, можно изредка обращаться за помощью к коллегам. Но если это станет навязчивым поведением, отдача будет жестокой.
Ваши правила не наши!
Чем дольше существует коллектив, тем больше он сплочен. Нарушение негласных правил, а иначе корпоративной морали настраивает народ против вас.
Интеллект - редкая штука! И, похоже, что здесь им обладаю только я! Все, считайте, что вы уже погибли.
Все мое!
Лучший стол, лучший стул, вся вешалка и 3 полочки в холодильнике - пользоваться ими приятно, только долго ли?
Игры с противоположным полом.
Заигрывание, сексапильные наряды, "динамо" создают клубок сплетен и обсуждений. Вас засудят, даже не сомневайтесь!
Подтрунивание!
Сарказм и шутки над окружающими вовсе не гарантируют, что вы не станете "следующей жертвой".

Тем не менее, есть причины возникновения моббинга, не связанные непосредственно с поведением потерпевшего. Специалисты выделяют следующее:
Внешняя для фирмы кризисная ситуация;
Приход нового коллеги;
Наличие нескольких претендентов на 1 освободившееся карьерное место;
Резкое повышение по службе одного из коллег;
Зависть;
Страх за себя;
Нежелание раскрытия подробностей "старых дел";
Неприятие провинциалов, столичных "штучек", представителей другой национальности, иностранцев;
Предубеждение против инвалидов;
Политические и социальные предпочтения;
Активное противостояние сексуальному преследованию.
Вопрос "Что делать?" волнует и руководителей и сотрудников. Увы, но бороться с явлением моббинга сложно, да и эффективных способов до сих пор никто не изобрел. Факт остается фактом: практически все истории заканчиваются сменой работы.
Руководитель, для которого важен психологический климат в коллективе, должен постоянно отслеживать обстановку. Здесь хорошо помогают методы социометрии. Если выявляются жертвы моббинга, то важно своевременно выяснить причины их изоляции, и устранить негативную ситуацию. А для этого в штате желательно иметь квалифицированного психолога, или пользоваться помощью со стороны, например предупреждающей организацией тренингов по командообразованию. Втянутому в конфликт человеку следует уметь отстаивать свои гражданские и человеческие права: одним из действенных способов является прямой разговор. Правда, это требует большой выдержки. Эмоции необходимо оставить в стороне и убеждать силой логики. Не помешает поддержка со стороны.
ведите себя бдительно, но, не преувеличивая реальной угрозы!
не замыкайтесь в себе и не выказывайте страха!
не позволяйте мучить себя мелочными придирками!
недвусмысленно дайте понять мобберу, что вы его происки не принимаете близко к сердцу!
найдите в себе силы поставить моббера на место!

У жертвы моббинга остаются в запасе суд, прокуратура и государственная инспекция труда. Однако подобные отношения в коллективе перевести в юридическую плоскость невероятно сложно. Намного проще действовать через суд, если несправедливые притеснения выливаются в конкретные действия (отсутствие повышения зарплаты на фоне других сотрудников, или несправедливое увольнение). При этом жертва вынуждена посвятить в свою ситуацию начальство, профсоюз, врачей, адвокатов. Подобное решение может принести и человеку и организации больше вреда, чем пользы. Здесь каждый решает сам!
Кстати, нередко руководство компании с целью прекращения разгоревшегося конфликта, не вдаваясь в подробности, увольняет и жертву, жаждущую мести, и ее обидчика. Незаменимых нет, как вы знаете! Стоит иметь это ввиду!

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий