Отмена классности водителей
missisleo2012
| 14.01.2019 08:53

когда то в транспортной организации водителям присваивали классность. Соответственно, в трудовых книжках писали "Принят водителем 1...2,3 класса транспортных средств". Через пару лет эту классность отменили, стали водителей принимать просто "Принят водителем категории Д". Как быть теперь с записями в трудовой, в которых указана классность?? Переименовать должность??
Форум:
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Вы решили изменить в ШР наименования должностей в том числе и тех водителей, которые были приняты на работу ранее, а не только вновь вводимых?
В штатном уже года как три (после отмены надбавки за классность) идет только "водитель категории Д".
Если оставить наименования должностей с классами, то за классность положена надбавка. А у водителей сейчас только оклад.
В штатном уже года как три (после отмены надбавки за классность) идет только "водитель категории Д".
То есть изменения в ШР вы внесли, а работникам наименования должностей в ТД не меняли, и хотите сделать это сейчас?
Если оставить наименования должностей с классами, то за классность положена надбавка.
после отмены надбавки за классность)
Если надбавка УЖЕ отменена - о какой "положенной" надбавке идет речь?
Документально она не отменена. Надбавку просто перестали платить.
Допсоглашения к ТД с работниками надо заключать (ну и это - работники, которые спохватятся, могут с вас стребовать за прошедшее время недоплаченное).
__________________
Вопрос: В ООО принимается временно (на 5-6 месяцев) работник для управления легковым автомобилем (категория В) и автомобилем "Форд Транзит" (13 посадочных мест) (категория Д). У данного работника имеются все категории, кроме А. Из трудовой книжки данного работника следует, что бывший работодатель установил первый класс.
Как определить классность водителю?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Закон не содержит норм, обязывающих работодателя устанавливать водителям классы. Порядок присвоения классов квалификации водителям автомобилей, обязательный для применения всеми работодателями, законодательством не установлен. Работодатель вправе самостоятельно определить для себя необходимость и порядок присвоения работникам классов.
Обоснование вывода:
Согласно абзацу второму части второй ст. 57 ТК РФ если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
С выполнением работы по управлению автомобилем установлен ряд ограничений. В частности, работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (часть первая ст. 329 ТК РФ). Для водителей автомобилей приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 установлены максимальная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность перерывов в работе и другие особенности. Работа, непосредственно связанная с движением транспортных средств, требует пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение, а также обязательный предварительный медицинский осмотр (ст. 328 ТК РФ).
Следовательно, работодатель в соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ должен руководствоваться в отношении лиц, занимающих должность водителя, наименованием и квалификационными требованиями, которые содержатся в профессиональном стандарте либо квалификационных справочниках.
Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 (далее - Квалификационный справочник), предусмотрено, что работы по управлению легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок составляют квалификационную характеристику такой профессии, как водитель автомобиля. Следовательно, в трудовом договоре с лицом, управляющим автомобилем, трудовая функция должна быть обязательно указана именно как "водитель автомобиля".
Квалификационный справочник предусматривает внутридолжностное категорирование по профессии "Водитель" в рамках трех классов, каждый из которых предусматривает различные квалификационные требования. Из этого документа следует, что присвоение классности осуществляется с учетом наличия у работника права управления транспортными средствами соответствующей категории и стажа у данного работодателя (смотрите также примечания к профессии "Водитель автомобиля" в Квалификационном справочнике).
При этом трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя устанавливать водителям классы. В то же время закон не запрещает работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, самостоятельно устанавливать категории (классы, разряды и т.п.) по определенным должностям или профессиям для целей, например, дополнительного материального стимулирования трудящихся и присваивать их конкретным работникам (смотрите, например, апелляционные определения СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 19.09.2013 по делу N 33-4965/2013, от 23.05.2013 по делу N 33-2761/2013).
Порядок присвоения классов квалификации водителям автомобилей, обязательный для применения всеми работодателями, законодательством не установлен*(1).
Согласно п. 8 указанного Квалификационного справочника порядок присвоения категорий, класса, группы по отдельным профессиям аналогичен порядку присвоения разряда рабочему, который изложен в Общих положениях единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30.
В соответствии с п. 10 Общих положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР вопрос о присвоении или повышении разряда, группы квалификации, класса, категории рабочему рассматривается квалификационной комиссией предприятия, организации, цеха.
Поэтому мы полагаем, что работодатель в рассматриваемой ситуации вправе самостоятельно разработать и утвердить критерии отнесения водителей к тому или иному классу.
Аналогичные разъяснения содержат и консультации с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ" (смотрите, например, вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2). При этом в одной из консультаций (смотрите вопрос-ответ 3) работодателю предложено присваивать водителям классы, например, исключительно по формальному признаку в зависимости от стажа работника либо организовать проверку знаний работника и присваивать класс в зависимости от результата.
Отметим, что в отношении отдельных категорий работников право на сохранение квалификации при изменении места работы прямо предусмотрено нормативными актами. Так, согласно п. 18 Положения о квалификационных комиссиях трамвайно-троллейбусных, трамвайных и троллейбусных управлений и предприятий горэлектротранспорта РСФСР (утверждено приказом Минжилкомхоза РСФСР от 17.03.1977 N 110) квалификация третьего, второго и первого класса при изменении места работы водителей сохраняется на основании записи в трудовой книжке. К сожалению, нам не удалось найти аналогичные нормы в отношении водителей других транспортных средств.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что при отсутствии норм, предписывающих иное, решение о присвоении работнику определенного класса имеет силу лишь для того работодателя, который такое решение принимает. Другие работодатели не обязаны руководствоваться этим решением при приеме на работу работника, которому на предыдущем месте работы был присвоен определенный класс (смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 18.01.2016 по делу N 33-240/2016; решение Павинского районного суда Костромской области от 17.01.2017 по делу N 2-11/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 22.09.2015 по делу N 33-3971/2015).
Однако и запрета на установление классности работника при устройстве на работу на основании решения, принятого другим работодателем, не установлено.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
27 апреля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) На сегодняшний день порядок присвоения классов квалификации водителям автомобилей предусмотрен только для некоторых государственных или муниципальных органов (смотрите, например, приказ Министерства сельского хозяйства Алтайского края от 03.07.2017 N 132 "Об утверждении Положения о порядке присвоения класса квалификации водителям автомобилей"; приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12.02.2013 N 66 "Об утверждении Положения о порядке присвоения классов квалификации водителям автомобилей центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации"; постановление Администрации г. Таганрога Ростовской области от 18.07.2014 N 2230 "Об утверждении Положения о порядке присвоения классов квалификации водителям автомобилей, работающим в органах местного самоуправления").