Договор о материальной ответственности с несколькими сотрудниками

Мария Г. | 14.07.2015 09:59
Аватар пользователя Мария Г.

Добрый день!

У меня такая ситуация: на предприятии есть 1 машина, но управлять ей будут несколько сотрудников. Возможно ли с ними заключить один общий договор о полной материальной ответственности. 

В инете нашла договоры с 1 сотрудником и "коллективный" (бригадный). Он не совсем подходит и смущает меня. Помогите, пожалуйста!

Форум: 
+1
0
-1

Аватар пользователя Мазухина_Анна

"на предприятии есть 1 машина, но управлять ей будут несколько сотрудников. Возможно ли с ними заключить один общий договор о полной материальной ответственности."

Нет. И даже несколько нельзя - водителя ведь нет в постановлении Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85.
(ну и это - нет такой должности/профессии "водитель", есть "водитель автомобиля". Переименуйте, пока не поздно).

"и "коллективный" (бригадный). Он не совсем подходит и смущает меня"

Чем?

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Но даже если это будут "просто сотрудники", которым будет передаваться в управление авто организации, а не водители - полную матответственность за машину они будут нести в случаях, перечисленных в ст. 243 ТК РФ. Никаким договором вы на них полную ответственностьт возложить не можете.

Аватар пользователя Мария Г.

Анна, эти сотрудники не водители. Просто купили 1 машину, а ей пользуются все. Под ст. 243 ТК РФ эти сотрудники попадают. 

В течение одного дня на этой машине будут ездить несколько человек, а если что-т о случится с авто, то кому-то нужно будет отвечать. 

Аватар пользователя Мазухина_Анна

"Под ст. 243 ТК РФ эти сотрудники попадают"

Под какой конкретно пункт?

"В течение одного дня на этой машине будут ездить несколько человек, а если что-т о случится с авто, то кому-то нужно будет отвечать. "

Фиксируйте передачу авто от одного к другому (росписи "сдал-принял" в какой-нить ведомости, путевые листы опять же и т.п.) и будет вам счастье.

Аватар пользователя Мария Г.

Анна, путевые листы будут. 

Главный вопрос: то есть один договор с несколькими сотрудниками подписать мы не можем?

Нужно с каждым сотрудником подписывать инд. договор о мает ответственности и просто фиксировать факт передачи авто от 1 сотрудника к другому?

Аватар пользователя Мария Г.

Мария Грачёва пишет:

Анна, путевые листы будут. 

Главный вопрос: то есть один договор с несколькими сотрудниками подписать мы не можем?

Нужно с каждым сотрудником подписывать инд. договор о мат. ответственности и просто фиксировать факт передачи авто от 1 сотрудника к другому?

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Вы меня не слушаете. Еще раз повторяю - вы не можете заключить с сотрудниками ни несколько договоров, ни один. Привлечь виновного к полной матответственности вы сможете только при наличии оснований из ст. 243 ТК РФ (пьяный он, например, машину разобьет, или совершит ДТП, виновность в котором будет установлена постановлением о привлечении к ответственности в рамках КоАП РФ или приговором/решением суда).

Аватар пользователя Мазухина_Анна

В организации работают сервисные инженеры. Они ездят по районам, ремонтируют сельскохозяйственную технику. Для этого организация им выдает служебные автомобили. При выдаче машины составляется акт о приеме-передаче.
Имеет ли право организация заключить с инженерами договор о полной материальной ответственности, если в утвержденном перечне должностей нет должности сервисного инженера?

Полная материальная ответственность работника состоит в обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере (ст. 242 ТК РФ).
Статья 243 ТК РФ содержит закрытый перечень случаев полной материальной ответственности. Одним из оснований привлечения к данному виду ответственности является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора (п. 2 части первой ст. 243 ТК РФ), под которым понимается именно договор о полной материальной ответственности.
В соответствии с частью первой ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
На основании части второй ст. 244 ТК РФ постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (далее - Перечень). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как указано в письме Федеральной службы по труду и занятости от 19.10.2006 N 1746-6-1, письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены в Перечне.
Исходя из самого названия и структуры Перечня можно сделать вывод о том, что основанием для заключения с работником договора о полной индивидуальной материальной ответственности в равной степени могут являться либо занятие должности, либо выполнение работы, поименованных в Перечне.
Должность сервисного инженера (специалиста по ремонту) в Перечне не указана, не указаны и работы, связанные с эксплуатацией и управлением транспортными средствами.
Однако стоит обратить внимание на абзац четвертый раздела I Перечня и абзац шестой раздела II Перечня, согласно которым письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться с сотрудниками, чьи должности не поименованы в Перечне, при условии, что такие сотрудники осуществляют получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку, доставку (сопровождение) материальных ценностей.
В данной ситуации автомобиль не является транспортируемым объектом, а является лишь средством, с помощью которого сотрудник может осуществлять транспортировку материальных ценностей, необходимых для выполнения работы.
Отметим также, что заключение договора о полной материальной ответственности не означает, что работник несет ответственность в полном размере за все имеющееся у работодателя или используемое работником при выполнении его обязанностей имущество. Эта ответственность наступает только в случае недостачи того имущества, которое было вверено работнику.
Поэтому, если с сервисными инженерами и будет заключен договор о полной материальной ответственности по другим основаниям (например на основании того, что в поездках по районам в рамках своих должностных обязанностей они осуществляют также работы по сопровождению груза и других материальных ценностей, работы по расчетам при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг (в том числе не через кассу, через кассу, без кассы через лицо, ответственное за осуществление расчетов)), в случае повреждения транспортного средства указанные работники не будут нести полную материальную ответственность на основании такого договора в отношении транспортного средства.
Таким образом, мы считаем, что заключение договора о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства с работниками, выполняющими в рамках своих должностных обязанностей работы, связанные с управлением этим транспортным средством, в рассматриваемом случае не соответствует законодательству. На наш взгляд, обязанность работника возместить в полном размере ущерб, причиненный работодателю, например, в результате угона или повреждения закрепленного за ним транспортного средства, из такого договора возникнуть не может (смотрите, например, п. 1 раздела "Нарушения при применении трудового законодательства" справки Кемеровского областного суда от 03.08.2006 N 01-11/19-426, решение Молоковского районного суда Тверской области от 30.09.2009 N 2-204/2009, Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.07.2010, раздел "Пределы материальной ответственности работника" Справки Самарского областного суда о результатах обобщения судебной практики рассмотрения гражданских дел о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю в 2009 году).
В то же время согласно ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на работника в случаях:
- когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей (например, статья 277 ТК РФ устанавливает, что полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, несет руководитель организации);
- умышленного причинения ущерба;
- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
- причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Таким образом, организация может привлечь сотрудника к полной материальной ответственности за повреждение автомобиля лишь в том случае, если будет доказан какой-либо из фактов, указанных в п.п. 3-6 части первой ст. 243 ТК РФ. Например, если работник организации в установленном законом порядке признан виновным в совершении административного правонарушения, в результате которого был поврежден принадлежащий организации автомобиль, то он обязан возместить организации прямой действительный ущерб в полном размере.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арзамасцев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

9 марта 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Аватар пользователя Мария Г.

Анна, я понимаю, в каком случае мы можем привлечь к ответственности. Я изучала этот вопрос.

Но ведь, когда человек приходит на работу и ему в управление дают служебный автомобиль для исполнения служебных обязанностей, с ним заключается договор о материальной ответственности на тс, к которому прилагается "положение об использовании служебного и личного автотранспорта сотрудниками в служебных целях", "акт приёма-передачи тс" и т.д., всё это закрепляется приказом ген. директора.

Аватар пользователя Мазухина_Анна

"когда человек приходит на работу и ему в управление дают служебный автомобиль для исполнения служебных обязанностей, с ним заключается договор о материальной ответственности на тс"

Уффф. А есть такие работодатели, которые на время испытательного срока не заключают трудового договора, а есть такие, которые зарплату по полгода не платят или штрафы вычитают, по 10-12 часов ежедневно заставляют работать продавцов в продуктовых палатках.. И что?
Повторяю - это незаконно.

Аватар пользователя Мария Г.

Анна, то есть Вы хотите сказать, что такой договор заключается только после происшествия?

Аватар пользователя Мазухина_Анна

??? Ээээ.
Я хочу сказать, что такой договор не может быть заключен НИКОГДА.

Аватар пользователя Мария Г.

Сейчас я уже говорю не про коллективный, а про обычный договор "о материальной ответственености"

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Ага. И я о нем.

Вы фразу в приведенной выше консультации: "Таким образом, мы считаем, что заключение договора о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства с работниками, выполняющими в рамках своих должностных обязанностей работы, связанные с управлением этим транспортным средством, в рассматриваемом случае не соответствует законодательству" - прочли? Как вы ее поняли?

Аватар пользователя Мария Г.

Анна, в консультации, указанной выше, совсем другие условия и должности сотрудников. Там рассмотрена конкретная ситуаци и вопрос был поставлен:

Имеет ли право организация заключить с инженерами договор о полной материальной ответственности, если в утвержденном перечне должностей нет должности сервисного инженера?

Сотрудники, о которых я говорю, есть в Перечне и обязанности их есть тоже. 

Аватар пользователя Мазухина_Анна

А это неважно.

Вопрос: Для служебных разъездов за работниками закрепляются автомобили, находящиеся на балансе предприятия.
Можно ли заключить с работниками договоры о полной материальной ответственности?

Ответ: По общему правилу работник, в случае причинения ущерба работодателю, несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба*(1) возлагается на работника лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (часть вторая ст. 242 ТК РФ).
Так, работник несет полную материальную ответственность за недостачу ценностей, вверенных на основании специального письменного договора (п. 2 части первой ст. 243 ТК РФ). Согласно части первой ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры (далее - Перечень), а также типовые формы этих договоров утверждены постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85. Федеральная служба по труду и занятости в письме от 19.10.2006 N 1746-6-1 дополнительно обратила внимание на то, что письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены в этом постановлении.
Так, например, согласно Перечню, если в обязанности работника входит получение, заготовка, хранение, учет, выдача, транспортировка материальных ценностей, с таким работником может быть заключен договор о полной материальной ответственности. В этом случае за недостачу (порчу) перевозимых грузов на работника может быть возложена полная материальная ответственность.
Однако автомобиль в рассматриваемом случае не является транспортируемым объектом, работник не осуществляет его приемку или передачу как материальной (товарной) ценности (груза); такой автомобиль является лишь средством, с помощью которого работник выполняет свою трудовую функцию. Соответственно, обязанность работника возместить в полном объеме ущерб, причиненный работодателю в результате угона или повреждения закрепленного за ним транспортного средства, из договора о полной материальной ответственности возникнуть не может*(2).
В то же время независимо от того, заключен с работником договор о полной материальной ответственности или нет, полная материальная ответственность возлагается на него в случаях:
- умышленного причинения ущерба (п. 3 части первой ст. 243 ТК РФ);
- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 4 части первой ст. 243 ТК РФ);
- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда (п. 5 части первой ст. 243 ТК РФ);
- причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом (п. 6 части первой ст. 243 ТК РФ);
- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей (п. 8 части первой ст. 243 ТК РФ).
Поэтому, например, в случае умышленного повреждения или хищения работником принадлежащего работодателю транспортного средства либо в случае, если работник организации в установленном законом порядке признан виновным в совершении административного правонарушения, в результате которого был поврежден принадлежащий организации автомобиль, причиненный ущерб может быть взыскан с работника в полном объеме*(3). Порядок определения размера ущерба и его взыскания с работника установлен статьями 246-248 ТК РФ.
Также следует помнить, что если ущерб возник вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику, то материальная ответственность работника в силу ст. 239 ТК РФ исключается. На это же указывается в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Ответ прошел контроль качества

21 декабря 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) В любом случае работник возмещает только прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ).
*(2) Напомним, что бремя доказывания правомерности заключения с работником договора о полной материальной ответственности и недостачи возлагается на работодателя (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52).
*(3) Смотрите также п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52.

Аватар пользователя Надежда_Л

Здравствуйте.Бригаднй договор вам не подойдет точно,если,как вы говорите, сотрудники  будут пользоваться машиной каждый в своих целях,поскольку бригадный предполагает именно "...совместное выполнение отдельных видов работ...когда невозможно разгарничить ответственность каждого ..." (ст.245)

а вот по поводу заключения такого договора в принципе в вашем случае -я не совсем поняла, какие у вас должности, какого рода работы будут выполняться с использованием данного транспортного средства?

Аватар пользователя Мария Г.

Анна, эту статью я уже также читала.

Исходя из вышесказанного: каким же образом на сотрудников, управляющих данным им служебным автомобилем возлагается ответственность за управление тс? Если сотрудник будет управлять служебным авто без такого договора, будет ли он отвечать за его повреждения (дтп, поломки в салоне или самого авто в случае небрежного отношения к собственности компании)?

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Если вы установите его вину в ДТП, поломках/причинении ущерба по небрежности - то при отсутствии перечисленных в ст. 243 ТК оснований он будет отвечать за ущерб в пределах среднего заработка. При наличии оснований из ст. 243 - в полном объеме. Если вины вообще не сможете установить - вообще не будут отвечать, ага.

Аватар пользователя Надежда_Л

"После подписания трудового контракта, с новоиспеченным сотрудником был заключен договор о полной материальной ответственности. Согласно этому документу, работник принял на себя полную ответственность за недостачу, утрату, повреждение вверенного ему имущества, в том числе транспортного средства, отданного ему на основании путевого листа.По прошествии некоторого времени водитель получил для перевозки к заказчику автомобиль с полуприцепом. И, произведя разгрузку, поставил автомашину на стоянку на дороге, откуда она была похищена, и хоть ТС было в дальнейшем возвращено, но увы, в поврежденном состоянии.А спустя некоторое время, работодатель решил воспользоваться условиями договора о матответственности, и обратился в суд с иском о взыскании полного ущерба, указывая, что в результате грубого нарушения должностных обязанностей водителем-ответчиком, вверенный ему автомобиль поврежден, а стоимость восстановительного ремонта «встала» фирме в крупную сумму. Изучив материалы дела, арбитры первой и апелляционной инстанций решили, что требования работодателя вполне законны (решение Московского районного суда Санкт- Петербурга от 13.02.2013 г., а также апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2013 г. по делу № 2-126/13). Служители Фемиды указали, что водитель-экспедитор относится к числу должностных лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Соответственно, подписывая такое соглашение, ответчик принял на себя полную ответственность за вверенное ему транспортное средство. Но в нарушение Инструкции по охране труда для водительского состава отклонился от маршрута и оставил автомобиль с полуприцепом на улице без присмотра, в результате чего тот был похищен, а затем возвращен в поврежденном виде. Поэтому неосторожный водитель обязан выплатить фирме полную стоимость восстановительного ремонта машины (ст. 238 и 242 ТК РФ).Однако кассационные судьи решили иначе. Они указали, что, в уже упомянутом нами ранее Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми фирма может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, с экспедитором, доставляющим и сопровождающим груз, можно подписать контракт. Но, только в отношении доставляемого груза! Ведь машина в данном случае – не имущество, которое экспедитор обязан доставить заказчику, она – не вверенная ему ценность, а материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции. Поэтому ее нельзя включать в «список имущества», за которое экспедитор несет полную матответственность.Получается, что заключение договора о полной ответственности водителя за эксплуатируемое им транспортное средство – незаконно, а принятое судьями первой и апелляционной инстанций решение о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля – неверно. По закону, в сложившейся ситуации компания может рассчитывать лишь на «ограниченную ответственность» в размере месячного заработка ответчика-экспедитора (постановление Президиума Санкт- Петербургского городского суда от 12.03.2014 г. № 44г-38/14). "

В вашем случае, также машина -средство используемое для исполнения трудовых функций,как я поняла.

Таким образом, мы можем только проследить ответственность,которая последует за повредеждением путем ведение актов приема-передачи и путевых листов, а дальше действовать согласно ТК РФ - если вина установлена, ущерб возмещается.

Аватар пользователя Мария Г.

А если заключить не "договор о материальной ответственности", а "договор об использовании служебного автомобиля" (такой попадался мне в руки), к которому также прикреплено "положение об использовании служебного тс в служебных целях"?

Также я слышала о случае, когда сотрудники просто подписывали "положение об использовании тс в служебных целях". Так возможно?

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Да заключите, если работник не против. Только помните, что, во-первых, если он будет ухудшать положение работника по сравнению с установленными законодательно нормами - он не будет в этой части применяться; и во-вторых - основанием для привлечения работника в случае чего к полной матответственности он тоже не будет.

Аватар пользователя Мазухина_Анна

"а дальше действовать согласно ТК РФ - если вина установлена, ущерб возмещается."

Угу - в пределах среднего заработка работника :)).

Аватар пользователя Мария Г.

Анна и Надежда, спасибо за помощь!

Аватар пользователя Надежда_Л

Мария Грачёва пишет:

А если заключить не "договор о материальной ответственности", а "договор об использовании служебного автомобиля" (такой попадался мне в руки), к которому также прикреплено "положение об использовании служебного тс в служебных целях"?

Также я слышала о случае, когда сотрудники просто подписывали "положение об использовании тс в служебных целях". Так возможно?

Это ваше право -это ЛНА вашей организации, но как сказано выше, эти документы не являются основанием для возмещения вам ущерба.Пожалуйста!

Аватар пользователя Мария Г.

ДГ, чем повеселили?

Аватар пользователя ДГ

Мария Грачёва  Мда... Читал вашу переписку с Мазухина_Анна от того и развеселился.

Ответ на Ваш вопрос был ясен и понятен из первого комментария Анны. 

Ответил на Ваш вопрос?

Аватар пользователя Мария Г.

ДГ, к сожалению нет у меня такого большого опыта как у Вас и посоветоваться особо не с кем. Практически во всех вопросах разбираюсь самостоятельно, а за советом обращаюсь только в тех случаях, которые совсем непонятны. 

После комментариев, в которых неопытность и просьба о помощи кого-то веселит, люди зачастую не хотят обращаться за советом и в итоге допускают ошибки.