Век живи – век учись: пять трендов дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование стало популярным ещё в начале прошлого века. Однако сегодня привычные образовательные форматы меняются, и основная причина – совершенствование технологий.

Меня зовут Елена Сахарова, и я директор по развитию компании «Центр развития человеческого капитала». Я расскажу о трендах, которые уже сейчас определяют, как люди будут учиться через 5-10 лет.

Чтобы успешно конкурировать на рынке труда, каждый человек обязан постоянно развивать профессиональные и мягкие навыки, уметь разбираться в технологиях и применять их. Особенно востребованным обучение становится на быстрорастущих рынках – в ИТ, фарме, финтехе, энергетике и добывающем секторе.

По результатам последнего исследования «Теории и практики», 42% компаний выделяют обучение и развитие команды как цель с высоким или высшим приоритетом на 2020 год. Это объясняется двумя факторами. Первый – угроза отставания: технологии меняются стремительно, и сотрудники должны быть гибкими, использовать современные инструменты. Второй фактор – выживание на рынке. Чтобы просто оставаться на плаву, компании вынуждены регулярно менять стратегии развития и расширять сферы деятельности.

При этом не стоит забывать и о зарождении новых профессий или даже новых сфер занятости, которые требуют подготовки кадров. Так, по данным HeadHunter, в ближайшие 10 лет перспективными станут профессии архитектора и дизайнера дополненной реальности, проектировщика «умной среды», инженера 3D-печати, нейропсихолога и биоинформатика.

Дополнительное образование позволяет быть гибким и быстро реагировать на изменения рынка. Но и оно само меняется: появляются новые подходы и форматы, внедряются новые технологии. Рассмотрим пять трендов, которые актуальны для всего образования, но проявляются наиболее ярко в обучении после школ и университетов.

Тренд № 1. Сочетание разных форматов

Главный тренд развития образования, в том числе и дополнительного – стремительный рост онлайн-сегмента. Согласно оценкам Global Market Insights, к 2025 году рынок e-learning преодолеет отметку $300 млрд. Будет расти и корпоративный сектор онлайн-обучения, прибавляя в среднем по 8% в год.

Такая же ситуация наблюдается на отечественном рынке. По итогам исследования EdMarket, к 2021 году доля российского сегмента цифрового обучения вырастет до 2,6% и будет насчитывать 53,3 млрд рублей. Россия входит в топ-5 стран мира, жители которых активно используют образовательные онлайн-платформы.

Онлайн-образование продолжает набирать популярность, но самую высокую эффективность показывает смешанный формат, blended learning. Подход сочетает традиционное обучение в аудиториях с выполнением заданий онлайн и цифровыми элементами: графикой, видео, музыкой.

С одной стороны, человек сам выбирает время и место занятий, контролирует образовательный маршрут и темп развития. С другой, благодаря встречам «лицом к лицу» легче общаться с преподавателем и «однокурсниками» – а это сильно мотивирует, создаёт благоприятную среду. Помимо новых знаний, смешанный подход помогает развивать soft skills: навыки планирования, самоконтроль, эмоциональный интеллект.

По статистике, 70% компаний в России уже сочетают офлайн и онлайн. Но смешанное обучение этим не ограничивается, включая в себя чередование самостоятельной работы и взаимодействия в группе, учёбы по общему графику и индивидуальному плану. При этом оно должно быть наглядным и последовательным, с акцентом на практическое применение знаний.

Тренд № 2. Опыт как инструмент обучения

Ещё один тренд – обучение через опыт или experimental learning. Ученики погружаются в ситуацию, решают практические задачи без предварительного освоения теории. Но мало получить опыт, главное его правильно осознать. Базовый принцип подхода – подталкивать людей к анализу и рефлексии.

Такое обучение всё чаще используется в бизнес-среде: сотрудники развиваются через наставничество, коучинг или просто наблюдение за коллегами; вместе находят решения проблем на тренингах и мастер-классах. И одним из самых популярных видов становится симуляция реальных процессов.

Например, компания «М.Видео» разработала видеокурс по работе с трудовыми книжками для кадровых администраторов. Туроператор Coral Travel создал тренажёр «Убираем возражения», благодаря которому каждый может попробовать себя в роли турагента. Онлайн-тренажёр моделирует ситуацию: вы – специалист, к которому пришёл клиент; задача – довести цикл продажи до конца. Для этого вы каждый раз выбираете один из предложенных вариантов ответа, пока тур не будет продан.

 

Тренд № 3. Дополненная и виртуальная реальность

Получать новый опыт можно и при помощи технологий – например, дополненной и виртуальной реальности. Технологии обладают огромным потенциалом, особенно AR: по некоторым оценкам, к 2023 году рынок вырастет до $60,55 млрд, показав рост на 40,29% по сравнению с 2018 годом.

Применение AR и VR обеспечивает максимальное погружение в процесс благодаря эффекту вовлечённости и наглядному представлению информации. Так, «Альфа-Банк» создал образовательный VR-ролик с ботом-помощником для обучения сотрудников блокчейну. Сложный процесс объясняется через простые визуальные образы. Как итог, информацию легко понять и запомнить. Корпоративный университет Сбербанка разработал диалоговую симуляцию обратной связи сотруднику: обучающийся разговаривает с ботом-сотрудником согласно алгоритму обратной связи и отрабатывает навыки.

Такое обучение не только эффективно, но и безопасно. При помощи виртуальной реальности сотрудники «Газпром нефти» учатся действовать в случае возгорания или работать с многотонными грузовыми кранами. Процесс записывается на видео, что дает возможность провести «работу над ошибками» после тренингов. А ещё AR-приложения и VR-шлемы позволяют быстро анализировать данные – благодаря этому обучение становится точечным и индивидуальным.

В целом технологии давно применяются в образовании: российский рынок EdTech в прошлом году уже достиг 30 млн руб. Причём большая часть инвестиций идёт именно в профессиональное образование. И всё потому, что взрослая целевая аудитория более мотивирована и платёжеспособна. 

Тренд №4. Образование в форме игры

Основная идея геймификации – использовать игровые правила для достижения целей. А ещё мотивировать, но нематериально. За счёт игры скучные задания становятся интересными, а сложные вопросы – более простыми.

В основе игры лежит принцип наград и поощрений. Получение баллов и их обмен даже на символические подарки заметно укрепляет вовлечённость. Например, косметическая сеть «Золотое яблоко» улучшила результаты учеников корпоративного онлайн-обучения благодаря внедрению системы рейтинга и призов за прохождение курсов. Сотрудники стали тратить на образование в два раза больше времени, а средний балл повысился на 13%.

Также для геймификации важно, чтобы процесс был прозрачным. Для этого можно использовать визуализацию, например, при помощи интерактивной шкалы прогресса. Ещё интерес будут поддерживать рост сложности программы по мере обучения и оперативная обратная связь. Так образование через игру не просто сделает процесс получения знаний более интересным, но и поможет пройти путь до конца, причём максимально эффективно.

Тренд №5. Интенсивное обучение

Всё большую популярность набирают форматы быстрого углублённого обучения: проектные школы, марафоны, интенсивы. Все они основаны на практике, что и позволяет осваивать навыки в самые сжатые сроки. По данным EdMarket, 65% офлайн-программ корпоративного обучения в России проходят в период от одного до четырёх дней.

Интенсивы могут проводиться в соревновательной форме, и отличный пример – хакатоны. В течение нескольких дней ИТ-специалисты генерируют необычные идеи и разрабатывают новые продукты. Организаторы получают решение своих бизнес-задач, а участники – опыт, знания или даже предложение о работе. Такие мероприятия регулярно проводят ведущие ИТ-компании. Например, «Яндекс»: в хакатоне для «Яндекс.Такси» участники пытались разработать алгоритм распределения заказов и предсказания спроса на такси, а в хакатоне для «Яндекс. Деньги» создавали решение для сбора средств во время трансляций на Twitch и YouTube.

Отдельно стоит рассмотреть буткемпы – формат, который прошёл путь от тренировки солдат до ИТ-обучения. По данным Course Report, буткемпы стали отдельной индустрией с годовой выручкой $240 млн. В России впервые они появились в 2019 году. Среди них можно выделить Elbrus Coding Bootcamp в Москве, видеокурсы Coding Bootcamp Ru , онлайн-буткемпы Moscow Coding School и «Яндекс.Практикум».

Буткемпы продолжают набирать обороты по всему миру – и при этом подходы и сферы их применения постоянно меняются. Подобные интенсивы уже покрывают различные дисциплины: веб-разработка, анализ данных, кибербезопасность, дизайн, проектирование интерфейсов, диджитал-маркетинг. Многие ИТ-компании стали применять формат буткемпов при найме новых сотрудников. Хороший пример – «Яндекс.Буткемп». Это ускоренная программа адаптации разработчиков, которая становится «точкой входа» для трудоустройства в компанию. За восемь недель специалисты изучают основные технологии и правила разработки, работают в нескольких командах разных сервисов.

Дополнительное профессиональное образование напрямую связано с идеями непрерывного обучения: в будущем уже не останется профессий, навыки для которых нельзя получить в течение жизни. Чтобы оставаться на плаву, специалистам приходится непрерывно учиться. А образовательная среда просто подстраивается под жизнь.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий