Получение иностранными гражданами-высококвалифицированными специалистами разрешений на работу лично, а зачем?

С 2010 года в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ были внесены серьезные изменения, в частности появилось понятие - Высококвалифицированные специалисты (далее ВКС). Об этом поговорим в статье.

С 2010 года в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ были внесены серьезные изменения, в частности появилось понятие - Высококвалифицированные специалисты (далее ВКС), а именно введена статья 13.2 Федеральным законом № 86-ФЗ от 19 мая 2010 года. Иностранный бизнес в России возлагал большие надежды на данное нововведение, и еще бы, ведь большое количество иностранцев, работавших в РФ в то время, порядком уставали, а вместе с ними и HR-отделы, от ежегодной волокиты с большим количеством документов, а для граждан с визовым режимом пребывания еще и отдельный стресс - продление рабочих виз им самим и членам их семьи.

С появлением процедуры ВКС - трудовая миграция бесспорно стала более привлекательной со многих точек зрения:

  1. Разрешение на работу может быть оформлено сроком до 3 лет
  1. Рабочая виза сотрудника, а также сопровождающих его членов семьи оформляется на срок разрешения на работу
  1. Отсутствует необходимость оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников, и как следствие, компании не нужно получать квоту для привлечения иностранных работников для получения указанного разрешения. А зачастую именно квота была краеугольным камнем всего процесса. Ведь если нет квоты, значит ни разрешение на привлечение, ни персональное разрешение на работу оформлены не будут, что само собой автоматически ставит под вопрос дальнейшее пребывание иностранца в РФ, особенно для тех, кто пребывает на основании визы, так как раз нет разрешения - значит, и виза продлена не будет
  1. Количество предоставляемых документов сведено к минимуму и даже диплом о наличии высшего профессионального образования не требуется
  2. Не нужно каждых год проходить медицинское обследование, чтобы подтвердить отсутствие у себя целого набора заболеваний  

Не смотря на большое количество плюсов остаются вопросы к тем, кто писал этот закон. В частности, проблемой остается получение иностранными гражданами ВКС разрешений на работу на руки. С одной стороны, пункт 6 статьи 13.2, в которой говорится об особенностях осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами ВКС говорит о том, что работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции перечень определенных документов, которые необходимы для выдачи ВКС разрешения на работу.

В этой же статье пункт 15 говорит о том, что разрешение на работу выдается ВКС по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. И здесь возникает вопрос к законодателю- почему работодатель или заказчик работ (услуг) вправе обратиться за оформлением разрешения на работу ВКС, то есть направить лицо, уполномоченное доверенностью, подать документы, но то же уполномоченное лицо, имея на руках доверенность, получить разрешение на работу не может. Это возможно только при личном присутствии самого ВКС и никак иначе, что вызывает массу недовольства, как у самой организации, привлекающей ВКС к работе, так и у самого иностранного гражданина.

Особенно эта проблема остра в г. Москва, где самый высокий показатель иностранных граждан, работающих в качестве ВКС, и где миграционный центр расположен в так называемой "Новой Москве", которая примерно в двух часах езды от "Москвы Привычной". При этом, преимущественно работают в Москве иностранные граждане ВКС из визовых стран, которые являются руководителями компаний или её подразделений, а зачастую это собственники бизнеса. То есть график этих людей весьма плотный, они заняты развитием той или иной сферы бизнеса, ставят перед собой какие-то глобальные задачи и у них зачастую нет времени на миграционные центры, на посещение которых они потратят в среднем половину рабочего дня. 

С одной стороны, напрашивается идея- внесите небольшое изменение в статью 13.2 и дайте работодателям или заказчикам работ (услуг) полномочия по получению готовых разрешений на работу на руки точно также как они обращаются за их оформлением, используя доверенность. С другой стороны, если обратиться к существующей нормативно-правовой базе, в частности рассмотреть статьи 185-189 Гражданского кодекса РФ, где подробно расписывается понятие доверенности, и то в каких случаях и как она может применяться, становится понятным, что иностранный гражданин ВКС, будучи физическим лицом, вправе обратиться к нотариусу и оформить у него доверенность на другое физическое лицо, которое за него сможет обратиться в уполномоченный орган в сфере миграции и получить за него его разрешение на работу.

Но и это здесь не работает и не потому что неправильно, а потому что есть практика правила которой устанавливают миграционные органы, и их знания правовой базы, к большому сожалению, ограничиваются поверхностным знанием Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ", который является для них основным.

Один из представителей отдела внешней трудовой миграции УВМ ГУ МВД России по г. Москве, при устной беседе с ним, признал факт наличия противоречий в этом вопросе, особенно когда ему аргументом был озвучен ГК РФ, который по своей юридической силе ничем не уступает Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в РФ" № 115-ФЗ, но признание факта - это еще не решение, а пока остается ждать до тех пор пока не будет разработан очередной федеральный закон, вносящий очередные изменения и возможно в огромном количестве текста половина которого дублирует предыдущий, законодатель начнет обращать внимание на то что действительно важно.     

Андрей Бабаев, Управляющий партнер "БАИВ Бизнес Консалт"

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий