Компания Work Force провела исследование и выяснила, насколько активно и продуктивно вахтовые работники применяют в поиске новой работы различные источники публикации вакансий, какие требования предъявляют к работодателю, с какими трудностями сталкиваются и прочее.
Работа вахтой – форма трудовой деятельности, когда работник осуществляет трудовой процесс вне места постоянного проживания. Поиск линейного вахтового персонала часто проводят, используя массовый метод подбора. Грамотное составление вакансии – шаг к оперативному завершению проекта. Для этого необходимо понимать не только цели и задачи заказчика, но и мотивацию кандидатов. Статья поможет лучше разобраться в потребностях работников; определить каналы распространения вакансий и выяснить стратегию позиционирования компании конкретно для кандидатов на вахту.
Исследовательская работа была проведена собственными силами компании Work Force. Принципиальным было решение не использовать партнерские интернет – ресурсы, так как вахтовые работники интернет – среды не отражают реальной картины происходящего в данной сфере. Компания специально в равном объеме дала рекламу на on-lineи off-lineресурсах. В опросе принимали участие люди, пришедшие на собеседование по вакансиям на вахтовый метод. Для исследования было опрошено 150 человек различного пола, образования и стажа работы вахтовым методом. Были опрошены соискатели для линейных профессий следующих отраслей: строительство, производство, ЖКХ, торговля и склад.
Среди респондентов было 53% мужчин и 47% женщин. В опросе принимали участие люди различного возраста: 8% - 31-35 лет; 8% - более 50 лет; 12 % - 18 – 20 лет; 13 % - 25- 30 лет; 15% - 21-25 лет; 19% - 36 – 40 лет; 25% - более 40 лет. 56 % опрошенных имели специальное образование, 26% - среднее, 4% закончили курсы по специальности и 14% обладатели диплома о высшем техническом образовании.
Большой поток соискателей не имеют опыта работы вахтовым методом – 30%, работали в данной отрасли менее года 22%. Оставшиеся 48% имеют стаж более двух лет, в этот же расчет попало 4% людей с более чем десятилетним стажем работы.
Какие приоритеты ставит перед собой кандидат на вакансию вахтой
Мнения специалистов наглядно демонстрируют, что работа вахтой для кандидата, это в первую очередь предоставление бесплатного жилья. С этим согласились 25% опрошенных кандидатов. Организованное бесплатное питание почти не уступает в приоритете выбора работы вахтовым методом – 19%. На третьем месте в приоритетах указана важность уровня заработной платы – 18%, 8% не против дополнительных денежных бонусов. 13% хотят работать в фирменной спецодежде. 8% желают получить страховку жизни и от травм на производстве. Только 9% будущих работников против денежных выплат за подбор вакансий с гарантированным результатом.
Большинство респондентов (78%) хотели бы сотрудничать с работодателем постоянно, 16% предпочитают проектную временную работу на различных объектах. 6% интересует вахтовая работа любым из предложенных способов.
Ответы респондентов показывают, что главными подготовительными работами перед массовым набором вахтового персонала желательно заключить партнерские отношения с общежитиями и организациями питания сотрудников. Сложная экономическая ситуация в стране наложила свой отпечаток на ответы соискателей. Очевидно, что будущие работники стремятся к долгосрочным и стабильным отношениям даже в отношении вахтовых профессий. Готовность оплаты услуг с гарантией результата показывает, что в данный момент рынок переполнен плохо сформулированными предложениями по работе на вахте. Это дает шанс компании выделить свое предложении за счет четко сформулированных требований и условий труда. Работодатели обязаны выплачивать сотруднику, пострадавшему на производстве, компенсацию или провести должное лечение. Поэтому можно сразу учитывать страховку в описании вакансии. Это станет еще одним плюсом в пользу компании.
Какие источники публикации вакансий являются наиболее эффективными в поиске работы вахтовым методом
Лидер по количеству голосов – социальные сети (50%). Достаточно большое количество респондентов называют порталы по поиску работы (17%). Через печатные издания искали работу 10% кандидатов и 17% предпочитают искать вакансии через поисковую систему. Для 4% важно прислушаться к совету и мнению знакомых. 2% ответили, что предпочтение отдают форумам и комьюнити людей, которые уже работают вахтовым методом.
Социальные сети набирают большую популярность среди кандидатов. Это необходимо учитывать в выборе источника распространения информации о вакансиях. Сегодня мы можем наблюдать, как «работные» порталы ищут возможности для интеграции с популярными соцсетями и добавления аналогичных сервисов на своих ресурсах. Очень важно учитывать направленность «работного портала» - сегодня в сети представлены ресурсы конкретно для поиска работников вахтовым методом. Обязательно стоит учитывать профессиональные форумы и комьюнити, так как там собрана масса людей, так или иначе задействованных в работе вахтовым методом. Многие работники вахты – это приезжие, а значит необходимо обратить внимание на печатные издания и наружную рекламу, которые распространяются в непосредственной близости от вокзалов.
Используют ли кандидаты интернет для отслеживания отзывов о компании?
78 % обязательно просматривают сайты с отзывами о работодателе перед собеседованием, 2% делают это изредка. 27% предпочитают очную встречу для понимания возможностей сотрудничества с тем или иным работодателем.
Сегодня в руках кандидата множество способов проверки будущего работодателя. Один из них – отзывы в интернете. Для порядочного работодателя такая тенденция является положительной. Обязательным условием является мониторинг площадок данной направленности и работа с отзывами. Плохая идея – писать положительные отзывы про компанию самостоятельно или пытаться очернить конкурентов путем написания плохих отзывов «от соискателей». Черный PRв руках плохих профессионалов может обернуться большими проблемами для компании. Интернет, как увеличительное стекло, выделяет псевдо отзывы. Главная задача – это не множество великолепных отзывов, а компания, которая умеет предлагать пути решения любых задач, делает это вежливо и не льет «много воды».
Сколько времени кандидаты уделяют поиску работы?
Работу вахтовым методом находят за 1-5 дней 66% опрошенных. 16% тратят на поиски менее 1 дня. От 5 до 30 дней уходит на поиск работы у 16% кандидатов. 2% ищут работу более двух месяцев.
Плюсы и минусы работы вахтой по мнению кандидатов
Кандидаты, принявшие участие в опросе поделились своим мнение о положительных и отрицательных сторонах работы вахтовым методом. Приводим наиболее популярные ответы:
Плюсы (ответы большинства респондентов) |
Минусы |
|
· Бесплатное проживание и питание · Преимущество конкретно в методе работы (вахта): соотношение отдыха и работы · Стабильность выплат · Разнообразие трудовой деятельности · 20% отметили, что работа вахтой лишена недостатков |
· Далеко от дома (20%) · Задержка заработной платы (30%) · Плохие условия для проживания (10%) · Долгий рабочий день 12 часов (10%) · Низкая заработная плата (10%) |
Метод отбора кандидатов
Отбирая кандидатов на массовые вакансии для работы вахтой, менеджеры часто используют групповое интервью. Нравится ли это кандидатам? 55 % относятся положительно к такому способу отбора, 25 % нормально воспринимают данный метод, 11% категорически против группового интервью. Только 9% без разницы, каким образом пройдет собеседование на работу.
Результат опроса показывает, что большинство кандидатов готовы экономить время и пройти групповое собеседование на работу. Отрицание этого способа может быть связано с желанием задать вопросы индивидуального характера. Поэтому для большей эффективности подобных собеседований необходимо дать кандидатам возможность подойти к рекрутеру или менеджеру проекта индивидуально, прослушав общую информацию.
Оплата труда работникам вахты
75 % респондентов всегда вовремя получали зарплату в полном объеме от своих работодателей. Проблемы с выплатой заработной платы случались у 25% респондентов. Это сравнительно большой процент опрашиваемых. Интересно в данном случае, какие действия работник предпринимает в данном случае. На этот вопрос отвечали все респонденты опроса. Для тех, кто ни разу не был в подобной ситуации, предложили представить ее гипотетически. Результатом стали следующие ответы: 38% не готовы дать объективный ответ на вопрос; 28% будут выяснять ситуацию с работодателем; 21 % пойдут в суд и/или прокуратуру; 6% будут просто ждать; 3% затормозят работу, пока работодатель не выплатит полный объем вознаграждения и 3% просто поменяют работу.
Оплата труда – это денежное вознаграждение, которое согласовано между работником и работодателем. Сегодня на рынке присутствуют компании однодневки, которые любыми способами пытаются обмануть работника. В данном случае можно дать совет кандидатам: внимательно читайте трудовой договор и не бойтесь отстаивать интересны в компетентных органах. Также есть и объективная проблема затягивания выплат по проекту от заказчика. Конечно, работодатель должен ставить в приоритет соблюдение сроков и моральных норм перед работником. Однако ситуации бывают разные. Важно, чтобы работодатель честно и прямо оговорил с работником задержку заработной платы и назвал конкретную дату выплаты денег. «Томить в неведении» работника не стоит. Это чревато испорченной репутацией и, как следствие, ведет к еще большим затратам.
Выводы
Если организация имеет ресурсы и четкое понимание того, каких целей и задач необходимо достичь для каждого проекта, то можно смело формировать предложение для вахтовых работников, исходя из их основных потребностей. Дополнительными ресурсами для выявления требований и пожеланий к работе может стать интернет: форумы и комьюнити ключевой аудитории. В off– lineсфере можно провести дополнительный опрос, как собственных сотрудников, занятых на вахте, так и опросив работников сторонней организации (предварительно попросив разрешения). Главное – продуманность и последовательность действий. Мы надеемся, что наши советы помогут вам в этом.
Брыксина Виктория, WorkForce
Поделиться