В современном мире, где технологии и информация развиваются стремительно, непрерывное образование становится не просто желательным, а жизненно необходимым.
Основные факторы, подтверждающие важность непрерывного образования:
- Динамичный рынок труда: Появление новых технологий и изменения в производстве приводят к ликвидации или модификации традиционных рабочих мест. Базовое образование уже не может гарантировать необходимую квалификацию, непрерывное обучение становится необходимым для адаптации к новым требованиям.
- Глобальная конкуренция: Мир превращается в единый рынок с высокой конкуренцией между странами. Государства, инвестирующие в современную систему инженерного труда и программы непрерывного обучения, получают преимущество в этой борьбе. Они могут оперативно реагировать на изменения и увеличивать производительность труда.
- Непрерывные изменения: Быстрые изменения в технологиях и информатике требуют от персонала постоянного обучения. Только так он сможет оставаться конкурентоспособным и эффективным.
- Экономическая целесообразность: Фирмам выгоднее инвестировать в непрерывное обучение своих сотрудников, чем нанимать новых. Это позволяет повысить эффективность работы и снизить затраты на поиск и обучение новых специалистов.
Цели непрерывного образования:
С точки зрения работодателя:
- Формирование и развитие управленческого персонала
- Обучение решению проблем
- Воспроизводство и интеграция персонала
- Гибкое формирование персонала
- Адаптация к изменениям
- Внедрение инноваций
С точки зрения работника:
- Поддержание и повышение профессиональной квалификации
- Получение знаний за пределами специальности
- Получение знаний о поставщиках, потребителях и других организациях, влияющих на работу фирмы
- Развитие навыков планирования и организации производства
Мотивация непрерывного обучения:
В американских компаниях принята система поощрения непрерывного обучения, связанная с результатами работы. Чем ценнее сотрудник для фирмы, тем больше средств выделяется на повышение его квалификации.
Оценка потребности в обучении:
Планирование программ подготовки — неотъемлемая часть управления человеческими ресурсами. Определение потребности в обучении осуществляется на основе:
- Анализа результатов оценки труда и персонала
- Анализа плана технического обновления
- Оценки специфики программ подготовки, которую получают выпускники вузов, приходящие на работу
- Диагностики уровня подготовки новых сотрудников
Обучение персонала управления:
В США выпускники вузов, нанимаемые компаниями, проходят обширную программу профессиональной адаптации, включающую следующие этапы:
- Набор работников
- Обучение перед началом работы
- Ориентация в коллективе
- Обучающая подготовка
- Адаптация к условиям труда
- Назначение на должность
- Оценка результатов адаптации
Тренинг профессиональных навыков:
Тренинг профессиональных навыков используется для:
- Восполнения недостающих знаний
- Исправления ошибок в выполнении должностных обязанностей
- Автоматизации навыков работы в кризисных ситуациях
- Укрепления навыков работы в важных для фирмы сферах
Модели подготовки рабочих кадров:
- Обучение без отрыва от работы: теоретический курс в профессионально-технической школе и практическая подготовка на предприятии.
- Обучение с отрывом от работы: обучение в специализированных учебных заведениях и центрах подготовки кадров.
Затраты на обучение:
В 80-х годах расходы на внутрифирменную подготовку кадров в крупных американских компаниях составляли значительные суммы. Эти расходы рассматривались как прибыльные инвестиции.
Оценка эффективности обучения:
Существуют два основных подхода к оценке эффективности обучения:
- Теория человеческого капитала: Знания и квалификация работников рассматриваются как капитал, приносящий доход, а затраты на их приобретение — как инвестиции.
- Определение результатов обучения для разных участников процесса: Преподаватель, клиент (участник обучения) и заказчик (руководитель, оплачивающий обучение) имеют свои представления о результативности обучения.
Внутрифирменное обучение:
Внутрифирменное обучение — специфическая схема подготовки взрослых, ориентированная на развитие персонала и подготовку его к изменениям в организации.
Существуют два основных подхода к консультационной работе в организации:
- Экспертный: Консультант как носитель экспертных знаний, готовый разработать план изменения ситуации в организации.
- Процессуальный: Разработка плана изменения ситуации происходит в сотрудничестве с персоналом организации, с учетом корпоративной культуры, норм, традиций и ценностей.
Типы учебных программ внутрифирменной подготовки:
- Программы, ориентированные на повышение внешней адаптации организации
- Программы, ориентированные на внутреннюю интеграцию организации
Традиционное и интегрированное внутрифирменное обучение:
Существуют два основных подхода к внутрифирменному обучению:
- Традиционное: фокусируется на передаче знаний отдельным руководителям с использованием традиционных методов обучения.
- Интегрированное: предполагает взаимодействие и сотрудничество всех участников процесса, использование разнообразных методов обучения и активный вклад в разработку программ обучения.
Требования к преподавателю-консультанту:
Преподаватель-консультант должен владеть тремя наборами компетенций:
- Дидактические и организационные: навыки планирования и проведения учебного процесса, диагностики аудитории и формирования мотивации слушателей.
- Профессиональные: знания и умения в предметной области обучения.
- Личностные: убедительность, психологическая компетентность, коммуникативная гибкость.
Карьерограмма преподавателя-консультанта:
Оптимальный путь профессионального становления преподавателя-консультанта внутрифирменного обучения включает несколько этапов:
- Сотрудник организации (внутренний консультант)
- Ассистент в консультационных проектах
- Преподаватель в системе очного (внефирменного) обучения
- Внешний консультант, использующий в своей практике программы внутрифирменного обучения.
Резюме:
Непрерывное образование — ключевой фактор успеха в современном мире. Оно необходимо как для сотрудников, так и для организаций. Инвестирование в непрерывное обучение — это инвестирование в будущее, обеспечивающее конкурентоспособность и процветание.
Поделиться