Непрерывное образование: ключ к успеху в современном мире

В современном мире, где технологии и информация развиваются стремительно, непрерывное образование становится не просто желательным, а жизненно необходимым.

Основные факторы, подтверждающие важность непрерывного образования:

  • Динамичный рынок труда: Появление новых технологий и изменения в производстве приводят к ликвидации или модификации традиционных рабочих мест. Базовое образование уже не может гарантировать необходимую квалификацию, непрерывное обучение становится необходимым для адаптации к новым требованиям.
  • Глобальная конкуренция: Мир превращается в единый рынок с высокой конкуренцией между странами. Государства, инвестирующие в современную систему инженерного труда и программы непрерывного обучения, получают преимущество в этой борьбе. Они могут оперативно реагировать на изменения и увеличивать производительность труда.
  • Непрерывные изменения: Быстрые изменения в технологиях и информатике требуют от персонала постоянного обучения. Только так он сможет оставаться конкурентоспособным и эффективным.
  • Экономическая целесообразность: Фирмам выгоднее инвестировать в непрерывное обучение своих сотрудников, чем нанимать новых. Это позволяет повысить эффективность работы и снизить затраты на поиск и обучение новых специалистов.

Цели непрерывного образования:

С точки зрения работодателя:

  • Формирование и развитие управленческого персонала
  • Обучение решению проблем
  • Воспроизводство и интеграция персонала
  • Гибкое формирование персонала
  • Адаптация к изменениям
  • Внедрение инноваций

С точки зрения работника:

  • Поддержание и повышение профессиональной квалификации
  • Получение знаний за пределами специальности
  • Получение знаний о поставщиках, потребителях и других организациях, влияющих на работу фирмы
  • Развитие навыков планирования и организации производства

Мотивация непрерывного обучения:

В американских компаниях принята система поощрения непрерывного обучения, связанная с результатами работы. Чем ценнее сотрудник для фирмы, тем больше средств выделяется на повышение его квалификации.

Оценка потребности в обучении:

Планирование программ подготовки — неотъемлемая часть управления человеческими ресурсами. Определение потребности в обучении осуществляется на основе:

  • Анализа результатов оценки труда и персонала
  • Анализа плана технического обновления
  • Оценки специфики программ подготовки, которую получают выпускники вузов, приходящие на работу
  • Диагностики уровня подготовки новых сотрудников

Обучение персонала управления:

В США выпускники вузов, нанимаемые компаниями, проходят обширную программу профессиональной адаптации, включающую следующие этапы:

  • Набор работников
  • Обучение перед началом работы
  • Ориентация в коллективе
  • Обучающая подготовка
  • Адаптация к условиям труда
  • Назначение на должность
  • Оценка результатов адаптации

Тренинг профессиональных навыков:

Тренинг профессиональных навыков используется для:

  • Восполнения недостающих знаний
  • Исправления ошибок в выполнении должностных обязанностей
  • Автоматизации навыков работы в кризисных ситуациях
  • Укрепления навыков работы в важных для фирмы сферах

Модели подготовки рабочих кадров:

  • Обучение без отрыва от работы: теоретический курс в профессионально-технической школе и практическая подготовка на предприятии.
  • Обучение с отрывом от работы: обучение в специализированных учебных заведениях и центрах подготовки кадров.

Затраты на обучение:

В 80-х годах расходы на внутрифирменную подготовку кадров в крупных американских компаниях составляли значительные суммы. Эти расходы рассматривались как прибыльные инвестиции.

Оценка эффективности обучения:

Существуют два основных подхода к оценке эффективности обучения:

  • Теория человеческого капитала: Знания и квалификация работников рассматриваются как капитал, приносящий доход, а затраты на их приобретение — как инвестиции.
  • Определение результатов обучения для разных участников процесса: Преподаватель, клиент (участник обучения) и заказчик (руководитель, оплачивающий обучение) имеют свои представления о результативности обучения.

Внутрифирменное обучение:

Внутрифирменное обучение — специфическая схема подготовки взрослых, ориентированная на развитие персонала и подготовку его к изменениям в организации.

Существуют два основных подхода к консультационной работе в организации:

  • Экспертный: Консультант как носитель экспертных знаний, готовый разработать план изменения ситуации в организации.
  • Процессуальный: Разработка плана изменения ситуации происходит в сотрудничестве с персоналом организации, с учетом корпоративной культуры, норм, традиций и ценностей.

Типы учебных программ внутрифирменной подготовки:

  • Программы, ориентированные на повышение внешней адаптации организации
  • Программы, ориентированные на внутреннюю интеграцию организации

Традиционное и интегрированное внутрифирменное обучение:

Существуют два основных подхода к внутрифирменному обучению:

  • Традиционное: фокусируется на передаче знаний отдельным руководителям с использованием традиционных методов обучения.
  • Интегрированное: предполагает взаимодействие и сотрудничество всех участников процесса, использование разнообразных методов обучения и активный вклад в разработку программ обучения.

Требования к преподавателю-консультанту:

Преподаватель-консультант должен владеть тремя наборами компетенций:

  • Дидактические и организационные: навыки планирования и проведения учебного процесса, диагностики аудитории и формирования мотивации слушателей.
  • Профессиональные: знания и умения в предметной области обучения.
  • Личностные: убедительность, психологическая компетентность, коммуникативная гибкость.

Карьерограмма преподавателя-консультанта:

Оптимальный путь профессионального становления преподавателя-консультанта внутрифирменного обучения включает несколько этапов:

  • Сотрудник организации (внутренний консультант)
  • Ассистент в консультационных проектах
  • Преподаватель в системе очного (внефирменного) обучения
  • Внешний консультант, использующий в своей практике программы внутрифирменного обучения.

Резюме:

Непрерывное образование — ключевой фактор успеха в современном мире. Оно необходимо как для сотрудников, так и для организаций. Инвестирование в непрерывное обучение — это инвестирование в будущее, обеспечивающее конкурентоспособность и процветание.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться