Мидл-менеджеры (в российской hr-практике их еще называют линейными руководителями) — это начальники отделов, руководители групп, заместители глав департаментов. Как говорится в исследовании «Le manager intermédiaire, intégrateur de la complexité » аналитической компании Boston Consulting Group, именно эти люди контролируют от 50 до 80% сотрудников и воплощают в жизнь идеи высшего руководства фирмы. Роль «мидла» сегодня недооценена, но именно этот сотрудник должен определять мотивацию команды и ее эффективность при работе с клиентами, ссылаться на реальные факты, когда необходимо принимать критические решения. В этой статье генеральный директор HRmaps Жанна Нечаева рассказала о стереотипах и современных тенденциях в менеджменте, о функциях идеального «мидл»-менеджера и о том, как нужно оптимизировать работу, чтобы усилить влияние линейного руководителя.
Откуда пошел стереотип, что линейный руководитель – это обязательно плохой управленец, которого не интересует коллектив той компании, где он работает? В чем причины такого отношения к нашим начальникам отделов?
-
Топ-менеджер не доверяет
Обычно топ-менеджеры не доверяют своим «младшим» начальникам решение стратегических задач и крайне редко предоставляют необходимые инструменты и возможности для самостоятельного управления. Так «мидлы» оказываются на позициях исполнителей, и, конечно, при таком раскладе у такого сотрудника нет персональной ответственности. Аналитики Boston Consulting Group отмечают, что только 25% линейных управленцев связаны со стратегическими решениями организации.
-
Он ходит только на совещания
Большую часть своего времени мидл-менеджеры проводят на бессмысленных совещаниях, от которых нет никакой пользы. Они могут принимать решения без указания вышестоящего руководства. Только 40% респондентов полагают, что менеджер среднего звена обладает властью, которая позволяет ему быть по-настоящему эффективным.
-
Несоответствие образования
Функции человека, который стоит между высшим руководством и персоналом — пока неизученная тема. При опросе линейных руководителей было выявлено, что только 32% людей, занимающих такие должности, считают, что их уровень образования адаптирован к современным требованиям бизнеса.
Задачи современного мидл-менеджера
Как мы писали выше, особенности современного управления, в которое вплелись люди поколения Y, искусственный интеллект и тотальная экономия, не так страшны для мидл-менеджеров. В тоже время выделяется ряд стратегических задач эффективного менеджера, выполнение которых позволит ему стать незаменимым в любой компании. Для реализации данных задач помимо работы штатного HR и использования аналитики, можно пользоваться инструментами HRMaps, которые помогают получать регулярную обратную связь, контролировать выполнение задач, оценивать компетенции и таланты сотрудников.
№ 1. Составлять емкие финансовые отчетности
Менеджеры среднего звена – от начальников отделов до руководителей служб контроля – обычно пишут для топ-менеджмента финансовые отчеты. Документы, которые состоят только из цифр, высшее руководство не интересуют. Идеальный мидл-менеджер дополняет финансовую отчетность анализом происходящего и рекомендациями по улучшению состояния компании.
№ 2. Мотивировать команду
Линейный руководитель тесно общается с сотрудниками компании и быстрее топ-менеджера замечает упаднические настроения и потерю мотивации. Именно от него стоит ждать решений по устранению такого настроя в коллективе.
№ 3. Активно участвовать в реорганизации компании
Положение мидл-менеджера между руководством и сотрудниками даёт ему особые возможности, когда для компании наступает один из самых неприятных периодов работы – реорганизация. Он должен убеждать сотрудников в необходимости происходящего и предоставить им все условия для комфортной работы во время турбулентности.
№ 4. Мониторить ситуацию «в полях»
Мидл-менеджер работает и с топ-менеджментом, и с сотрудниками компании, поэтому ему необходимо присутствовать и на стратегических совещаниях, и на рабочих местах штатных работников. Работая сразу с двумя группами коллег, «мидл» анализирует, что хотят и те, и другие. Он выясняет, что нужно сделать, чтобы достичь желаемого результата.
Как нужно топ-менеджерам выстраивать рабочие отношения с мидл-менеджером?
№1. Правильно расставлять приоритеты
Линейному руководителю сложно самому расставить приоритеты в работе. Как вышестоящий руководитель определите их и предложите своё видение мидл-менеджеру. Обсудите с ним, насколько они совпадают с той реальностью, которую он видит каждый день в своей работе. Чтобы это видение было максимально реалистичным, мотивируйте его проводить больше времени «в полях».
№ 2. Вовлекать линейного руководителя в принятие стратегического решения
Линейный руководитель – правая рука топ-менеджера. Вовлекайте «мидла» в новые проекты ещё на стадии разработки и идеи, поиска команды. Только таким образом он сможет максимально качественно воплотить ваши задумки в жизнь, чувствуя себя при этом важным элементом компании, участвующим в стратегических задачах.
№ 3. Показать доверие
Цели компании, конечно, определены наперёд. Это не мешает дать мидл-менеджеру некоторую свободу действий в своей команде, ведь только он хорошо знает текущую ситуацию и особенности сотрудников. Так вы выскажете своё доверие и повысите вовлечённость младшего начальника.
№ 4. Советоваться с мидл-менеджером
Ежедневный пятиминутный отчёт о проделанной работе и выполнении плана – это хорошо, но попробуйте встречаться с вашим коллегой хотя бы раз в две недел
и. Обсуждайте на этих встречах глобальные результаты, стратегические цели, спрашивайте совета и делегируйте принятие важных решений, входящих в круг его компетенций, постепенно расширяя его.
Не исполнители, но партнёры
Топ-управленцы наиболее передовых компаний сегодня обращают всё большее внимание (рекомендации совета директоров Coca-Cola и Colgate-Palmolive) на квалификацию сотрудников мидл-позиций, их вовлечённость и долю ответственности. Только тесные отношения и эффективная работа с линейными руководителями способны обеспечить реактивность и гибкость стратегии развития компании.
Обратите внимание на директоров отделов и лидеров команд, расширьте своё видение их роли. Они обладают именно той информацией и компетенциями, которые нужны компаниям в мире, где скорость изменений настолько высока, что без постоянной обратной связи успеха не добиться.
Поделиться