Культура коучинга как основа карьерного роста сотрудников

Культура коучинга как основа карьерного роста сотрудников
Культура коучинга как основа карьерного роста сотрудников

Квалифицированных специалистов на всех не хватает. Пока одни компании заманивают их обещаниями высокой зарплаты и/или отличных условий труда, другие предпочитают растить кадры самостоятельно. Правда, в обоих случаях необходимо предусмотреть карьерный и профессиональный рост сотрудников и обрисовать им четкие индивидуальные перспективы.

Выбор методов управления персоналом – процесс сугубо индивидуальный, здесь все зависит от особенностей компании, от ее финансовых возможностей, даже от личных предпочтений руководства. Различные аттестации, MBO и мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры и повышение лояльности (тренинги, тимбилдинги, программы интеграции в коллектив, коучинг и так далее) – вот лишь часть того, к чему прибегает современный бизнес. Далее речь пойдет о коучинге, изобретении столь же эффективном, сколь и неоднозначном.

«Что в нем такого необычного?» – возможно, спросят читатели?

«О коучинге принято говорить как об еще одном модном инструменте развития сотрудников. Такая позиция не совсем верна, более того, она связана с определенной опасностью. Воспринимая коучинг только как систему управления знаниями, своеобразную панацею от всех бед, можно легко разочароваться. Научные факты и исследования говорят о том, что взрослый человек склонен воплощать собственные решения более эффективно и качественно, нежели то, что ему велено сделать. Поэтому мы верим, что коучинг – один из инструментов, позволяющий раскрывать потенциал сотрудников в ежедневной работе. В общих словах, коучинг – это ряд вопросов к сотруднику, которые приведут его к самостоятельному решению задачи. Часто коучинг помогает человеку выходить за рамки своего привычного мышления и тем самым развиваться и со временем брать на себя более сложные задачи», – комментирует Сура Ризаева, менеджер по развитию персонала «Нестле Россия».

Коучинг-беседу можно описать как последовательность действий, которая обозначается аббревиатурой GROW (иногда переводится на русский как «РОСТ»):

  • Goal – постановка цели;
  • Reality – изучение окружающей действительности, оценка обстановки;
  • Options – поиск возможностей решения задачи;
  • What’s next – что дальше.

На практике это чаще всего выглядит как обычная беседа между руководителем и подчиненным, в ходе которой руководитель не дает готовых решений, а спрашивает сотрудника, как бы он поступил сам, чтобы решить ту или иную задачу. Также существует такое понятие как групповой коучинг. В этом случае руководство ставит цель, а коуч (в этом случае он называется фасилитатором) разрабатывает и проводит сессии, где к совместному решению приходит уже вся команда. Так достигается согласие между членами команды и возникает общая ответственность за результаты.

Культура коучинга как основа карьерного роста сотрудников

Внедрение коучинга традиционно происходит в несколько этапов.

Если на вопрос «А нужна ли нам такая культура?» руководство компании ответило положительно, то процесс начинается с определения задач, которые планируется решить при помощи коучинга. Дабы грамотно рассчитать силы, крайне желательно, чтобы у топ-менеджеров организации на этот момент уже был опыт в коучинге. Получить его можно, пройдя обучение коучингу.

На втором этапе формируется список бизнес-процессов, подлежащих изменению в связи с внедрением системы коучинга. Все нововведения согласуются с принятыми в компании HR-процедурами. К этому моменту опыт участия в коуч-сессиях должен быть у подавляющего большинства руководителей, особенно если требуется внедрить именно культуру коучинга, а не ее отдельные элементы.

Третий этап – обучение руководителей проведению коучинговых сессий с подчиненными, то есть тому, что отличает коучинг от простого рабочего взаимодействия. Как правило, проводится в формате тренингов.

Далее важно, чтобы знания, полученные на тренинге, превратились в работающий инструмент, которым может пользоваться каждый руководитель. Для этого при поддержке HR продумывается и внедряется система поддержания коучинг-культуры в каждом отдельно взятом подразделении.

В результате в компании заметно повышается качество общения, у персонала растет мотивация, увеличивается уровень содействия друг другу как в профессиональных, так и в личных вопросах. С людьми, разделяющими философию коучинга, комфортно и интересно работать, они охотнее выкладываются, нацелены на карьерный рост и более привержены ценностям бизнеса.

Заключительный пятый этап направлен на поддержание системы коуч-менеджмента. Она должна на 100% интегрироваться в основные бизнес-процессы компании и функционировать уже без внешней поддержки.

Отдельно следует остановиться на достигаемом эффекте. Так, согласно результатам исследования Building a Coaching Culture 2014, среднегодовой рост доходов в компаниях с сильной коучинг-культурой по итогам 2013 года оказался выше, чем в организациях с традиционными типами управлениями (60% против 40%). Кроме того, для практикующих коучинг компаний характерен более высокий (примерно на 13%) уровень вовлеченности персонала.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
-2
-1
Аватар пользователя Anastasia Kravchuk