Что такое KPI?

Нравится вам это или нет, но KPI преследуют нас повсюду! О них можно услышать на работе, в школе или больнице. Кто-то преследует цели, сформулированные с помощью KPI, кто-то пишет отчеты на основании KPI... Так что же это в действительности такое?

Говоря примитивным языком, KPI - это способ определить, насколько хорошо работает отдельно взятый человек или бизнес в целом. KPI расшифровывается как Key Performance Indicators, или ключевые показатели эффективности. KPI позволяет сравнить текущие достижения компании, отдела или сотрудника по сравнению со стратегическими целями.

Для описания концепции часто используется аналогия с плывущим кораблем. Предположим, вы плывете из Саутгемптона в Нью-Йорк. Задача заключается в том, чтобы доставить пассажиров и груз в Большое яблоко за 10 дней. После отплытия капитан и его команда используют навигационные приборы, чтобы определить, не сбился ли корабль с намеченного курса. В этом случае к KPI относятся показания GPS, средняя скорость движения, уровень топлива, данные о погоде и т.д. Все эти критерии помогают экипажу определить, в правильном ли направлении он работает, и принять решение о том, в какую сторону повернуть штурвал.

Компании действуют аналогичным образом. Если цель заключается в том, чтобы заработать побольше денег, в качестве KPI будут служить сведения об объеме продаж, чистой прибыли и операционных расходах. Если компания хочет привлечь побольше новых клиентов, создав великолепный бренд, она будет измерять степень значимости и узнаваемости бренда. Если же руководство хочет повысить степень вовлеченности сотрудников в рабочий процесс, то будет оценивать качество их рекомендаций. Если же для компании важно все вышеперечисленное, ей потребуется несколько KPI.

Проблема заключается в том, что KPI насчитываются тысячи, и выбрать из них правильные совсем не просто. При неправильном подборе KPI направление деятельности меняется не в лучшую сторону, а сотрудники начинают предпринимать неверные шаги. Помните, что KPI так эффективны лишь потому, что результаты напрямую зависят от исходных данных. Если вы измеряете показатели, которые не соответствуют вашим целям, и поощряете их рост, вы фактически велите своей команде плыть не в ту сторону!

Эффективные KPI тесно связаны со стратегическими целями (компании, отдела или сотрудника). Когда меня просят помочь с выбором правильных KPI, мы сначала разрабатываем общие принципы оценки с учетом приоритетов. Это может быть простая диаграмма с промежуточными целями, которые в сумме приводят к конечной цели (например, росту прибыли).

После этого мы переходим к выбору KPI, но перед тем, как кто-то начнет что-то измерять, необходимо составить список важных для бизнеса вопросов. К примеру, команда руководителей Google составила список из 35 вопросов, и их KPI помогают им с ответами. Таким образом KPI привязываются к бизнес-стратегии и позволяют получить точную и достоверную информацию.

Бернард Мар, linkedin.com. Перевод: Айрапетова Ольга

Расскажите о своем опыте использования KPI! Удалось ли вам извлечь какую-то пользу? Прижилась ли эта практика? Являются ли KPI источником новых идей или просто пугают людей? Есть ли у вас опыт неправильного подбора KPI? К каким последствиям это привело? Пожалуйста, поделитесь с нами своим мнением!

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
-1
-1
Аватар пользователя Журнал HR-Portal