Введение:
Статья посвящена изучению экологических ценностей в общественном сознании. Авторы отмечают рост озабоченности проблемами окружающей среды в обществе, однако одновременно констатируют наличие антиэкологических форм поведения. Это связывается с преобладанием ценностей технологической цивилизации, основанных на идее неограниченного прогресса и антропоцентризме.
Актуальность исследования:
Осознание потенциальных угроз для человечества в связи с нынешними формами природопользования стимулирует поиск новых моделей взаимодействия цивилизации с окружающей средой. В статье подчеркивается необходимость формирования проэкологических ценностей, которые станут условием выживания человечества.
Методы исследования:
В исследовании приняли участие 437 человек разных возрастных групп и с разным образованием. Испытуемые ранжировали утверждения, отражающие различные экологические ориентации, по степени их актуальности.
Результаты:
1. Влияние возраста на экологические ценности:
- Молодые люди (17-19 лет) демонстрируют биоцентрическую ориентацию, воспринимая природу как обладающую самоценностью, независимо от ее использования.
- Взрослые же, в большей степени, склонны рассматривать окружающую среду как ресурс для экономического развития.
- У студентов к концу обучения в вузе романтическая оценка природы уступает место рациональной.
2. Влияние профессиональной деятельности:
- Исследование выявило различия в структуре экологических ценностей у лиц с гуманитарным и техническим образованием.
- Гуманитарии демонстрируют биоцентрическую ориентацию, связывая природу с досуговыми формами поведения.
- Технические специалисты, напротив, склонны к прагматической ориентации, воспринимая природу как источник ресурсов для экономики.
3. Противоречие в экологических установках:
- Авторы отмечают противоречие между усвоением социальных ролей, предполагающих рациональное использование природных ресурсов, и провозглашением проэкологических ценностей.
- В процессе профессионального обучения акцент делается на овладении методами воздействия на природные объекты, что может привести к их разрушению.
- Необходимо формировать биоцентрическую ориентацию, исключающую антропоцентризм, в системе экологического воспитания и обучения.
Выводы:
- Процесс усвоения социальных ролей, связанных с производством, способствует формированию рационалистических экологических ценностей.
- Структура экологического сознания зависит от профессиональной деятельности.
- Осознание противоречия между экологическими установками и практикой их применения является ключевой проблемой в сфере экологического воспитания.
Заключение:
Статья подчеркивает важность формирования проэкологических ценностей в общественном сознании. Для этого необходимо переосмыслить существующие системы образования и профессионального обучения, чтобы они способствовали формированию биоцентрической ориентации и экологически ответственного поведения.
Поделиться