Губернские правления, учрежденные законом 1775 г., стали центральными органами управления в губерниях Российской империи. Учреждение для управления губерний определяло их как место, которое управляет в силу законов Именем Императорского Величества всею Губерниею, подчиняясь непосредственно Сенату.
Изначально губернские правления задумывались как коллегиальные органы, возглавляемые генерал-губернатором или губернатором, и включающие двух советников. Эта структура была аналогична коллегиям центрального управления, что подчеркивалось фразой Правление Губернское наравне есть с Коллегиями.
Однако с введением министерств в начале XIX века, система управления губерниями усложнилась. Отдельные отрасли управления - юстиция, финансы и др. - перешли в ведение соответствующих министерств, чьи учреждения на местах могли общаться с министрами напрямую, минуя губернатора.
Губернатор, с одной стороны, оставался представителем верховной власти, подчиняясь императору и Сенату, а с другой - стал чиновником МВД, подконтрольным министру. Вследствие этого, губернские правления также вошли в ведение МВД.
Такое разделение полномочий привело к несогласованности в работе губернаторов, губернских правлений, министерств и Сената. Неясные полномочия губернаторов, стремление министерств к прямому взаимодействию с местными учреждениями, а также недостаток средств и квалифицированных кадров затрудняли работу губернских правлений и приводили к задержкам в принятии решений.
В 1802-1804 гг. были утверждены новые штаты для губерний, однако они не отвечали потребностям. С учреждением министерств в 1811 г. проблема стала еще острее. Несмотря на усилия правительства, основной проблемой оставался недостаток финансирования. Лишь в 1835 г. были утверждены новые, увеличенные штаты губернских учреждений.
Сложная коллегиальная структура губернских правлений обуславливала сложный и медленный порядок делопроизводства, основанный на устаревшем Генеральном регламенте. В начале XIX века предпринимались попытки упростить и модернизировать делопроизводство. В 1806 г. это было сделано в Московском губернском правлении, а в 1826 г. - в Санкт-Петербургском.
В 1837 г. было утверждено Положение о порядке производства дел в губернских Правлениях, разделившее губернии на три разряда, с различным штатом присутствия и канцелярии. Канцелярия губернского правления была разделена на отделения, каждое из которых возглавлял один из советников.
Однако новый порядок не привел к желаемым результатам: он был слишком подробен, нечетко определял обязанности чиновников, и на губернатора ложилась большая часть второстепенных обязанностей.
В 1843 г. был составлен проект нового Учреждения губернских правлений, который предусматривал:
- Освобождение губернаторов от ежедневного присутствия в правлении.
- Передачу контроля за делопроизводством вице-губернатору.
- Предоставление членам правления права вести переписку по делам, не требующим обсуждения.
В 1845 г. было утверждено новое Учреждение губернских правлений, которое упростило делопроизводство, более четко определило обязанности членов правления, и разделило дела на три категории: судные, распорядительные и исполнительные.
Канцелярия губернского правления была реорганизована, с выделением отдельной канцелярии присутствия. Был упрощен порядок документирования и введена новая форма журнала присутствия губернского правления.
Несмотря на эти изменения, проблема задержек в работе губернских правлений и скопления нерешенных дел продолжала оставаться актуальной.
Таким образом, эволюция губернских правлений отражала сложный процесс модернизации системы управления Российской империи в XIX веке. Несмотря на неоднократные попытки упростить и ускорить работу губернских правлений, проблема задержек в принятии решений и неэффективного делопроизводства оставалась актуальной.
Поделиться