14 действенных вопроса для собеседования

Умные руководители из разных отраслей делятся вопросами для собеседования, которые позволяют им узнать о кандидате все, что нужно.

Излюбленные вопросы для собеседования есть у каждого.

И каждый хочет, чтобы эти вопросы были как можно лучше.

Я попросил умных людей, принадлежащих к разным сферам деятельности, привести примеры вопросов, которые кажутся им важными, и рассказать, почему эти вопросы хороши и какие факты о кандидате можно узнать с их помощью.

1. "Представьте, что сегодня мы отмечаем год с момента вашего вступления в должность. Не могли бы вы перечислить наши общие достижения за этот год?"

"Для меня очень важно, чтобы на собеседовании кандидат сам задавал нам вопросы. Мне нужно убедиться, что он готовился к беседе, понимает, чем мы занимаемся, и действительно хочет у нас работать.

Кандидат должен не только обладать стратегическим мышлением, чтобы осмыслить возможные достижения за год. Кроме того, он должен соотнести эти достижения с общим направлением развития компании, и определить причины, по которым он хочет быть частью этой команды".

Рэнди Гарутти, генеральный директор Shake Shack

2. "Опишите момент, когда вы были полностью довольны своей жизнью"

"Если речь не идет о позиции начального уровня, я предполагаю, что сидящий передо мной человек обладает приемлемым уровнем навыков и интеллекта. Кроме того, я верю, что умные люди с опытом работы умеют быстро адаптироваться и достигать успеха в новой обстановке, если этому способствует культура.

Именно поэтому я акцентирую внимание на личных качествах кандидата и его способности вписаться в коллектив.

Этот вопрос направляет беседу в иное русло и позволяет сравнить условия, которые я могу предложить, с условиями, которые требуются людям, чтобы работать на пределе возможностей. Я хочу убедиться, что предлагаю им лучший вариант".

Дик Кросс, основатель и генеральный директор Cross Partnership

3. "Представьте, что мы вас наняли, и вам нравятся и работа, и зарплата. Какое предложение от другой компании вы могли бы рассмотреть?"

"Мне нравится наблюдать, как в кандидате борются два желания - желание побольше заработать и желание заниматься любимым делом.

Вы думаете, что людей нельзя купить?

Тогда некоторые ответы вас сильно удивят".

Илья Позин, основатель Ciplex

4. "Кто служит для вас примером для подражания и почему?"

"Этот вопрос позволяет узнать, стремится ли кандидат к личному и профессиональному развитию, а эти стремления, как я выяснил, напрямую влияют на успехи и амбиции.

Кроме того, ответ описывает качества и поведенческие шаблоны, которые кандидат стремится приобрести".

Клара Ши, со-основатель и генеральный директор Hearsay Social

5. "Назовите свое любимое и нелюбимое занятие"

"Нанимая сотрудника на определенную должность, мы надеемся, что ему нравится все то, что ему предстоит делать, но вообще-то это редкий случай.

Чтобы получить честный ответ на этот вопрос, придется проявить настойчивость. Я обычно задаю его несколько раз, используя разные формулировки, и результат всегда стоит усилий. К примеру, однажды я беседовал со специалистом по продажам, который сказал, что ему не нравится знакомиться с новыми людьми, но моим несомненным фаворитом стал бухгалтер, которому не нравилось вникать со всякие скучные тонкости и проверять результаты работы по несколько раз. Следующий!"

Арт Папас, основатель и генеральный директор Bullhorn

6. "Расскажите о проекте или достижении, которое оказало максимальное влияние на вашу карьеру"

"Я использую этот вопрос для того, чтобы завязать диалог и позволить кандидату рассказать о себе в нестандартной форме.

Уточняющие вопросы напрашиваются сами собой. Какую должность вы занимали в то время? Как ваш достижение повлияло на ваше профессиональное развитие в той компании? Кто еще принимал участие в тех событиях, как ваше достижение повлияло на них?

Обсуждая единичное достижение, я с легкостью получаю дополнительную информацию о кандидате, его рабочих привычках и способах взаимодействия с окружающими".

Дебора Свини, владелец и генеральный директор MyCorporation

7. "Расскажите о том, как вы..."

"У меня нет любимого вопроса. Мне кажется, каждое собеседование живет своей жизнью и представляет собой диалог, а не формальный процесс.

В конечном счете, мы ищем мотивированных, дисциплинированных и позитивно настроенных людей, которые обладают нужными навыками и любят свою работу. Поэтому я задаю косвенные вопросы о творческом процессе и прошу простым языком описать способы приготовления вкусной еды и качественного обслуживания клиентов.

А потом я доверяюсь интуиции. Напоследок я всегда смотрю кандидату в глаза, и от этого зависит мое окончательное решение, потому что глаза никогда не лгут".

Эрик Рипер, совладелец и шеф-повар Le Bernardin

8. "В чем ваша суперсила?" "На какое животное вы похожи?"

"Я искал секретаря-референта и задавал всем кандидатам вопросы про животных. Один из них сказал, что похож утку, которая на первый взгляд сидит неподвижно, а на самом деле быстро перебирает под водой лапками.

Я посчитал, что именно так должен выглядеть идеальный помощник. Мы работаем вместе уже больше года, и я должен признать, что не ошибся с выбором".

Райан Холмс, генеральный директор HootSuite

9. "Как часто вы меняли работу за последние годы?"

"Этот вопрос помогает мне заглянуть в прошлое кандидата. Что поддерживает в нем мотивацию? Что заставляет его менять работу? Какой фактор чаще всего влияет на решение об уходе?

Ответы помогают мне узнать, хранит ли кандидат верность своим принципам и умеет ли аргументировать свои решения. Может, ему постоянно кажется, что окружающие (руководство, коллеги и т.д.) плохо к нему относятся? А может, ему быстро становится скучно?

В сущности, нет ничего плохого в том, чтобы сменить работу. Причины - вот что действительно важно".

Шама Кабани, основатель и генеральный директор The Marketing Zen Group

10. "Мы стремимся делать все лучше, быстрее, аккуратнее и дешевле. Мы оптимизируем технологии и улучшаем процессы. Проще говоря, мы хотим делать больше с меньшими усилиями. Расскажите мне о недавнем проекте или решении проблемы, в котором вам удалось сделать что-то лучше, быстрее, аккуратнее, эффективнее или дешевле"

"У хороших кандидатов всегда найдется немало подобных примеров, и они будут рады ими поделиться.

За последние 13 лет наши клиенты видели повышение цены на товары всего один раз. И это вовсе не потому, что нам удается сокращать издержки, совсем наоборот! Мы поддерживаем цены на одном уровне потому, что мы постоянно совершенствуемся. Каждый член нашей команды старается быть в курсе всех событий и постоянно ищет проблемы, которые нужно решить.

И мы ждем того же самого от новых сотрудников".

Эдвард Уиммер, со-основатель и совладелец RoadID

11. "Расскажите о конкретном достижении в предыдущей должности, которое свидетельствовало бы о том, что вы сможете преуспеть на новом месте"

"Былые успехи с большой долей вероятности свидетельствуют об успехах грядущих.

Если кандидат не может рассказать о своих достижениях, скорее всего, и в будущем он ничего не достигнет - ни у нас, ни где-либо еще".

Дэйв Лавински, со-основатель и президент Growthink

12. "Ну, (имя), что расскажете?"

"Этот бессмысленный вопрос немедленно заставляет людей занять оборонительную позицию, потому что на него не существует правильных и неправильных ответов. И все же, на него можно ответить.

Кандидату придется проявить творческий подход. Фактически, ответ вообще неважен - вы просто предлагаете кандидату сыграть в игру и посмотреть, куда она нас заведет. Такая игра помогает узнать о характере человека, узнать, насколько он изобретателен и умеет ли воображать несуществующие вещи.

И пусть вопрос звучит для кандидата непонятно, это лишь начало пути, ведь в современном мире, где все хотят выгодно продать себя или свою компанию, очень ценится способность рассказывать интересные истории и создавать правильное впечатление о людях и товарах.

Взгляд, которым кандидат одаривает меня в ответ на этот вопрос, многое говорит о его умении расположить к себе. Если он становится в защитную позу или чувствует неловкость, а пауза длится дольше нескольких секунд, я понимаю, что этот человек привык воспринимать все буквально и не обладает широтой взглядов. А нам нужны люди широких взглядов".

Ричард Фьюнесс, управляющий партнер Finn Partners

13. "Есть ли у вас к нам вопросы?"

"Я всегда задаю этот вопрос в самом начале собеседования. Он позволяет узнать, умеет ли кандидат быстро находить выход из неожиданной ситуации, насколько он готов к собеседованию и умеет ли стратегически мыслить.

Мой опыт подсказывает, что вопросы, которые задает человек, говорят о нем гораздо больше, чем ответы, которые он дает".

Скотт Дорси, со-основатель и генеральный директор ExactTarget

14. "Расскажите о ситуации, в которой все шло не так, как вам хотелось - например, об упущенном повышении или о проекте, который не оправдал ваших ожиданий"

"Это простой, но очень информативный вопрос. Некоторые кандидаты говорят, что понимают всю важность работы в команде, но это вовсе не значит, что они действительно умеют в ней работать. Нам нужны инициативные сотрудники, которые заинтересованы в будущем компании.

Все ответы можно разделить на три типа:

1.) обвинения;
2.) самоуничижение;
3.) признание ошибок и стремление их исправить.

Нашей компании требуются целеустремленные люди, готовые примерять на себя разные роли и выполнять обязанности, которых нет в должностной инструкции. И поэтому ищу командных игроков с правильным отношением и подходами к общему делу. Если кандидат пытается уйти от ответственности, обвиняет бывших коллег или выставляет их в дурном свете, говорит о ситуации свысока или противопоставляет себя остальным, вряд ли мы сработаемся.

Если же он признает ошибку и готов работать над собой, чтобы ее не повторять, мы принимаем его в наше меритократическое сообщество".

Тони Кнопп, со-основатель и генеральный директор Spotlight Ticket Management

Джеф Хаден, inc.com. Перевод: Айрапетова Ольга

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться