Французский психоаналитик Жак Лакан (1901–1981) совершил революцию в психоанализе, связав его с лингвистикой и создав структурный психоанализ. Его ключевой тезис: бессознательное - это язык, а значит, оно структурировано подобно ему. Лакан подчеркивает, что лингвистические методы могут быть использованы для описания бессознательных проявлений личности.
Лакан переосмысливает тезис Декарта я мыслю, следовательно, существую. Он утверждает: я мыслю там, где я не существую. Это означает, что субъект не тождественен своим высказываниям, поскольку мотивация речи бессознательна. Бессознательное - это речь Другого, которая проявляется в межсубъектном языковом взаимодействии врача и пациента и раскрывается во время речевой работы в их диалоге.
Лакан, будучи врачом-психиатром, начинал свою научную карьеру с медицинских исследований. Но вскоре его интересы расширились, и он погрузился в изучение работ Зигмунда Фрейда, Гегеля, социологии и сюрреализма. К началу 1950-х годов Лакан сформировал свою концепцию, изложенную в программном докладе Функция и поле речи и языка в психоанализе (1953).
На его работу повлияли М. Хайдеггер, Ф. де Соссюр и К. Леви-Строс. Хайдеггер вдохновил его на исследование философских проблем субъекта, истины и бытия. От Соссюра он перенял структурную теорию языка, в частности, понятия знака, означающего и означаемого, а также диалектику языка и речи.
Вслед за Соссюром, Лакан признает приоритет языка над бессознательным, формулируя это как: бессознательное организовано как язык. Это означает, что каждый элемент бессознательного подчиняется принципу системности. Однако Лакан расходится с Соссюром в понимании знака, абсолютизируя означающее и отделяя его от означаемого. Бессознательное, будучи языком, представляет собой синхроническую структуру, а означаемым является диахронический речевой процесс.
От Леви-Строса Лакан заимствует понятие символического и интерпретацию запрета инцеста и эдипова комплекса, адаптируя их к своей концепции.
Лакан стремится к буквальному возврату к текстам Фрейда, не предлагая новых интерпретаций, а ограничиваясь ортодоксальным прочтением. Он опирается на фундаментальные фрейдовские категории бессознательного, сексуальности, вытеснения, замещения, импульса и т.д. Он подчеркивает определяющую роль либидо, воплощающего творческое начало в человеческой деятельности. В отличие от неофрейдизма, фокусирующегося на Я, Лакан ставит в центр своего внимания бессознательное, Оно, как это было у Фрейда.
Однако Лакан переосмысливает многие фрейдовские категории, вводя новые понятия - символическое, воображаемое, реальное, - дополняя их логико-математическими понятиями - отрицание, матема. Он заменяет фрейдовскую триаду Оно - Я - Сверх-Я на символическое - воображаемое - реальное, переосмысливая их значение. У Лакана реальное занимает место Оно, воображаемое выполняет роль Я, а символическое - функцию сверх-Я.
Лакан, подобно многим представителям неофрейдизма, освобождает фрейдовский психоанализ от биологизма, основывая его на лингвистике. Он усиливает рациональный подход к объяснению бессознательного, стремясь сделать его структурно упорядоченным.
В отличие от Фрейда, который сознательно избегал философии, Лакан придает психоанализу философское измерение, особенно в свете немецкой философской традиции. Он стремится превратить психоанализ в строгую социальную и гуманитарную науку, опирающуюся на лингвистические и логико-математические понятия.
Однако эта задача во многом осталась невыполненной. Лакан использует понятия и термины лингвистики, математики и других наук метафорически, что делает некоторые его положения и выводы не вполне обоснованными и убедительными, а его концепция в целом выглядит непоследовательной и противоречивой.
Поделиться