Теория паттернов поведения в культуре, предложенная Альфредом Крёбером и Клайдом Клакхоном, представляет собой глубокий анализ концепции культуры. Исследуя множество существующих определений, они предлагают свой синтез: Культура состоит из паттернов поведения и для поведения, эксплицитных и имплицитных, приобретаемых и передаваемых посредством символов, конституирующих характерное достижение человеческих групп, включая их воплощения в артефактах; существенное ядро культуры состоит из традиционных (то есть исторически созданных и отобранных) идей и свойственных им символов; культурные системы могут, с одной стороны, рассматриваться как продукты действия, с другой как обуславливающие элементы будущего действия. [1]
Это определение, хотя и фокусируется на поведении, не ограничивается им. Крёбер и Клакхон подчеркивают, что культура не сводится к поведению, а включает в себя также идеологии, рационализирующие выбранные модели поведения, и высшие общие факторы, определяющие принципы отбора и упорядочения в культуре. [2]
Ключевая идея теории паттернов заключается в выделении основных и повторяющихся элементов культуры, независимых от социальной структуры. Они акцентируют внимание на формах, структурах и организации, а не на дискретных культурных чертах и содержании. Паттерны искусства, религии, философии, а также технологии и науки, приобретают свое характерное содержание совершенно независимо от отдельных индивидов. [3]
Хотя теория не игнорирует социальную структуру, она считает глубокие структурные паттерны укорененными и устойчивыми к изменениям. Все уровни культуры трактуются как подверженные паттернированию, но не все в той же самой степени или на той же самой стадии осознания. [4]
Теория паттернов позволяет рассматривать культуру как целостную систему, где все элементы взаимосвязаны. Теория делает возможным когерентное движение от религии к пище, от политики к одежде, от способа производства к артефакту. [4]
Крёбер и Клакхон подчеркивают ролевую значимость культурных символов, которые не определяются биологией, окружающей средой или статистикой социальной структуры. [4]
Их концепция суперорганицизма, где культура рассматривается как паттернированная машина, а индивид - как ее инструмент, подчёркивает приоритет культуры над индивидуальным. [5]
Теория паттернов не ставит целью найти причинно-следственные связи, а стремится описать сложную сеть взаимосвязей, формирующих культуру. Она рассматривает поведение не как индивидуальное проявление, а как выражение общего паттерна, составляющего основу традиции.
Хотя определение Крёбера и Клакхона напоминает идеи Рут Бенедикт, они выделяют ядро культуры, включающее не только структурообразующие идеи и символы, но и высшие принципы отбора и упорядочения. Этот момент является ключевым для этнопсихологии.
[1] Kroeber A.L. and Kluckhohn C. Culture: a Critical Review of Concepts and Difinitions // Papers peabody Mus., 1952, 47, N 1, р. 181.
[2] Ibid., p. 189.
[3] Harris, M. The Rise of Anthropological Theory. New York: Thomas Y. Crowell, 1968, p. 328.
[4] Chris, Jenks. Culture. L., N.Y.; Routledge, 1993, рр. 37 38.
[5] Kroeber, A. The superorganic. American Anthropologist, Vol. XIX, 1917, p. 192.
Поделиться