Наименование должностей водителей в автотранспорте
lisa_natah
| 24.01.2017 08:28

У нас автотранспортное предприятие. Занимается междугородными и городскими перевозками. В штатном расписании водитель именуется "водитель автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах". Нименование такой должности позволяет водителям оформить досрочную пенсию. Однако, в квалификационном справочнике такой должности нет. Нужно ли нам переименовывать должность на "водитель автомобиля"? И еще такой момент: при проведении спецоценки в карте спецоценки написано "водитель автомобиля". Должны ли наименования должностей в штатном расписании и карте спецоценки быть одинаковыми?
Форум:
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Нужно ли нам переименовывать должность на "водитель автомобиля"? И еще такой момент: при проведении спецоценки в карте спецоценки написано "водитель автомобиля". Должны ли наименования должностей в штатном расписании и карте спецоценки быть одинаковыми?
Да. Да. То, что водитель автомобиля водил именно автобусы и именно на регулярных городских пассажирских маршрутах, можно увидеть из их экземпляров трудовых договоров, кои они потом могут предъявить в ПФР.
Читаем в ЕКС:
"Водитель автомобиля
4-й разряд
Характеристика работ. Управление легковыми автомобилями всех типов, грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 10 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной до 7 метров. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим оборудованием специализированных автомобилей. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. Объявление водителем автобуса остановочных пунктов и порядка оплаты проезда с использованием радиоустановки, установка компостеров, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах. Оформление путевых документов.
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей; причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля; порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта; правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; влияния погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; устройство радиоустановки и компостеров; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях; правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.
Водитель автомобиля
5-й разряд
Характеристика работ. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной 7-12 метров, а также управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, дающими право на преимущество при движении на дорогах. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; признаки, причины, способы определения и устранения неисправностей; объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей; правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях; особенности организации междугородных перевозок.
Водитель автомобиля
6-й разряд
Характеристика работ. Управление пожарными автомобилями и автомобилями скорой помощи, а также грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной свыше 12 до 15 метров.
Должен знать: влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономичного использования автомобилей; основные технико-эксплуатационные качества обслуживаемых автомобилей и их влияние на безопасность движения.
При управлении автобусами габаритной длиной свыше 15 метров - 7-й разряд.
Примечание. На один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случаях:
- работы на 2-3 видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.);
- выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии, в организации, учреждении специализированной службы технического обслуживания автомобилей."
Если речь идет о льготной пенсии, то я порекомендовала бы Вам сначала уточнить в ПФР. У них есть свой список и профстандарты и проч. им глубоко безразличны. Если Вы необдуманно переименуете должность, то люди потеряют право на льготную пенсию.
Аха, а потом придет ГИТ, которой важно трудовое законодательство и глубоко наплевать на ПФР, и наложит на работодателя штраф по 5.27 КоАП ... :). ТК РФ категорически приемлет только "водителя автомобиля" и никого другого - ибо работа связана с наличием льгот и ограничений, поэтому наименование должности должно также категорически соответствовать ЕКС/профстандарту.
Льготы и ограничения налагаются уже не ТК РФ, а другими НПА, в которых и нужно уточнить название должности. А если работник, который до этого был уверен, что выйдет на пенсию досрочно, узнает, что после ретивого переименования он этого права лишился, пойдет в суд, то мало тоже не покажется. У нас как обычно, приняли один законопроект, не проверив предварительно, как он согласуется с другими. Но если исходить из позиции "как лучше работнику", то мне кажется, что сохранение льгот по спискам важнее, чем профстандарты. И если они противоречат другим законодательным актам, то пусть проверяющий ГИТ объяснит, как именно надо поступить, если льготы предоставляются по одной должности, а профстандарт требует переименования в другую.
Льготы и ограничения налагаются уже не ТК РФ, а другими НПА, в которых и нужно уточнить название должности.
:)) Эмм.. Точчно? А вы с главой 51 ТК РФ знакомы, приходилось читать?
А если работник, который до этого был уверен, что выйдет на пенсию досрочно, узнает, что после ретивого переименования он этого права лишился,
Ваша уверенность в том, что он чего-то лишился, превосходит всякие пределы. Есть официальный ответ ПФР, есть надежный источник, коий шепнул вам что-то на ухо?
пойдет в суд, то мало тоже не покажется.
Работодателю, соблюдающему трудовое законодательство, ничего страшного от суда (ГИТ, ПФР) не прилетит, не надо пугать никого.
У нас как обычно, приняли один законопроект, не проверив предварительно, как он согласуется с другими. Но если исходить из позиции "как лучше работнику", то мне кажется, что сохранение льгот по спискам важнее, чем профстандарты.
То, что так кажется вам, совершенно не означает, что так кажется закону и ГИТ (ну а заодно и работодателю, коего за переименование ПФР оштрафовать не может, а вот за непереименование ГИТ - запросто. И неоднократно - до тех пор пока не переименует).
И если они противоречат другим законодательным актам, то пусть проверяющий ГИТ объяснит, как именно надо поступить, если льготы предоставляются по одной должности, а профстандарт требует переименования в другую.
Объяснять будет ПФР, а не ГИТ, и делать он это будет примерно вот таким способом:
"Информационное письмо Минтруда РФ и ПФР
от 2 августа 2000 г. N 3073-17/06-27/7017
В Минтруд России и Пенсионный фонд Российской Федерации от территориальных органов пенсионной службы и различных организаций поступают запросы о праве на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (раздел XXXIII) рабочих, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками.
По действующему законодательству правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу XXXIII Списка N 2 пользуются электрогазосварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металла и металлических изделий.
Как показывает практика, на многих предприятиях рабочие, выполняющие указанные работы, по трудовым документам ошибочно значатся газоэлектросварщиками. Неточная запись в трудовых книжках вызывает у органов пенсионной службы определенные трудности при решении вопросов о льготном пенсионном обеспечении этих рабочих.
"Электрогазосварщик" и "Газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (раздел XXXIII) как электрогазосварщики, т.е. при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Заместитель руководителя Департамента
по вопросам пенсионного обеспечения
Министерства труда и социального развития РФ А.С.Назаров
Начальник Управления пенсионного обеспечения
Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ А.Д.Скворцов".
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 01.01.2015 регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ). Перечень лиц, которым назначается страховая пенсия по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста (ст. 8 Закона N 400-ФЗ), приведен в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, на один год за каждые два с половиной года такой работы.
Как следует из пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее - Список N 2).
Согласно разделу XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756), электросварщикам на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905, 23200000-19906).
По смыслу приведенных норм, основным условием назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 2 газоэлектросварщикам*(1) являются характер и условия выполняемой работы, то есть занятость на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Поэтому несоответствие наименования профессии или должности Списку N 2 само по себе не может умалять право гражданина на льготное пенсионное обеспечение при наличии доказательств, что он выполнял аналогичную работу в тяжелых условиях труда. Конечно, в подобном случае существует риск того, что территориальный орган ПФР по формальным признакам откажет гражданину во включении периода работы по профессии, не поименованной в Списке N 2, в стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Однако суды такой подход чиновников не поддерживают и при документальном подтверждении занятости в течение полного рабочего дня на этих видах работ обязывают территориальные органы ПФР включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, даже если должность работника именуется иначе, чем в Списке N 2, мотивируя это тем, что разница в наименовании должностей в трудовой книжке (иных документах) и Списке N 2 при отсутствии вины самого работника не должна препятствовать полной реализации пенсионных прав гражданина (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28.07.2015 по делу N 33-7128/2015; решение Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 31.07.2015 по делу N 2-245/2015, решение Котельничского районного суда Кировской области от 21.09.2015 по делу N 2-790/2015, решение Чеховского городского суда Московской области от 24.03.2016 по делу N 2-1185/2016).
Ну и так, вдогонку, дабы укрепить вас в мысли, что даже если ПФР расстроится, то суды ничего ужасного в действиях работодателя не увидят, и погладят по голове:
"Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 01.01.2015 регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ). Перечень лиц, которым назначается страховая пенсия по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста (ст. 8 Закона N 400-ФЗ), приведен в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, на один год за каждые два с половиной года такой работы.
Как следует из пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее - Список N 2).
Согласно разделу XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756), электросварщикам на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905, 23200000-19906).
По смыслу приведенных норм, основным условием назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 2 газоэлектросварщикам являются характер и условия выполняемой работы, то есть занятость на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Поэтому несоответствие наименования профессии или должности Списку N 2 само по себе не может умалять право гражданина на льготное пенсионное обеспечение при наличии доказательств, что он выполнял аналогичную работу в тяжелых условиях труда. Конечно, в подобном случае существует риск того, что территориальный орган ПФР по формальным признакам откажет гражданину во включении периода работы по профессии, не поименованной в Списке N 2, в стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Однако суды такой подход чиновников не поддерживают и при документальном подтверждении занятости в течение полного рабочего дня на этих видах работ обязывают территориальные органы ПФР включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, даже если должность работника именуется иначе, чем в Списке N 2, мотивируя это тем, что разница в наименовании должностей в трудовой книжке (иных документах) и Списке N 2 при отсутствии вины самого работника не должна препятствовать полной реализации пенсионных прав гражданина (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28.07.2015 по делу N 33-7128/2015; решение Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 31.07.2015 по делу N 2-245/2015, решение Котельничского районного суда Кировской области от 21.09.2015 по делу N 2-790/2015, решение Чеховского городского суда Московской области от 24.03.2016 по делу N 2-1185/2016)." (с) из ответа Правового консалтинга ГАРАНТ от 08.06.2016 г.
Прошу прощения, текстовый редактор форума почему-то дублирует вставляемый копипастом текст.
Тогда такой вопрос. Теперь касаемо стажировки водителей. При приеме на работу, если у сотрудника есть запись в трудовой книжке, что он работал водителем автобуса, ему полагается стажировка 32 часа. Нет такой записи- 224 часа. А если человек работал водителем автобуса, а запись в трудовой значится как "водитель автомобиля" , как работодателю узнать, что он действительно работал на автобусе??
Эм. Простите, а откуда про разницу часов? Просто я в приказе Минтранса РФ от 11 марта 2016 г. N 59 "Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в п. 13 вижу только это: "Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.Количество часов стажировки устанавливается работодателем".
А, нашла - РД-200-РСФСР-12-0071-86-12.
Из трудового договора, например, может работодатель узнать, на каком транспортном средстве работал принимаемый сотрудник ранее. Можно получить от бывшего работодателя и представить при приеме справку в произвольной форме.
А если у сотрудника нет трудового договора на руках с той работы, где он работал на автобусе? И доказать он не может, что именно на автобусе он работал. Допустим, последние 10 лет он работал на самосвале, а до этого лет 15 на автобусе? И трудового договора нет, и организации той, предположим уже нет. Как тогда нужно поступить? Оформлять стажировку по полной программе?
А если у сотрудника нет трудового договора на руках с той работы, где он работал на автобусе?
Ст. 62 ТК РФ никто не отменял, он может пойти к бывшему работодателю и взять заверенную копию ТД/справку в произвольной форме.
И доказать он не может, что именно на автобусе он работал. Допустим, последние 10 лет он работал на самосвале, а до этого лет 15 на автобусе? И трудового договора нет, и организации той, предположим уже нет.
При ликвидации документы по личному составу сдаются в госархив, сотрудник может получить информацию оттуда.
Как тогда нужно поступить? Оформлять стажировку по полной программе?
Конечно. Не вы же будете искать документы и доказывать, на чем именно будущий сотрудник работал.