"Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах", 2012, N 4
РЕЖИМЫ ТРУДА И ОТДЫХА РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩИХ РАБОЧИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Обеспечение наилучших условий для высокопроизводительного труда каждого работающего, наиболее полное и эффективное использование рабочего времени и трудовых ресурсов, повышение уровня социальной удовлетворенности - важные задачи подъема экономики страны в условиях рыночных отношений.
Необходимость повышения ее эффективности поставила перед политикой в области трудовых ресурсов вопрос об определении методов, способствующих более рациональному использованию рабочих кадров. Одним из средств реализации этих методов может стать применение разнообразных форм организации труда. Наряду с экономическими целями необходимость применения отличного от традиционного порядка работы обусловливается также интересами занятости с точки зрения демографической политики, потребностями улучшения жизненных условий.
Создание рынка труда, регулируемого сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы, дает автотранспортным предприятиям возможность получить полную самостоятельность в установлении продолжительности рабочего дня, изменении сменности работы исходя из условий производства, сферы договорных отношений, с учетом общих начал трудового законодательства.
Регулирование норм трудовых отношений в производственных коллективах должны осуществлять сами предприятия по заключенным договорам и личным контрактам, где определяются различные, наиболее эффективные для конкретного рабочего места режимы труда и формы организации рабочего времени.
При этом преимущественное развитие предоставляется таким формам, которые способствуют оптимальному сочетанию производственных и личных интересов, повышению содержательности, более полной реализации резервов роста производства.
Динамика изменения работоспособности в течение рабочей смены в общем случае может иметь четыре разновидности:
1) постепенное повышение производительности труда в начале рабочего дня, ее стабилизация на протяжении некоторого времени, а затем снижение в большей или меньшей степени вплоть до обеденного перерыва. Характер изменения работоспособности во второй рабочей смене идентичен;
2) постепенное нарастание производительности труда до соответствующего предела, затем ее снижение, продолжающееся до обеденного перерыва. Такая динамика характерна и для второй половины рабочего дня;
3) наибольшая производительность труда в начале работы, затем снижение ее вплоть до обеденного перерыва, то же повторяется и во второй половине смены;
4) различные изменения производительности труда, неоднократно повторяющиеся на протяжении как первой, так и второй половины рабочей смены.
Могут иметь место и такие случаи, когда производительность труда повышается в конце первой и второй половины рабочей смены. Этот так называемый "конечный порыв" объясняется возникновением психологических стимулов в связи с предстоящим окончанием работы.
Установлено, что более высокая производительность труда достигается в первые утренние и дообеденные часы дневной смены. Однако особенности работы АТП требуют применения многосменных режимов работы в зонах технического обслуживания и ремонта. Поэтому особо важное значение имеет рационализация режима труда и отдыха при вечерней и ночной работе, так как последние требуют перестройки суточного стереотипа деятельности всех органов и систем организма и, следовательно, большей напряженности нервной системы.
При работе в ночную смену следует чаще чередовать периоды работы и отдыха. Наибольший эффект частых коротких перерывов в данном случае по сравнению с меньшим количеством перерывов той же суммарной продолжительности при дневной смене заключается в том, что процессы восстановления происходят наиболее интенсивно сразу же в первые минуты отдыха. При более длительных перерывах в ночную смену вслед за периодом интенсивного восстановления во время отдыха наступает период, когда человеком овладевает чувство вялости, сонливости и т. д. В конечном итоге наблюдается снижение работоспособности и производительности труда. Во время обеденного перерыва, который должен производиться в середине ночной смены, после еды целесообразен пассивный отдых. Перед возобновлением работы после перерыва следует провести "физкультминуту" (выполнить несколько физических упражнений).
Большое значение для восстановления работоспособности имеет также организация межсменного отдыха после ночной работы. С учетом характера протекания физиологических процессов можно рекомендовать как наиболее благоприятный такой вариант режима отдыха после ночной смены, при котором дневная норма продолжительности сна разделена на два периода: утренний пятичасовой и вечерний трехчасовой сон.
Существенное влияние на работоспособность оказывают продолжительность рабочей смены и порядок ее чередования. Исследования советских и зарубежных физиологов показывают, что наиболее благоприятное соотношение уровней производительности труда в ночное и дневное время наблюдается в тех случаях, когда ночная работа периодически сменяется дневной. Оптимальным считается чередование смен не чаще чем через 5 - 7 дней работы.
Режим труда и отдыха для любой рабочей смены должен содержать все элементы профилактики производственного утомления, в том числе: дополнительные регламентированные перерывы, производственную гимнастику, функциональную музыку. Большое значение имеют также время приема и качество пищи, о чем более подробно будет сказано ниже.
На рис. 1 и 2 даны графики режимов труда и отдыха для дневной и ночной смен с учетом изложенных рекомендаций. Длительность перерывов на отдых согласована с нормативными данными, представленными в таблице.
Комплексный график рационального режима труда и отдыха
для 8-часового рабочего дня дневной смены
┌───┬────────┬────┬─────┬──────┬────┬────────┬────────┬──┬─────┬────────┬────┬───┬────────────────┬┐
│ │********│ │ │******│ │********│ │**│ │ │****│ │****************││
│ │********│ │ │******│ │********│ │**│ │ │****│ │****************││
│ │********│ │ │******│ │********│ │**│ │ │****│ │****************││
Функциональная │ │********│ │ │******│ │********│ │**│ │ │****│ │****************││
музыка ├───┴────#───┼────┼─────┼──┬───┼────┼────────┼────────┼──┼─────┼────────┼────┼───┼───────┬┬──#────┼┤
│ 20 # │ 10 │ 5 │ │ │ 10 │ 60 │ │ │ 5 │ │ 15 │ │ 57 ││15# 20 ││
│ <──>#───┤<── │ ─>├──┤<─>├─── │<──────>│ ─>┼──┤<── │ │<──>│ │<──────><─>#<──>││
│ 30 # │ │ │ │ 10│ │ │ │ │ │ │ 92 │ # ││
│ <───#──>│ │ │<─┼──>│ │ │ │ │ │ │< │ # >││
├────────#──┬─────┼────────┼──┬─────┼────────┼────────┼─┬──────┼────────┼─┬─┬────┼────────┼──#─────┤
│ #**│ │ │**│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ # │
│ #**│ │ │**│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ # │
│ #**│ │ │**│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ # │
Производственная │ #**│ │ │**│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ # │
гимнастика ├────────#──┼─────┼────────┼──┼─────┼────────┼────────┼─┼──────┼────────┼─┼─┼────┼────────┼──#─────┤
│ # │ 5 │ │ │ 5 │ │ │ │ 3 │ │ │ │ 5 │ │ # │
│ ──>#──┤<─── │ ──>├──┤<── │ │ ──>├─┤<─── │ ─┼>├─┤<───┤ │ # │
│ # │ │ │ │ │ │ │ │ │ # │
│ # │ │ │ │ │ │ │ │ │ # │
├────────#──┬─────┼─────┬──┴──┬─────┼────────┼────────┴─┬──────┼────────┼────┬───┼────────┼──#─────┤
│ #**│ │ │*****│ │ │**********│ │ │****│ │ │ # │
│ #**│ │ │*****│ │ │**********│ │ │****│ │ │ # │
│ #**│ │ │*****│ │ │**********│ │ │****│ │ │ # │
Регламентированные│ #**│ │ │*****│ │ │**********│ │ │****│ │ │ # │
перерывы ├────────#──┼─────┼─────┼──┬──┼─────┼────────┼────────┬─┼──────┼────────┼────┼───┼────────┼──#─────┤
│ # │ 5 │ │ │ │ 10 │ │ 60 │ │ 3 │ │ 15 │ │ │ # │
│ ──>#──┤<─── │ ──>├──┼──┤<─── │ │<───────┼─┤<─── │ │<──>│ │ │ # │
│ # │ 5 │ │ │ 5 │ │ 63 │ │ │ │ │ │ # │
│ # │ ──>├──┼──┤<─── │ │<───────┼>│ │ │ │ │ # │
└────────#────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴──#─────┘
Начало 1 2 3 4 5 6 7 8 Конец
работы работы
Часы рабочего дня
Рис. 1
Комплексный график рационального режима труда и отдыха
для 7-часового рабочего дня ночной смены
┌───┬────────┬────┬─┬────┬─┬────┬──────────┬─┬───┬──┬─┬─────┬───┬───────┬─┬───────────┬───┐
│ │********│ │ │****│ │ │**********│ │ │**│ │ │***│ │ │***********│ │
│ │********│ │ │****│ │ │**********│ │ │**│ │ │***│ │ │***********│ │
│ │********│ │ │****│ │ │**********│ │ │**│ │ │***│ │ │***********│ │
Функциональная │ │********│ │ │****│ │ │**********│ │ │**│ │ │***│ │ │***********│ │
музыка ├───┼────#───┼────┼─┼────┼─┼────┴───┬──────┼─┼───┼──┴─┼─────┼──┬┼───────┼─┼──────#────┼───┤
│ │ 20 # │ 10 │ │ 15 │ │ 15 │ 30 │ │ │ 5│ 10│ ││ 5 │ │ 45 # 20 │ │
│ │<──>#───┤<── │ │<──>│ │ <──>│<────>│ │ ─>├──<─│ ─>├──┤│<─── │ │<────>#<──>│ │
│ │ 30 # │ │ │ │ 45 │ │ │ │ 15│ │ │ 65 # │ │
│ │<───#──>│ │ │ <───┼─────>│ │ │ │<─>│ │ │<─────#───>│ │
├────────#──┬─────┼───┬─┬──┼────────┼────────┼───┬─┬──┼─────┬──┼────────┼────────#────────┤
│ #**│ │ │*│ │ │ │ │*│ │ │**│ │ # │
│ #**│ │ │*│ │ │ │ │*│ │ │**│ │ # │
│ #**│ │ │*│ │ │ │ │*│ │ │**│ │ # │
Производственная │ #**│ │ │*│ │ │ │ │*│ │ │**│ │ # │
гимнастика ├────────#──┼─────┼───┼─┼──┼────────┼────────┼───┼─┼──┼─────┼──┼────────┼────────#────────┤
│ # │ 5 │ │ │ │5 │ │ │ │ 3│ │ │ 5 │ # │
│ ──>#──┤<─── │──>├─┤<─┼─ │ │──>├─┤<─┼ ──>│──┤<── │ # │
│ # │ │ │ │ │ │ │ # │
│ # │ │ │ │ │ │ │ # │
├────────#──┬─────┼───┬─┬──┼───┬─┬──┼───┬────┴────┬───┼─────┬──┼────────┼──┬─────#────────┤
│ #**│ │ │*│ │ │*│ │ │*********│ │ │**│ │**│ # │
│ #**│ │ │*│ │ │*│ │ │*********│ │ │**│ │**│ # │
│ #**│ │ │*│ │ │*│ │ │*********│ │ │**│ │**│ # │
Регламентированные│ #**│ │ │*│ │ │*│ │ │*********│ │ │**│ │**│ # │
перерывы ├────────#──┼─────┼───┼─┼──┼───┼─┼──┼───┼────┬────┼───┼─────┴──┼────────┼──┼─────#────────┤
│ # │ 5 │ │ │ 5│ │ │ 5│ │ 30 │ 33 │ │ │ 5 │ │ 5 # │
│ ──>#──┤<─── │ ─>┼─┤<─┤ ─>├─┤<─│ │<──>│<──>│ │ ─>─┤<── ─>┼──┤<─── # │
│ # │ │ │ │ │ 63 │ │ │ │ # │
│ # │ │ │ │<───┼───>│ │ │ │ # │
└────────#────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────#────────┘
Начало 1 2 3 4 5 6 7 8 Конец
работы работы
Часы рабочего дня
Рис. 2
Таблица
Виды работы |
Наименование категорий затрат |
Нормируемая надбавка к |
Слесарно-сборочные |
Подготовительно-заключительное |
3,5 |
Время организационно - |
2,5 |
|
Время на отдых и личные |
6,0 |
На рис. 1 представлен комплексный график рационального режима труда и отдыха для 8-часового рабочего дня дневной смены. Регламентированные перерывы распределены следующим образом:
1. 5 мин. в начале первого часа для проведения вводной гимнастики.
2. 10 мин. в середине первой полусмены в момент спада работоспособности (5 мин. для активного отдыха и 5 мин. для пассивного отдыха).
3. 60 мин. после четырех часов работы - обеденный перерыв.
4. 3 мин. сразу после обеда для проведения физкультурной паузы.
5. 15 мин. в середине второй полусмены в момент спада работоспособности (5 мин. для активного отдыха и 10 мин. для пассивного отдыха).
Производственная гимнастика включает:
1. 5 мин. в начале первого часа - вводная гимнастика.
2. 5 мин. в середине первой полусмены - физкультурная пауза.
3. 3 мин. после обеденного перерыва - физкультурная пауза.
4. 5 мин. в середине второй полусмены - физкультурная пауза.
Функциональная музыка транслируется в следующей последовательности:
1. 20 мин. перед началом рабочего дня - встречная музыка.
2. 10 мин. в начале первого часа работы - музыка вхождения на работу.
3. 15 мин. в середине первой полусмены - стимулирующая музыка с резко очерченным ритмом.
4. 60 мин. на протяжении четвертого часа работы - стимулирующая музыка, характеризующаяся мягкостью мелодии, но с вполне очерченным ритмом.
5. 5 мин. в начале пятого часа работы - сопровождение физкультурной паузы.
6. 15 мин. в середине второй полусмены - стимулирующая музыка с резко очерченным ритмом.
7. 5 - 7 мин. в начале последнего часа работы - стимулирующая музыка, характеризующаяся мягкостью мелодии, но с вполне очерченным ритмом.
8. 20 мин. по окончании рабочей смены - финальная музыка.
Продолжительность передачи функциональной музыки можно сократить за счет стимулирующей музыки перед обеденным перерывом и концом рабочей смены.
Построение комплексных графиков рациональных режимов труда и отдыха для 7-часового рабочего дня вечерней и ночной смены аналогично (см. рис. 2).
С. Афинеевский
Гл. специалист
НАМИ
Подписано в печать
13.03.2012
Поделиться