Теория потребностей (McClelland David)

Человеческая мотивация состоит из 3 доминирующих потребностей: потребность в достижении, власти и аффилиации. Объяснение теории потребностей McClelland David. (1961)

теория mcclelland david потребностейЧто такое теория потребностей? Описание

Теория концепции потребностей была популяризована американским психологом в области бихевиоризма McClelland David. Развивая идеи более ранней работы Henry Murray (1938), McClelland заявил в 1961г., что мотивация личности может происходить от 3 доминирующих потребностей: потребность в достижении, власти и аффилиации.

    Потребность в достижении (N-Ach), степень в которой человек хочет выполнять трудные задачи на высоком уровне. Некоторые характеристики таких людей:

      Они хотят достигать успеха и получать положительный отзыв о своих действиях.

      Они изыскивают возможность определить пределы своих возможностей и таким образом, как правило, избегают ситуации как с малой, так и с высокой степенью риска Они стремятся избегать ситуации с нмзкой мтепенью риска, так как легкодостгаемый результат в их сознании не является реальным достижением. В ситуации с высокой степенью риска, они рассматривают исход как возможность, а не результат собственного усилия. Сравните: Attribution Theory (Теория атрибуции)

      Они любят работать самостоятельно или с другими людьми, который стремятся к успеху.

      McClelland уверен в том, что эти люди становятся лучшими лидерами, хотя может присутствовать тенденция, когда они начинают требовать слишком многого от своих сотрудников, будучи уверенными в их сильной ориентации на результат.

    Потребность в аффилиации (N-Affil) означает, что люди стремятся к хорошим межличностным отношениям. Некоторые характеристики таких людей:

      Они хотят, чтобы их принимали другие, и придают важность личному взаимодействию.

      Они, как правило, следуют нормам группы.

      Они стремятся налаживать и сохранять отношения с высокой степенью доверия и взаимного понимания.

      Они предпочитают сотрудничество конкуренции.

      Очевидно, что они показывают лучшие результаты в отделе службы по работе с покупателями и ситуациях взаимодействия с клиентами.

      McClelland был убежден, что сильная потребность в аффилиации подрывает объективность и процесс принятия решений менеджерами.

    Потребность во власти (N-Pow) типична для людей, которые предпочитают держать все под контролем.

      Их можно подразделить на 2 вида: личная и власть институциональная.

        Люди с высокой потребностью в личной власти стремятся направлять и оказывать влияние на других.

        Высокая потребность в институциональной власти означает, что таким людям нравится организовать усилия других для достижения целей организации.

      Люди с сильной потребностью во власти наслаждаются конкуренцией и положением, ориентированным на статус.

      В то время как таких людей привлекает роль лидерства, они могут и не обладать требуемой гибкостью и навыками, ориентированными на людей.

      Менеджеры с высокой потребностью в институциональной власти, как правило, более эффективны, чем менеджеры с высокой потребностью в личной власти.

Вообще, все 3 потребности присутствуют в каждом. Они формируются и приобретаются в течение определенного периода времени исходя из культурного профиля личности и ее жизненного опыта. С помощью обучения можно модифицировать профиль потребности. Тем не менее, одна из потребностей является доминирующей и также зависит от личности. В отличие от Maslow, McClelland не определил никаких переходных стадий между потребностями.
Важность различных потребностей зависит от позиции человека. Потребность в достижении и потребность во власти типичны для менеджеров среднего и высшего звена.

Концепция McClelland также известна как Теория изученных потребностей, Теория приобретенных потребностей и Теория трех потребностей.

Происхождение теории потребностей. История

Теорией McClelland потребностей основана на теории личности Henry Murray (1938). Murray составил всестороннюю модель человеческих потребностей и мотивационных процессов.

Оценка потребностей McClelland. Тест

Тематический апперцептивный тест (TAT) может помочь человеку определить, какой вид работы был бы предпочтителен согласно его доминирующей потребности. Просматривая серию неоднозначных изображений, тестируемый человек затем должен составить спонтанный рассказ для каждого изображения. Основное предположение состоит в том, что тестируемый человек выразит собственные потребности в данном рассказе. Показатели можно после этого использовать для того, чтобы сделать рекомендацию относительно вида работы, которая наиболее подойдет данному человеку.

Вид словаря: 
+1
0
-1