Мотив

Словообразование. Происходит от лат. moveo - двигаю.

Категория. Теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Специфика. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

Диагностика.. Основными признаками мотива являются: активизация деятельность (энергетический потенциал), направление активности на определенную цель, селективное внимание (на определенный вид раздражителей), подготовка к типичным образцам реагирования, реализация деятельности до достижения цели или до смены более сильной мотивацией. Эти признаки фиксируются в типичных экспериментальных ситуациях:

1. Предпочтение ключевого раздражителя в ситуации выбора.

2. Владение информацией о средствах достижения цели.

3. Сопутствующие психофизиологические реакции (психогальванический рефлекс, сила рефлекса, повышение тонуса, кардиоваскулярные изменения).

4. Сенсорные волны.

5. Ретроактивное торможение.

6. Моторная готовность к достижению цели.

7. Сила нажима при письме.

8. Готовность восприятия в аспекте осознанного интереса - апперцепции.

9. Готовность восприятия в аспекте подпороговых признаков, не связанных с осознанным интересом.

10. Продуктивность произвольной памяти.

11. Продуктивность непроизвольной памяти.

12. Эффект торможения в симультанном восприятии.

13. Латентное научение.

14. Намеренное обучение.

15. Время реакции в ситуации выбора.

16. Конфликтующие действия.

17. Спонтанная активность.

18. Выдержка при достижении цели.

19. Защитные психологические механизмы.

20. Проекция собственных качеств на других.

21. Сферы мышления.

22. Темы фантазирования.

23. Нелогичность мышления (преобладание эмоциональных оснований при классификации).

24. Самооценивание.

Литература. Graumann C.-F. Methoden der Motivationsforschung // Thomae H. (Hrsg.). Handbuch der Psychologie in 12 Bd. Allgemeine Psychologie II. Motivation. Gottingen: Hogrefe, 1965

Психологический словарь И.М.Кондакова

Вид словаря: 
Рубрика: 
+1
0
-1