Качество как категория управления

Качество как категория управления - отношение управляющего воздействия субъекта управления к реакции управляемого объекта (через обратную связь). Категория качества в управлении всегда соотносится с такими категориями, как система, структура и организованность. Так, в работах А. А. Богданова, К. к. к. у. представлено как системная и структурная характеристика каких-то организованностей. Организованность является определяющим параметром объектов управления. Она определяет экономическую эффективность управления, конкурентоспособность предприятия и результативность для жизнедеятельности всего коллектива организации. Понятие "качество управления" прошло большой и неоконченный путь научных представлений (от субстратного, предметного, системного, функционального до интегрального). Каждое новое представление К. к. к. у. обогащало его содержание.

Категорию качества управления следует рассматривать как конкретное общественное отношение. Дело в том, что во всех социальных системах управление строится с целью изменения существующих социально-экономических отношений в положительном направлении. К примеру, отношение "затраты - доходы" ориентируется на сокращение затрат и увеличение доходов. Одновременно категория "качества" в сфере управления рассматривается как отношение требований к характеристикам объекта, которые удовлетворяют этим требованиям. Такое понимание качества применяется в различных системах оценки продукции, услуг, процессов, деятельности и пр. Управленческая деятельность субъекта управления реализуется в качественно многообразных социально-экономических системах. Познавая управленческие или иные процессы в социально-экономических системах, мы стремимся выявить их качество определить их связи и отношения.

Рассматриваться К. к. к. у. стало одновременно с анализом Ф. У. Тейлора, который ввел в практику пооперационное разделение труда, стремясь тем самым повысить качество выпускаемой продукции. В 30-е гг. прошлого столетия одним из важнейших факторов повышения качества продукции становится не только качество труда, а качество "рабочей жизни", т. е. условий, в которых работает человек. В 50-х гг. американские ученые Э. У. Деминг и Д. М. Джуран обратили внимание на вопросы управления процессом выпуска качественной продукции и в дальнейшем обосновали особую роль руководителей в решении проблем качества. В настоящее время объектами качества могут рассматриваться все виды управленческой деятельности, включая структуры организаций, действия систем и отдельных лиц, а также комбинации перечисленного.

Любая хозяйственная система с многоуровневой системой связей и отношений между управляющими структурами, объектом управления и субъектами управления как на предприятии, так и в организациях разных отраслей и форм собственности считается объектом качества. Качество как характеристика управления всех уровней присутствует как в процессе решения социальных вопросов, связанных с ростом уровня жизни населения, так и в повышении эффективности, результативности и мобильности самого процесса управления экономикой.

Системный анализ категории качества управления показывает, что оно, будучи сложным, многоаспектным объектом управления, играет определяющую роль в экономике. Качество пронизывает все стороны экономики и является ключевым фактором социального устройства жизни и деятельности людей.

Вид словаря: 
+1
0
-1