Понимание процесса передачи и получения информации. Объяснение Johari Window (Окно Johari) Joseph Luft и Harry Ingham. ('50)
Что такое Johari Window (Окно Johari)? Описание
Метод Johari Window (Окно Johari) (JW) Joseph Luft и Harry Ingham (отсюда: Joseph & Harry = Johari) помогает понять процесс передачи и получения информации. JW может помочь проиллюстрировать и улучшить самосознание между личностями и группами. Его можно также использовать для изменения групповой динамики в рамках контекста бизнеса.
Модель Johari Window (Окно Johari) иногда также называется: «модель раскрытия/обратной связи самосознания» (disclosure/feedback model of self awareness), и: «инструмент обработки информации» (information processing tool). Он представляет действительную информацию: чувства, опыт, взгляды, отношения, навыки, намерения, мотивация и т. д. о человеке по отношению к группе, в 4 аспектах:
Арена (Arena). Что известно человеку о себе, но неизвестно другим. Примеры: ваше имя, цвет ваших волос, то, что у вас есть собака. Следует увеличить размер этой области путем повышения Открытости (Exposure) и Запроса обратной связи (Feedback Solicitation). (Диаграмма 2) Мертвая зона (Blind Spot). Что неизвестно человеку о себе, но известно другим. Примеры: ваши собственные манеры, чувства других людей в отношении вас. Фасад (Façade). Что известно человеку о себе и неизвестно другим. Примеры: ваши секреты, ваши надежды, желания, предпочтения. Неизвестное (The Unknown). Что неизвестно человеку о себе и неизвестно другим. Эта информация имеет неизвестный потенциал с точки зрения оказания влияния на остальные части JW.
В начале процесса коммуникации, когда вы встречаете кого-то, размер квадранта Арена не очень большой, в виду того что не было времени и возможности обменяться информацией. Общий практический способ состоит в том, что вы должны попытаться расширить Арену для того, чтобы она стала доминирующим окном. Таким образом демонстрируется прозрачность, открытость и честность в взаимодействиях (диаграмме 2). Вероятно, когда вы сделаете это, другая заинтересованная сторона также станет более открытой.
Материалы по данной теме часто упомянают единственное число («само»). Но изменив слово «само» на «группу», модель также позволяет использовать подход групповой динамики.
Происхождение модели Окно Johari. История
Модель JW была разработана американскими психологами Joseph Luft и Harry Ingham в 1950-х, в то время когда они исследовали групповую динамику. Сегодня модель JW особенно актуальна из-за современного акцента на неконкретных навыках, поведении, эмпатии, сотрудничестве, межгрупповом развитии и межличностном развитии. Luft и Ingham назвали свою модель «Johari» Johari Window (Окно Johari), объединив свои имена, Joseph и Harrington. В ранних изданиях название было «JoHari». JW стала широко используемой моделью для понимания и обучения самосознанию (self-awareness), для личного развития, для улучшения коммуникации, межличностных отношений, групповой динамики, развития группы и межгрупповых отношений.
Применение модели Окно Johari. Формы применения
JW используется для обучения, рассмотрения и понимания того:
- Как люди общаются с собой и с другими. Как люди представляют себя себе и другим. Как люди воспринимают свое место в мире.
Johari также целесообразно для множественного применения:
- Коучинг, для того чтобы облегчить общение в отношении «действий vs. воспринимаемых мотиваций». Как инструмент Организационного развития для визуализации политических и культурных вопросов, которые могут сочетаться с бизнесом или противоречить ему. Как инструмент менеджмента для демонстрации динамики в группе. Как инструмент саморазвития, который помогает рассмотреть свои «поведение vs. реакции».
Стадии в модели Окно Johari. Процесс
Существуют вопросники, которые определяют место личности и/или группы по отношению друг к другу.
Преимущества модели Окно Johari. Преимущества
- Легко для понимания, гибкие результаты. Метод стимулирует открытое совместное использование информации. Метод создает общий ориентир.
Ограничения модели Окно Johari. Недостатки
- О некоторых вещах, возможно, лучше не говорить (ваше сексуальное поведение, умственные проблемы или крупные провалы). Некоторое люди могут зайти дальше в передаче информации, чем то, насколько вы бы хотели. Некоторое люди могут отрицательно отреагировать. Использование JW - бесполезное занятие без связи с действиями, которые способствуют положительному поведению или корректируют негативное поведение.
Предположения модели Окно Johari. Условия
В действительности предположение Johari заключается в том же, что и в любом инструменте обратной связи: люди, подверженные данному процессу должны идти дальше к созданию планов развития (development plans), и т. д.
Поделиться