Гилфорд (Guilford) Джой Пол

(7.3.1897, Аврора, шт. Небраска - 1987, Лос-Анджелес, Калифорния) - американский психолог.

Биография. Образование получил в университете штата Небраска (1918-1924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнельском университете (1924-1926, доктор философии, 1927), позже - снова в Небраске (доктор права, 1952) и в университете Южной Калифорнии (доктор социологии, 1962). С 1920 г. по 1924 г. работал в качестве ассистента преподавателя в университете Небраски, с 1924 г. по 1926 г. - в Корнельском университете, с 1926 г. по 1927 г. он - преподаватель психологии в университете Иллинойса, с 1927 г. по 1928 г. - ассистент профессора психологии в университете Канзаса, с 1928 г. по 1940 г. - ассоциированный профессор университета Небраски, параллельно - директор Отдела образовательных исследований (1938-1940), с 1940 г. по 1967 г. - профессор психологии университета Южной Калифорнии.

Исследования. Гилфорд начал свою научную деятельность с составления опросника на различение экстравертов и интровертов. Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, на основе использования тестов и факторного анализа, предпринял попытку математического построения модели творческой личности. Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской науке и промышленности. В результате своих двадцатилетних исследований Гилфорд пришел к построению кубической модели структуры интеллекта, в которой было представлено три измерения: операции, содержание, результаты. Особый интерес в его исследованиях вызвали методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями. В частности был создан "Тест университета штата Юж. Калифорнии", в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. Гилфорд трактовал личность как простое сочетание определенных индивидуально-специфических черт. В соответствии с этим разработал тест "Обзор темпераментов", позволяющий диагностировать: общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность (Fourteen dimensions of temperament // Psychological Monogr. 1956, 70 (совм. с Zimmerman W.S.)). В результате факторно-аналитического исследования (Personality. N.Y., 1959), первого в области изучения личности, пришел к достаточности выделения следующих мотивационных факторов: организмические потребности (голод, секс, потребность в движении), потребность в определенных параметрах среды (комфорт, чистота), потребности, связанные с работой (честолюбие, упорство), потребности, связанные с социальным положением (свобода, честность), социальные потребности, общие интересы (потребность в риске, в развлечениях). Первый стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов (A factor analysis study of human interests // Psychological Monogr. 1954, 68 (et al.)).

Сочинения. A test for classification of students in chemistry. // J. o. Appl. Psychol. 1925, 9, p. 196-202 (совм. с Hyde W.F.);

Laboratory Studies in Psychology. N.Y., 1934;

Psychometric Methods. N.Y., 1936, 1954;

Fundamental Statistics in Psychology and Education. N.Y., 1942;

Creative abilities in the arts // Psychological Review. 1957, 64;

The Structure of Intellect. 1956;

Creativity. Its measurement and development // A source book for creative thinking. N.Y., 1962;

The Nature of Human Intelligence. N.Y., 1967;

Intelligence Creativity and their Educational Implications. 1969;

Three faces of Intellect // The American Psychologist. 1959, 14, № 8, в рус. пер.: Три стороны мышления, в кн: Психология мышления. Пер. с нем. и англ., М., 1965;

Cognitive Psychology with a Frame of Reference. San Diego, 1979.

Психологический словарь И.М.Кондакова

Вид словаря: 
Рубрика: 
+1
0
-1