Блонский Павел Петрович

(14.05.1884 - февраль 1942) - российский педагог, психолог и философ.

Биография. Среднее образование получил во второй киевской классической гимназии. В 1907 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. С 1908 г. преподавал психологию и педагогику в московских гимназиях. С 1913 г. - приват-доцент Московского университета, Высших женских курсов и университета Шанявского. В 1918 г. защитил диссертацию "Философия Плотина". Преподавал в 1-м и 2-м Московских университетах. Один из организаторов Академии социального воспитания в Москве, первый ее преподаватель и профессор (1919-31). В 1930-41 гг. - заведующий лабораторией памяти, затем лабораторией мышления и речи Института экспериментальной психологии. Доктор педагогических наук (1935).

Исследования. В "Очерке научной психологии" (1921) предложил понимание психологии как науки о поведении живых существ. Позже отошел от этих взглядов и стал в качестве предмета психологии рассматривать сознательное поведение, тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций памяти, осуществленной на генетическом основании. Занимался проблемами развития мышления, воли, сексуального развития. Сторонник педологии.

Сочинения. Философия Плотина. М., 1918;

Трудовая школа. Ч. 1-2, 1919;

Курс педагогики. М., 1918;

Современная философия. Ч. 1-2, М., 1918-22;

Психологические очерки. М., 1927;

Педология. М., 1925;

Педагогическое тестирование. 1927;

Краткий способ измерения умственного развития детей. 1929;

Память и мышление. 1935;

Развитие мышления школьника. 1935;

Психологический анализ припоминания. 1940

Психологический словарь И.М.Кондакова

Вид словаря: 
Рубрика: