Айзенк Х.Ю. Невроз, конституция и личность

НЕВРОТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЫ РАССМАТРИВАЕМ КАК ВЫУЧЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Невротическое поведение является псевдоадаптивным.

Важнейшие различия между динамической психотерапией или анализом, с одной стороны, и поведенческой терапией, с другой, заключаются в следующем:

1. Динамическая психотерапия или анализ основаны на противоречивых теориях, которые не сформированы окончательно - поведенческая терапия основана на общей и дифференциальной теории, основанной на дедукциях, которые есть возможность проверять.

2. Основаны на клинических наблюдениях, которые не подтверждены контролем или экспериментом - основана на экспериментальных исследованиях, которые планируются таким образом, чтобы можно было проверять основные посылки и производные дедукции.

3. В качестве причин невротического поведения рассматриваются симптомы как проявления бессознательных комплексов - симптомы трактуются как неадаптивные условные реакции.

4. Механизмом развития симптома выступает вытеснение - симптом основан на неправильном научении.

5. Вариативность симптоматики связана с символикой вытеснения - связана с индивидуальным особенностями обусловливания, вегетативной лабильности, а также случайными условиями окружающей среды.

6. Процесс лечения опирается на историю болезни - излечение опирается на актуальные привычки, и обращение к истории в большинстве случаев излишне.

7. Лечение будет успешным, если удастся обнаружить базовые бессознательные факторы - исцеление наступает, когда устраняются симптомы, т. е. при погашении неадаптивных и формировании желательных условных реакций.

8. Центральным элементом исцеления выступает толкование (симптомов, снов, действий) - толкование не существенно, если оно само не выступает как невротическое действие пациента.

9. Считается, что исцеление симптома ведет к образованию новых - исцеление симптома ведет к существенным улучшениям, т. к. на этой основе происходит также угашение вегетативных и двигательных рефлексов.

10. Для успешного психотерапевтического процесса важен "перенос" - связи с личностью терапевта могут выступать дополнительным благоприятным фактором, но они не являются принципиальными.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ ИНТРОВЕРСИИ - ЭКСТРАВЕРСИИ:

Интеллект: не очень сильный разрыв IQ со словарным запасом (интроверсия) - сильный разрыв (экстраверсия).

Ригидность восприятия: высокая - низкая.

Настойчивость: высокая - низкая.

Скорость: низкая - высокая.

Отношение скорость/точность: низкое - высокое.

Уровень притязаний: высокий - низкий.

Межперсональная вариабельность: низкая - высокая.

Социальная открытость: низкая - высокая.

Вытеснение: слабое - сильное.

Социальная позиция: мягкосердечие - жесткость.

Роршах-диагностика: высокое B% - высокое D.

ТАТ: низкая продуктивность - высокая.

Обусловливание: сильное - слабое.

Реминисценция: низкая - высокая.

Фигурное последействие: малое - большое.

Реакция нагрузки: сверхактивность - вялость.

Порог успокоения: высокий - низкий.

Константность восприятия: низкая - высокая.

Оценка времени: дольше - короче.

Вербальное обусловливание: хорошее - плохое.

Визуальные представления: оживленные - слабые.

Инверсия объемных фигур: медленная - быстрая.

Восприятие вертикалей: точное - неточное.

Последействие спиралей: долгое - недолгое.

Ошибки времени: малые - большие.

Бдительность: высокая - низкая.

Бесцельная моторная активность: малая - большая.

Бесцельная мыслительная активность: малая - большая.

Склонность ко лжи: нет - есть.

Психологический словарь И.М.Кондакова

Вид словаря: 
Рубрика: 

Поделиться