Многофакторный опросник личности Рэймонда КЭТТЕЛА универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы в нем отражают обычные жизненные ситуации. Опросник диагностирует черты личности (факторы). Он используется во всех ситуациях, когда необходимо знать индивидуальнопсихологические особенности человека. Поэтому в нашем случае этот тест является незаменимым помощником при формировании пары «наставник - молодой специалист» (в то же время мы предлагаем не ограниваться только этим методом психодиагностики, данный тест - всего лишь пример подобного рода деятельности).
Сокращенный вариант опросника содержит 105 вопросов. Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью ключа. Совпадение с ключом ответов «а» и «с» оценивается двумя баллами, совпадение ответов «в» - одним баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор В - здесь любое совпадение ответа с ключом дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 баллов, минимальная - 0 баллов.
Выделены следующие блоки факторов:
- интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1;
- эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О, Q3, Q4;
- коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, F, E, N, L, Q2. Инструкция. Отвечая на каждый вопрос, необходимо выбрать один из трех предлагаемых ответов. Для этого в соответствующей клеточке на бланке ответов следует поставить крестик (левая клетка соответствует ответу «а», средняя - ответу «в», клетка справа - ответу «с»).
Текст опросника
- Я думаю, моя память сейчас лучше, чем была раньше
- да
- трудно сказать
- нет
- Я бы вполне мог жить один, вдали от людей
- да
- иногда
- нет
- Если бы я сказал, что небо находится внизу и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника
- бандитом
- святым
- тучей
- Когда я ложусь спать, я
- засыпаю быстро
- нечто среднее
- засыпаю с трудом
- Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы
- пропустить вперед большинство машин
- не знаю
- обогнать все идущие впереди машины
- В компании я предоставляю возможность другим шутить и рассказывать всякие истории
- да
- иногда
- нет
- Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка
- верно
- трудно сказать
- неверно
- Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть
- да
- иногда
- нет
- Я бы скорее занимался
- фехтованием и танцами
- затрудняюсь ответить
- борьбой и баскетболом
- Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом
- да
- иногда
- нет
- Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями
- всегда
- иногда
- редко
- Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь
- верно
- не знаю
- неверно
- Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом
- верно
- не знаю
- неверно
- Мне больше нравится придумывать новые способы выполнения какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов
- верно
- не знаю
- неверно
- Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи
- верно
- иногда
- нет
- Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбудимый, чем большинство людей
- верно
- затрудняюсь ответить
- неверно
- Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решение
- верно
- не знаю
- неверно
- Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям
- да
- не знаю
- нет
- Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли
- моим хорошим друзьям
- не знаю
- в своем дневнике
- Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «неточный», - это
- небрежный
- тщательный
- приблизительный
- У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо
- да
- трудно сказать
- нет
- Меня больше раздражают люди, которые
- своими грубыми шутками вгоняют людей в краску
- затрудняюсь ответить
- создают неудобства, опаздывая на условленную встречу
- Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их
- верно
- не знаю
- неверно
- Я думаю, что
- не все надо делать одинаково тщательно
- затрудняюсь сказать
- любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись
- Мне всегда приходится преодолевать смущение
- да
- возможно
- нет
- Мои друзья чаще
- советуются со мной
- делают то и другое поровну
- дают мне советы
- Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его
- да
- иногда
- нет
- Я предпочитаю
- друзей, чьи интересы имеют деловой и практический характер
- не знаю
- друзей, отличающихся глубоко продуманными взглядами на жизнь
- Я не могу спокойно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю
- верно
- затрудняюсь ответить
- неверно
- Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки
- да
- не знаю
- нет
- Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, я бы предпочел
- играть в шахматы
- трудно сказать
- играть в городки
- Мне нравятся общительные, компанейские люди
- да
- не знаю
- нет
- Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми
- да
- трудно сказать
- нет
- Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне необходимо
- да
- иногда
- нет
- Мне бывает трудно признать, что я не прав
- да
- иногда
- нет
- На предприятии мне было бы интереснее
- работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве
- трудно сказать
- беседовать с людьми, занимаясь общественной работой
- Какое слово не связано с двумя другими?
- кошка
- близко
- солнце
- То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание
- раздражает меня
- нечто среднее
- не беспокоит меня совершенно
- Если бы у меня было много денег, то я
- позаботился бы, чтобы не вызвать к себе зависти
- не знаю
- жил бы, не стесняя себя ни в чем
- Худшее наказание для меня - это
- тяжелая работа
- не знаю
- быть запертым в одиночестве
- Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали
- да
- иногда
- нет
- Мне говорили, что ребенком я был
- спокойным и любил оставаться один
- не знаю
- живым и подвижным
- Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами
- да
- не знаю
- нет
- Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них
- да
- трудно сказать
- нет
- Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми
- верно
- затрудняюсь ответить
- неверно
- Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей
- верно
- не знаю
- неверно
- Я никогда не бываю так несчастен, что хочется плакать
- верно
- не знаю
- неверно
- В музыке я наслаждаюсь
- маршами в исполнении военных оркестров
- не знаю
- скрипичными соло
- Я бы скорее предпочел провести два летних месяца
- в деревне с одним или двумя друзьями
- затрудняюсь ответить
- возглавляя группу в туристском лагере
- Усилия, затраченные на составление планов
- никогда не лишние
- трудно сказать
- не стоят этого
- Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня
- верно
- не знаю
- неверно
- Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими
- всегда
- иногда
- редко
- Я предпочел бы скорее работать
- в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них
- затрудняюсь ответить
- архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект
- Дом так относится к комнате, как дерево
- к лесу
- к растению
- к листу
- То, что я делаю, у меня не получается
- редко
- иногда
- часто
- В большинстве дел я
- предпочитаю рискнуть
- не знаю
- предпочитаю действовать наверняка
- Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю
- скорее, это так
- не знаю
- думаю, что нет
- Мне больше нравится человек
- больших знаний и эрудиции, будь он даже ненадежен и непостоянен
- трудно сказать
- со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам
- Я принимаю решения
- быстрее, чем многие люди
- не знаю
- медленнее, чем большинство людей
- На меня большое впечатление производят
- мастерство и изящество
- трудно сказать
- сила и мощь
- Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству
- да
- нечто среднее
- нет
- Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными
- да
- не знаю
- нет
- Я предпочитаю
- решать вопросы, касающиеся лично меня, сам
- затрудняюсь ответить
- советоваться с моими друзьями
- Если человек не отвечает сразу после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что сказал глупость
- верно
- не знаю
- неверно
- В школьные годы я больше всего получил знаний
- на уроках
- трудно сказать
- читая книги
- Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности
- верно
- иногда
- неверно
- Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь
- заняться другим вопросом
- затрудняюсь ответить
- еще раз попытаться решить этот вопрос
- У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д., - казалось бы, без определенной причины.
- да
- иногда
- нет
- Иногда я соображаю хуже, чем обычно
- верно
- не знаю
- неверно
- Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня
- да
- иногда
- нет
- Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 4, 5, 6, ..., будет
- 10
- 5
- 7
- Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины
- да
- не знаю
- нет
- Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство
- да
- иногда
- нет
- Я живу сегодняшним днем больше, чем другие люди
- верно
- трудно сказать
- неверно
- На вечеринке мне нравится
- принимать участие в интересной беседе
- затрудняюсь ответить
- смотреть, как люди отдыхают, и отдыхать самому
- Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать
- да
- иногда
- нет
- Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше всего хотел встретиться
- с Колумбом
- не знаю
- с Пушкиным
- Я вынужден удерживать себя от того, чтобы улаживать чужие дела
- да
- иногда
- нет
- Работая в магазине, я предпочел бы
- оформлять витрины
- не знаю
- быть кассиром
- Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их и продолжаю поступать так, как считаю нужным
- да
- трудно сказать
- нет
- Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно
- сразу же думаю: «У него плохое настроение»
- не знаю
- беспокоюсь о том, что я совершил неверный поступок
- Все несчастья происходят из-за людей
- которые стараются во все внести изменения, хотя существуют способы решения этих вопросов
- не знаю
- отвергающих новые, многообещающие предложения
- Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости
- да
- иногда
- нет
- Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной
- верно
- иногда
- неверно
- Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей
- верно
- не знаю
- неверно
- Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной
- верно
- иногда
- неверно
- Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать
- часто
- иногда
- никогда
- Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы
- отстают
- идут правильно
- спешат
- Мне бывает скучно
- часто
- иногда
- редко
- Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом
- верно
- иногда
- неверно
- Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны
- да
- иногда
- нет
- Дома в свободное время я
- болтаю и отдыхаю
- затрудняюсь ответить
- занимаюсь интересующими меня делами
- Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми
- да
- иногда
- нет
- Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой
- да
- иногда
- нет
- Я подозреваю, что люди, с которыми я дружу, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной
- да, в большинстве случаев
- иногда
- нет, редко
- Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов
- да
- иногда
- нет
- Я думаю, что было бы интереснее быть
- натуралистом и работать с растениями
- не знаю
- страховым агентом
- Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например к определенным животным, местам и т. п.
- да
- иногда
- нет
- Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир
- да
- трудно сказать
- нет
- Я предпочитаю игры
- где надо играть в команде или иметь партнера
- не знаю
- где каждый играет за себя
- Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны
- да
- иногда
- нет
- Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх
- да
- иногда
- нет
- Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся
- да
- иногда
- нет
- Какое слово не относится к двум другим?
- думать
- видеть
- слышать
- Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
- двоюродным братом
- племянником
- дядей
Ключ к опроснику Р.Б. Кэттела
Фактор |
Номера вопросов, типы ответов, баллы |
||||||
MD |
1. В-1 А-2 |
18. В-1 С-2 |
35. В-1 С-2 |
52. В-1 А-2 |
69. В-1 С-2 |
86. В-1 С-2 |
103. В-1 С-2 |
А |
2. В-1 С-2 |
19. В-1 А-2 |
36. В-1 С-2 |
53. В-1 А-2 |
70. В-1 А-2 |
87. В-1 С-2 |
|
В |
3. В-1 |
20. С-1 |
37. В-1 |
54. С-1 |
71. А-1 |
88. С-1 |
|
С |
4. В-1 А-2 |
21. В-1 А-2 |
38. В-1 С-2 |
55. В-1 А-2 |
72. В-1 С-2 |
89. В-1 С-2 |
|
Е |
5. В-1 С-2 |
22. В-1 С-2 |
39. В-1 С-2 |
56. В-1 А-2 |
73. В-1 С-2 |
90. В-1 А-2 |
|
F |
6. В-1 С-2 |
23. В-1 А-2 |
40. В-1 С-2 |
57. В-1 А-2 |
74. В-1 А-2 |
91. В-1 С-2 |
|
G |
7. В-1 А-2 |
24. В-1 С-2 |
41. В-1 А-2 |
58. В-1 С-2 |
75. В-1 А-2 |
92. В-1 С-2 |
|
Н |
8. В-1 А-2 |
25. В-1 С-2 |
42. В-1 С-2 |
59. В-1 А-2 |
76. В-1 А-2 |
93. В-1 С-2 |
|
1 |
9. В-1 А-2 |
26. В-1 А-2 |
43. В-1 С-2 |
60. В-1 А-2 |
77. В-1 С-2 |
94. В-1 С-2 |
|
L |
10. В-1 А-2 |
27. В-1 С-2 |
44. В-1 С-2 |
61. В-1 С-2 |
78. В-1 А-2 |
95. В-1 А-2 |
|
М |
11. В-1 С-2 |
28. В-1 С-2 |
45. В-1 А-2 |
62. В-1 А-2 |
79. В-1 А-2 |
96. В-1 С-2 |
|
N |
12. В-1 С-2 |
29. В-1 С-2 |
46. В-1 А-2 |
63. В-1 А-2 |
80. В-1 С-2 |
97. В-1 С-2 |
|
О |
13. В-1 С-2 |
30. В-1 А-2 |
47. В-1 С-2 |
64. В-1 А-2 |
81. В-1 С-2 |
98. В-1 А-2 |
|
Q1 |
14. В-1 А-2 |
31. В-1 А-2 |
48. В-1 С-2 |
65. В-1 С-2 |
82. В-1 С-2 |
99. В-1 А-2 |
|
Q2 |
15. В-1 А-2 |
32. В-1 С-2 |
49. В-1 А-2 |
66. В-1 А-2 |
83. В-1 С-2 |
100. В-1 С-2 |
|
Q3 |
16. В-1 А-2 |
33. В-1 А-2 |
50. В-1 А-2 |
67. В-1 А-2 |
84. В-1 С-2 |
101. В-1 С-2 |
|
Q4 |
17. В-1 А-2 |
34. В-1 С-2 |
51. В-1 С-2 |
68. В-1 А-2 |
85. В-1 С-2 |
102. В-1 А-2 |
|
Интерпретация факторов
Фактор А. Замкнутость - общительность.
При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, излишней строгостью в оценке людей. Он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным.
При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственна естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на события.
Фактор В. Интеллект.
При низких оценках человеку свойственны конкретность, ригидность и некоторая дезорганизация мышления.
При высоких оценках наблюдаются абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость. Фактор С. Эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость. При низких оценках выражены низкая толерантность, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.
При высоких оценках - человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Ему без труда удается следовать требованиям коллектива, он характеризуется постоянством интересов. Ему не свойственно нервное утомление.
Фактор Е. Подчиненность - доминантность.
При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность вплоть до полной пассивности.
При высоких оценках - человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает авторитарный стиль руководства, но борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный.
Фактор F. Сдержанность - экспрессивность.
При низких оценках человек характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность и пессимистичность в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.
При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он искренен в межличностных отношениях, часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу.
Фактор G. Подверженность чувствам - высокая нормативность поведения.
При низких оценках человек непостоянен, подвержен влиянию случая и обстоятельств, не прилагает усилий для выполнения групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам, что может привести к антисоциальному поведению.
При высоких оценках наблюдаются осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.
Фактор Н. Робость - смелость.
При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих планах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает общество одного-двух друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.
При высоких оценках человеку свойственны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, держится свободно, расторможенно.
Фактор I. Жесткость - чувствительность.
При низких оценках человеку свойственны мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим.
При высоких оценках наблюдаются мягкость, устойчивость, зависимость, стремление обрести покровительство, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественное восприятие мира. Фактор L. Доверчивость - подозрительность. При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью. Человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.
При высоких оценках - человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно большое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен.
Фактор М. Практичность - развитое воображение.
При низких оценках - человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственны некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам.
При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентации на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека.
Фактор N. Прямолинейность - дипломатичность.
При низких оценках человеку свойственны прямолинейность, наивность, естественность, непосредственность поведения.
При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью, проницательностью, разумным и несентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.
Фактор О. Уверенность в себе - тревожность.
При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе.
При высоких оценках человеку свойственны тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность. Фактор Q1. Консерватизм - радикализм. При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям. Он знает, во что должен верить, и, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых. Он с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям, противится переменам и не интересуется аналитическими интеллектуальными соображениями.
При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится обо всем получать информацию в полном объеме. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, ничего не принимает на веру.
Фактор Q2. Конформизм - нонконформизм.
При низких оценках человек зависим от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. При этом у него часто отсутствует инициатива принятия решений.
При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и сам действует. Имея собственное мнение, он не стремится навязать его окружающим. Он не нуждается в одобрении и поддержке других людей.
Фактор Q3. Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль.
При низких оценках наблюдаются недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе. Человек не обеспокоен выполнением социальных требований.
При высоких оценках - развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственны целенаправленность и интегрированность личности.
Фактор Q4. Расслабленность - напряженность.
При низких оценках человеку свойственны расслабление, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.
Высокая оценка свидетельствует о напряженности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Фактор MD. Адекватность самооценки. Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.
Поделиться