Тест интегральной самооценки уровня развития группы как коллектива Л.Г. Почебута

Когда понадобится: для оценки уровня развития группы как коллектива.

ТЕСТ

Подразделение _______________________________________________
Дата заполнения

_______________________________________________

 

Инструкция

Просим вас оценить качества организации, в которой вы работаете. В опроснике представлены  названия качеств и четыре их содержательные характеристики (уровни развития). Сначала  выберите, какое именно описание наиболее подходит описанию ситуации в организации. Затем  выберите из трех предлагаемых баллов тот, который наиболее соответствует уровню  проявленности данного качества: меньший балл – умеренно проявлено, максимальный балл –  проявлено в яркой форме. В результате вы выделите по каждому качеству один балл – от 12 до 1.

Например, оценивая качество «Подготовленность к деятельности», по вашему мнению, первое  описание наиболее соответствует ситуации в организации. При этом члены группы проявляют  такое поведение умеренно, поэтому вы из трех баллов выбираете минимальный, так как видите  потенциал развития такого поведения. В результате качество «Подготовленность к деятельности»  будет оценено в 10 баллов.

Тестовое задание

Уровни Баллы Баллы
1. Подготовленность к деятельности
1

12

11

10

Все члены группы обладают глубокими профессиональными знаниями,  способны с успехом применять их на практике, заинтересованы в  повышении своей квалификации. Каждый сотрудник имеет высокий  профессиональный авторитет. Группа добивается высоких показателей в труде
2

9

8

7

Большинство членов группы имеют хорошую профессиональную  подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются  применять свои знания на практике
3

6

5

4

В нашей группе есть и недостаточно квалифицированные сотрудники,  которые своим самомнением наносят ущерб профессиональному  авторитету фирмы
4

3

2

1

Сотрудники группы имеют низкую профессиональную подготовку. В  большинстве вопросов это дилетанты, не умеющие грамотно решать  производственные проблемы и квалифицированно выполнять свою работу.  Они часто срывают выполнение производственных заданий
2. Направленность
1

12

11

10

Наша группа имеет общую, четкую для всех цель, которая осознается и  понимается каждым, как его собственная. Группа опирается на давние  традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие  ценности. В нашей группе высоко ценятся принципиальность, честность,  бескорыстие
2

9

8

7

Перед нашей группой стоит общая задача. Каждый сотрудник старается  удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи.  В нашей группе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения
3

6

5

4

У каждого члена нашей группы существуют свои индивидуальные цели и  ценности, которые совершенно не зависят от официальной цели. Каждый в  своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами, не  пытаясь согласовывать их с другими членами фирмы
4

3

2

1

Наша группа существует только как официальная система, цели которой не  принимаются, а часто входят в противоречие с целями отдельных  сотрудников. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические  цели. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессивность
3. Организованность
1

12

11

10

Наша группа способна самостоятельно управлять своей работой и  досугом. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной  помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем,  как нам эффективнее организовать свой труд. В группе есть  авторитетные специалисты, способные взять на себя функции  организаторов работы
2

9

8

7

Наша фирма часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но  это не всегда получается эффективно. Наш организатор (менеджер, лидер,  бригадир, руководитель) нечетко представляет себе план работы и  возможности каждого
3

6

5

4

При попытках группы организовать общую работу возникает много споров,  суеты, потерь драгоценного времени. У нас нет человека, который мог  бы взять на себя функцию организатора. В результате приходится  вмешиваться вышестоящему начальнику
4

3

2

1

Члены группы не могут договориться о том, как совместно организовать  работу, часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя  друг друга. В группе преобладают соперничество, агрессия, подавление  личности. У нас нет человека, который был бы способен взять на себя  организаторские функции. Даже вышестоящий начальник не в состоянии  справиться с группой
4. Активность
1

12

11

10

Все члены нашей группы – люди энергичные, кровно заинтересованные в  эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать  полезное для всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих  задач, сотрудничают и помогают друг другу
2

9

8

7

Большинство членов нашей группы – люди энергичные, заинтересованные  в эффективной работе. Когда нужно сделать полезное для всех дело,  многие активно участвуют в общей работе, помогая друг другу
3

6

5

4

Большинство членов группы пассивны, мало участвуют в общей работе, не  помогают друг другу, стараются решать свои проблемы индивидуально
4

3

2

1

Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о  своих интересах. Практически все члены группы проявляют пассивность,  инертность при решении общих задач. Они разбираются со своими  проблемами отдельно, независимо друг от друга. В группе преобладают  соперничество, конкуренция
5. Сплоченность
1

12

11

10

В нашей группе существует справедливое отношение ко всем ее членам,  здесь всегда поддерживают неопытных, выступают в их защиту. Группа  участливо и доброжелательно относится к новичкам, помогает им  адаптироваться в новых условиях. Все члены группы тесно сработались  друг с другом, активно обмениваются знаниями и необходимым для работы  инструментарием. При возникновении трудностей все сплачиваются,  объединяются, живут по принципу «Один за всех, все за одного». В  группе велико желание трудиться совместно
2

9

8

7

Большинство членов нашей группы стараются справедливо относиться  друг к другу, помочь неопытным, поддержать их, сориентировать в  новых условиях. В трудных случаях группа временно объединяется,  чувствуется эмоциональная поддержка друг друга
3

6

5

4

Члены группы проявляют друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми  сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам себе и  решает свои проблемы самостоятельно. В кризисных ситуациях наша  группа «раскисает», возникает растерянность, отчужденность
4

3

2

1

Наша группа заметно разделяется на «привилегированных» и  «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, неопытным,  нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним  могут проявить враждебность. В трудных случаях в группе возникают  ссоры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы
6. Интегративность
1

12

11

10

При необходимости выработать важное решение, определяющее  дальнейшую деятельность группы, все члены активно участвуют в  процессе выработки и принятия решения. Внимательно выслушивается  мнение каждого и учитываются его интересы. В результате  вырабатывается согласованное решение
2

9

8

7

При необходимости выработать важное решение все члены группы  стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитываются мнения большинства членов группы. Решение  принимается путем общего гласного согласования
3

6

5

4

При необходимости принять важное решение только узкий круг активистов  участвует в процессе. Учитываются мнения и интересы нескольких  человек, а не всех членов группы. Решение принимается без гласного  обсуждения, на закрытом совещании
4

3

2

1

В группе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению  других. В результате совместное решение принять невозможно
7. Референтность
1

12

11

10

Все члены нашей группы доброжелательно настроены друг к другу. В  группе развиты взаимопомощь, взаимное доверие и взаимопонимание.  Все мы близкие друзья, глубоко симпатизирующие друг другу.  Достижения и неудачи всей группы переживаются нами, как свои  собственные. Успехи (или неудачи) отдельных членов группы вызывают  искреннее участие остальных. Критика высказывается с добрыми  побуждениями. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм. Мы испытываем гордость за свою группу
2

9

8

7

В нашей группе есть всякие люди – хорошие и плохие, очень симпатичные  и малопривлекательные. Достижения и неудачи всей группы искренне  переживаются нами. В группе у всех хорошее, ровное настроение
3

6

5

4

Большинство членов нашей группы – люди малопривлекательные,  несимпатичные, только в силу производственной необходимости  работающие вместе. В группе относятся друг к другу критически,  бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные.  Настроение чаще всего подавленное
4

3

2

1

Члены нашей группы – люди неприятные, враждебно настроенные друг к  другу. В группе преобладает настроение угнетенности и пессимизма.  Критические замечания носят характер явных или скрытных выпадов.  Успехи отдельных членов группы вызывают зависть, неудачи –  злорадство. Люди неуютно чувствуют себя в группе
     

Спасибо!

Ключ к тесту оценки уровня развития группы как коллектива Л.Г. Почебута

Описание

Тест Почебута позволяет выполнить интегральную оценку уровня развития группы как коллектива. Тест заполняют, в зависимости от цели оценки, все сотрудники группы, подразделения, организации. В зависимости от результата теста разработайте мероприятия по улучшению ситуации в коллективе по каждому из семи представленных качеств.

Ключ к тесту

Суммируйте ответы всех испытуемых и по каждому качеству группы найдите среднюю оценку по формуле:

m = Σn/k,

где m – средняя оценка по каждому из семи качеств;

n – баллы сотрудников по отдельному качеству;

k – количество испытуемых, членов группы.

Далее найдите общий балл группы по формуле:

G = Σm/7,

где G – средний балл по группе;

m1-7 – средняя оценка по каждому из семи качеств.

Результат занесите в таблицу

Качество Средний балл
по качеству (m)
1. Подготовленность к деятельности  
2. Направленность  
3. Организованность  
4. Активность  
5. Сплоченность  
6. Интегративность  
7. Референтность  
Средний балл по группе (G)  

 

Интерпретация результата

В зависимости от полученной средней оценки G можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить уровень ее развития (зрелости).

От 10 до 12 баллов – зрелая, сложившаяся, работоспособная и надежная группа.

От 7 до 9 баллов – группа достаточно зрелая, способная выполнять производственные задания.

От 4 до 6 баллов – группа недостаточно зрелая, не всегда способная эффективно справиться с поставленными задачами.

От 1 до 3 баллов – группа незрелая, велика вероятность того, что она не справится с поставленными задачами.

Средняя оценка каждого из качеств m1-7 показывает, на что именно необходимо обратить внимание при работе с группой.

Рубрика: 
Ключевые слова: