ТЕСТ
Подразделение | _______________________________________________ |
Дата заполнения |
_______________________________________________ |
Инструкция
Просим вас оценить качества организации, в которой вы работаете. В опроснике представлены названия качеств и четыре их содержательные характеристики (уровни развития). Сначала выберите, какое именно описание наиболее подходит описанию ситуации в организации. Затем выберите из трех предлагаемых баллов тот, который наиболее соответствует уровню проявленности данного качества: меньший балл – умеренно проявлено, максимальный балл – проявлено в яркой форме. В результате вы выделите по каждому качеству один балл – от 12 до 1.
Например, оценивая качество «Подготовленность к деятельности», по вашему мнению, первое описание наиболее соответствует ситуации в организации. При этом члены группы проявляют такое поведение умеренно, поэтому вы из трех баллов выбираете минимальный, так как видите потенциал развития такого поведения. В результате качество «Подготовленность к деятельности» будет оценено в 10 баллов.
Тестовое задание
Уровни | Баллы | Баллы |
1. Подготовленность к деятельности | ||
1 |
12 11 10 |
Все члены группы обладают глубокими профессиональными знаниями, способны с успехом применять их на практике, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каждый сотрудник имеет высокий профессиональный авторитет. Группа добивается высоких показателей в труде |
2 |
9 8 7 |
Большинство членов группы имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются применять свои знания на практике |
3 |
6 5 4 |
В нашей группе есть и недостаточно квалифицированные сотрудники, которые своим самомнением наносят ущерб профессиональному авторитету фирмы |
4 |
3 2 1 |
Сотрудники группы имеют низкую профессиональную подготовку. В большинстве вопросов это дилетанты, не умеющие грамотно решать производственные проблемы и квалифицированно выполнять свою работу. Они часто срывают выполнение производственных заданий |
2. Направленность | ||
1 |
12 11 10 |
Наша группа имеет общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым, как его собственная. Группа опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашей группе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие |
2 |
9 8 7 |
Перед нашей группой стоит общая задача. Каждый сотрудник старается удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи. В нашей группе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения |
3 |
6 5 4 |
У каждого члена нашей группы существуют свои индивидуальные цели и ценности, которые совершенно не зависят от официальной цели. Каждый в своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовывать их с другими членами фирмы |
4 |
3 2 1 |
Наша группа существует только как официальная система, цели которой не принимаются, а часто входят в противоречие с целями отдельных сотрудников. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические цели. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессивность |
3. Организованность | ||
1 |
12 11 10 |
Наша группа способна самостоятельно управлять своей работой и досугом. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как нам эффективнее организовать свой труд. В группе есть авторитетные специалисты, способные взять на себя функции организаторов работы |
2 |
9 8 7 |
Наша фирма часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается эффективно. Наш организатор (менеджер, лидер, бригадир, руководитель) нечетко представляет себе план работы и возможности каждого |
3 |
6 5 4 |
При попытках группы организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь драгоценного времени. У нас нет человека, который мог бы взять на себя функцию организатора. В результате приходится вмешиваться вышестоящему начальнику |
4 |
3 2 1 |
Члены группы не могут договориться о том, как совместно организовать работу, часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В группе преобладают соперничество, агрессия, подавление личности. У нас нет человека, который был бы способен взять на себя организаторские функции. Даже вышестоящий начальник не в состоянии справиться с группой |
4. Активность | ||
1 |
12 11 10 |
Все члены нашей группы – люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих задач, сотрудничают и помогают друг другу |
2 |
9 8 7 |
Большинство членов нашей группы – люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Когда нужно сделать полезное для всех дело, многие активно участвуют в общей работе, помогая друг другу |
3 |
6 5 4 |
Большинство членов группы пассивны, мало участвуют в общей работе, не помогают друг другу, стараются решать свои проблемы индивидуально |
4 |
3 2 1 |
Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах. Практически все члены группы проявляют пассивность, инертность при решении общих задач. Они разбираются со своими проблемами отдельно, независимо друг от друга. В группе преобладают соперничество, конкуренция |
5. Сплоченность | ||
1 |
12 11 10 |
В нашей группе существует справедливое отношение ко всем ее членам, здесь всегда поддерживают неопытных, выступают в их защиту. Группа участливо и доброжелательно относится к новичкам, помогает им адаптироваться в новых условиях. Все члены группы тесно сработались друг с другом, активно обмениваются знаниями и необходимым для работы инструментарием. При возникновении трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу «Один за всех, все за одного». В группе велико желание трудиться совместно |
2 |
9 8 7 |
Большинство членов нашей группы стараются справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, поддержать их, сориентировать в новых условиях. В трудных случаях группа временно объединяется, чувствуется эмоциональная поддержка друг друга |
3 |
6 5 4 |
Члены группы проявляют друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно. В кризисных ситуациях наша группа «раскисает», возникает растерянность, отчужденность |
4 |
3 2 1 |
Наша группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, неопытным, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним могут проявить враждебность. В трудных случаях в группе возникают ссоры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы |
6. Интегративность | ||
1 |
12 11 10 |
При необходимости выработать важное решение, определяющее дальнейшую деятельность группы, все члены активно участвуют в процессе выработки и принятия решения. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его интересы. В результате вырабатывается согласованное решение |
2 |
9 8 7 |
При необходимости выработать важное решение все члены группы стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитываются мнения большинства членов группы. Решение принимается путем общего гласного согласования |
3 |
6 5 4 |
При необходимости принять важное решение только узкий круг активистов участвует в процессе. Учитываются мнения и интересы нескольких человек, а не всех членов группы. Решение принимается без гласного обсуждения, на закрытом совещании |
4 |
3 2 1 |
В группе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно |
7. Референтность | ||
1 |
12 11 10 |
Все члены нашей группы доброжелательно настроены друг к другу. В группе развиты взаимопомощь, взаимное доверие и взаимопонимание. Все мы близкие друзья, глубоко симпатизирующие друг другу. Достижения и неудачи всей группы переживаются нами, как свои собственные. Успехи (или неудачи) отдельных членов группы вызывают искреннее участие остальных. Критика высказывается с добрыми побуждениями. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм. Мы испытываем гордость за свою группу |
2 |
9 8 7 |
В нашей группе есть всякие люди – хорошие и плохие, очень симпатичные и малопривлекательные. Достижения и неудачи всей группы искренне переживаются нами. В группе у всех хорошее, ровное настроение |
3 |
6 5 4 |
Большинство членов нашей группы – люди малопривлекательные, несимпатичные, только в силу производственной необходимости работающие вместе. В группе относятся друг к другу критически, бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные. Настроение чаще всего подавленное |
4 |
3 2 1 |
Члены нашей группы – люди неприятные, враждебно настроенные друг к другу. В группе преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят характер явных или скрытных выпадов. Успехи отдельных членов группы вызывают зависть, неудачи – злорадство. Люди неуютно чувствуют себя в группе |
Спасибо!
Ключ к тесту оценки уровня развития группы как коллектива Л.Г. Почебута
Описание
Тест Почебута позволяет выполнить интегральную оценку уровня развития группы как коллектива. Тест заполняют, в зависимости от цели оценки, все сотрудники группы, подразделения, организации. В зависимости от результата теста разработайте мероприятия по улучшению ситуации в коллективе по каждому из семи представленных качеств.
Ключ к тесту
Суммируйте ответы всех испытуемых и по каждому качеству группы найдите среднюю оценку по формуле:
m = Σn/k,
где m – средняя оценка по каждому из семи качеств;
n – баллы сотрудников по отдельному качеству;
k – количество испытуемых, членов группы.
Далее найдите общий балл группы по формуле:
G = Σm/7,
где G – средний балл по группе;
m1-7 – средняя оценка по каждому из семи качеств.
Результат занесите в таблицу
Качество | Средний балл по качеству (m) |
1. Подготовленность к деятельности | |
2. Направленность | |
3. Организованность | |
4. Активность | |
5. Сплоченность | |
6. Интегративность | |
7. Референтность | |
Средний балл по группе (G) |
Интерпретация результата
В зависимости от полученной средней оценки G можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить уровень ее развития (зрелости).
От 10 до 12 баллов – зрелая, сложившаяся, работоспособная и надежная группа.
От 7 до 9 баллов – группа достаточно зрелая, способная выполнять производственные задания.
От 4 до 6 баллов – группа недостаточно зрелая, не всегда способная эффективно справиться с поставленными задачами.
От 1 до 3 баллов – группа незрелая, велика вероятность того, что она не справится с поставленными задачами.
Средняя оценка каждого из качеств m1-7 показывает, на что именно необходимо обратить внимание при работе с группой.
Поделиться