ТЕСТ
Ф. И. О. оцениваемого | ____________________________________ |
Возраст (полных лет) |
____________________________________ |
Должность |
____________________________________ |
Подразделение |
____________________________________ |
Дата заполнения |
____________________________________ |
Инструкция
Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно – это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше. Затем нарисуйте как можно лучше дерево и человека.
Спасибо!
Ключ к тесту «Дом, дерево, человек»
Описание
Тест «Дом, дерево, человек» предложен Дж. Буком в 1948 году и предназначен для оценки личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получения данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Это одна из самых известных проективных методик.
Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.
Ключ к тесту
Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом испытуемые.
Детали. Здесь важно их значение, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным условиям жизни. Необходимо заметить степень заинтересованности субъекта и следующие моменты: степень реализма, с которой он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает, и способность соединения этих деталей в совокупность.
Детали существенные | Их отсутствие в рисунке испытуемого, который, по предварительной информации, сейчас или в недавнем прошлом, характеризовался средним или высоким интеллектом, часто указывает на интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение |
Избыток деталей | «Неизбежность телесности» (неумение ограничивать себя) указывает на вынужденную потребность сориентировать всю ситуацию на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные, странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности |
Лишнее дублирование деталей | Субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми |
Организация деталей |
Если трудности организации обнаруживаются в каждом рисунке, можно подозревать более сильное эмоциональное или органическое нарушение (или оба вместе). Если сложности организации встречаются лишь в одном рисунке, то очень может быть, что нарушение функционального порядка и связано с ситуацией, изображенной в рисунке. Если во всех трех рисунках организация деталей удовлетворительна, то личностная структура субъекта достаточно устойчива (даже при большом количестве патофоричных знаков). В случае более удачной организации деталей в цветных рисунках по сравнению с одноцветными, прогноз более благоприятен |
Стирание или перерисовка |
Если перерисовка более удачна, то это хороший знак. Стирание с последующим ухудшением рисунка указывает на: а) наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта; б) наличие злокачественного органического фактора; в) наличие обоих вариантов. Стирание без попыток перерисовки и исправления может означать внутреннюю тревогу, конфликт субъекта с собственно этой деталью или с тем, что она символизирует. Можно также предположить депрессивное состояние с возможными сопровождениями снижающего работоспособность фактора |
Линия основы (земли) | Незащищенность. Представляет собой необходимую точку опоры для конструирования, целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии зависит иногда от придаваемого ей субъектом качества, например: «Мальчик катается на тонком льду». Основу часто рисуют под домом, деревом, реже под человеком. Специально нарисованные, «вымышленные» контуры земли менее значимы, чем нарисованные спонтанно |
Контур земли очень жирный, толстый | Чувство тревоги, беспокойство в рамках реальности |
Контур земли, опускающийся от центра рисунка в стороны и вниз | Чувство изоляции и незащищенности, зависимость от матери. Потребность к эксгибиционизму (зависит от размеров рисунка и комментариев) |
Контур земли, опускающийся направо вниз | Ожидание неясного и опасного будущего, тревожность (ее интенсивность зависит от крутизны наклона) |
Контур земли, поднимающийся направо вверх | Присутствие в будущем вынужденных усилий и борьбы |
Идентификация с собой | Интерпретация зависит от степени субъективности и может варьировать от предпочтительного суждения психологического горизонта субъекта до явного эгоцентризма, чрезмерного интереса к себе и озабоченность собой, склонности все соотносить с собой |
Контур кривой, изогнутый | Обычно хороший признак, но может означать отвращение к ограничениям и конвенциям при сильной выраженности |
Контур неясно очерченный в отдельных деталях | Нежелание субъекта выставлять эту деталь из-за ее актуальности или символической значимости |
Жирный контур в целом | Генерализованное чувство неадекватности вместе с нерешительностью, колебанием и страхом проигрыша |
Если контур от «дома» к «человеку» становится все тоньше | Генерализированная тревога или депрессия |
Контур жирный только по бокам | Субъект стремится сохранить личностное равновесие. Стремление это осознается как неприятное и сопровождается физическим напряжением |
Контур толстый в отдельных деталях | Фиксация на данном объекте (детали). Скрытая или явная враждебность к таким образом нарисованному объекту или тому, что он символизирует, в сопровождении тревоги |
Контур толстый во всех рисунках | Можно подозревать органическое заболевание |
Контур толстый в одном из рисунков | Генерализированное напряжение |
Контуры обрывистые и не соединяющиеся | Предчувствие надвигающейся катастрофы |
Контуры очень прямые | Ригидность |
Рисунки мелочные, щепетильные | Обсессивно-компульсивные тенденции |
Чем большая часть рисунка оказывается за нижним пределом листа, | Тем вероятнее, что субъект совершил патоформную супрессию с целью сохранить целостность личности. Можно предположить наличие сильной экспонозивности |
Рисунок выходит за левый край листа | Фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными проявлениями, склонность к компульсивному поведению |
Выход в правый край листа | Желание убежать в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль |
Выход за верхний край листа | Ограничение пространства с вытекающей из этого повышенной чувствительностью. Подразумеваются сильные агрессивно-реактивные тенденции (скрываемые и нескрываемые) |
Помещение рисунка в верхней части листа | Склонность к фиксации на мышлении и фантазиях, как на источнике наслаждения (которые таким образом могут быть получены или не получены) |
Поворачивание листа | Агрессивные и негативные тенденции. Патоформные, если поворачивание повторяется, персеверация, если лист поворачивается все время в одну сторону |
Перспектива | По тому, как субъект ее строит, можно узнать много ценного об установках, взглядах, чувствах субъекта; о более широких и сложных его отношениях с действительностью, с другими людьми, о его способе оперировать этими отношениями |
Перспектива, профиль в обратном направлении обычному | Указывает на обнаружение у себя субъектом противоречивых импульсов и сознательное стремление подавить их или сублимировать |
Перспектива, рисунки абсолютно в профиль | (Дом, повернутый боком к зрителю, дверей, человека, изображенного только с одной рукой или ногой). Нежелание прямо, непосредственно принимать окружение (например, смотреть в глаза). Определенное желание отрешиться, скрыть свое «я». Стремление обращаться по собственному стилю |
Перспектива, абсолютно беспрофильные рисунки (в анфас) | Если все рисунки исполнены в анфас, это характеризует субъекта как прямого, бескомпромиссного, стойкого. Такая установка может оказаться формированием акции на глубинное чувство незащищенности |
Перспектива, рисунок изображен вдали | Желание отрешиться, уйти от конвениционального общения. Чувство изоляции, отверженности, забытости |
Помещение рисунка над центром листа |
Чем выше рисунок над центром, тем больше вероятность того, что:
|
Помещение рисунка в центре листа | Незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность в заботливом контроле ради сохранения психического равновесия |
Помещение рисунка в левом верхнем углу листа | Субъект склонен избегать новых переживаний, явно тревожен, регрессирует (если только нет врожденной умственной отсталости). Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии |
Помещение рисунка на правой стороне листа | Субъект склонен искать наслаждение в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего. Возможен излишек мужской идентификации |
Пропорция | Реалистичность и соотношение деталей в рисунке раскрывает ценности, приписываемые субъектом объектам, ситуациям, людям, которые репрезентуют их изображениями актуально и символически |
Пропорции, интеллектуальные аспекты (ее решение показывает стиль мышления или планирования) | В основном в связи с непредвиденными, конкретными особенностями объектов |
Пропорция, использование минимума деталей |
Возможно, что субъект ориентируется в пространственно-ориентационных отношениях, но использование минимума деталей имеет тенденцию:
Субъект, демонстрирующий неполноценное понимание этих отношений и использующий при этом минимум деталей, может оказаться:
|
Постоянно пониженная психомоторика | Подозрение о наличии органического фактора, угнетающей тревоги или тяжелой депрессии |
Ровно повышенная психомоторика | Чрезмерное волнение наряду с ослаблением торможения |
Перерисовка без предыдущего стирания незавершенного рисунка | Негативистическая реакция субъекта |
Дополнение общего плана | Необузданная тревога, страх перед потерей контроля |
Дополнение специфическое | Фиксация на дополнительном объекте (отражает актуально или символически). Часто сопровождается тревогой |
Рисование неуверенное (возникающее из-за неумения представить себе весь рисунок в целом) | Отсутствие, потеря чувства равновесия. Свойственно органикам и в состоянии сильной тревоги |
Солнце | Символ авторитарной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери |
Прозрачность |
Игнорирование реальности. Показывает степень повреждения общей структуры личности органическими или патоэмоциональными факторами. Эта степень (патологичность) может быть изменена: а) числом прозрачностей; б) их величиной (например, прозрачность рукавов одежды в этом случае гораздо менее значима, чем прозрачность стен дома). В случае умственной отсталости субъекта – прозрачность менее важна, чем при интеллекте среднем или выше среднего |
Погода | Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем интерпретировать, надо выяснить отношение субъекта к изображаемой погоде |
Ограничение рисунка в целом | Чувство несоответствия или неадекватности |
Перспектива, рисунок изображен вдали | Желание уйти от конвенциального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция ограничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует |
Дом
Ванна | Выполняется санитарная функция. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций |
Спальня | Это место интимных отношений личности. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспособленности субъекта, а также может раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению и потребность в них |
Труба | Фаллический символ. Если субъект показывает ценную значимость этого символа. Эмоциональная зрелость и равновесие. Признак теплоты в интимных отношениях |
Отсутствие трубы | Субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Субъект испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола |
Труба почти невидима (спрятана) | Нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями |
Труба, ее акцентированность | Сосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле |
Труба слишком большая | Чрезмерное беспокойство насчет сексуальных проблем и потребность демонстрировать мужскую силу. Эксгибиционистские тенденции |
Видно отверстие трубы | Нарушение сексуальной роли. Сексуальная импотенция |
Труба нарисована косо по отношению к крыше | Норма для ребенка. Слабоумие или значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых |
Труба прозрачная или без глубины | Отрицание фаллоса, что может означать импотенцию |
Труба видна через прозрачную крышу | Плохо скрываемые эксгибиционистские тенденции, субъект чувствует, что его встревоженность фаллосом и интерес к нему очевидны |
Множество труб | Стиль рисунка показывает, что это для субъекта значимая вещь, можно предполагать его чрезмерный интерес и беспокойство, связанные с фаллосом |
Цвет, то есть раскрашенные детали | Исследователь должен постараться узнать причину этого |
Цвет, конвенционально, обычное его использование |
Зеленый для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым, изображая ночь или ее приближение, выражение чувств субъекта, что: а) среда ему враждебна; б) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз |
Количество используемых цветов | Хорошо адаптированный, не застенчивый субъект обычно использует не менее 2 и не более 5 цветов |
Субъект, раскрашивающий дом 7–8 цветами | В лучшем случае является очень лабильным. Использующий только один цвет боится эмоционального возбуждения |
Детали, их искажение | Обычно символизируют агрессивную враждебность, иногда частично интернализированную. Враждебность направлена против целого рисунка или искаженных деталей (актуально или символично воспринимаемых) |
Детали необходимые, существенные | Не меньше одной двери, одно окно, стена, крыша, труба или другие посторонние для выхода дыма (если это не постройка в тропиках). Отсутствие трубы может оправдать то, что дом нарисован полуразрушенным |
Детали не необходимые | Субъект испытывает потребность как можно полнее и подробнее устроить свое окружение по своему вкусу |
Лишние детали | Горизонтальная линия, отделяющая первый этаж от второго, указывает на крайнюю корректность с возможной органикой или концентрированием внимания над соматикой. Могут подозреваться психологические заболевания |
Столовая (гостиная) | Функция этой комнаты – утоление оральных пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого субъекта, можно подозревать нарушение этих функций |
Двери, их отсутствие | Субъект испытывает патоморфные трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу) |
Двери, одни или несколько, задние или боковые | Отступление, отрешенность, избегание |
Двери, одна или несколько, парадные | Первый признак откровенности, достижимости |
Дверь, нарисованная последней по очереди деталью | Антипатия к межперсональным контактам. Тенденция уединения от реальности |
Дверь открытая | Если дом жилой, то сильная потребность в тепле извне и стремление демонстрировать доступность (откровенность) |
Двери боковые, одна или несколько | Отчуждение, уединение, избегание реальности. Значительная неприступность |
Двери очень большие | Чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью |
Двери очень маленькие | Нежелание впускать в свое «я». Чувство несоответствия, неадекватности, нерешительности в социальных ситуациях |
Двери с огромным замком | Враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции |
Двери с большими шарнирами | То же |
Карниз крыши | При акцентировании крыши ярким контуром или продлением за стену – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка |
Задняя стена, изображенная в другой стороне, чем обычно | Выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильная враждебная тенденция |
Контур задней стены толще (ярче) по сравнению с другими деталями | Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью |
Камин, непосредственно его акцентировка (виден сквозь стены) | Фиксация на непосредственной функции камина (источник тепла) или на его символике (гениталии) |
Камин, косвенная акцентация | Конфликт с постоянным жильцом. Невротическая привязанность к этому лицу или какой-нибудь эмоционально связанной с ним ситуации |
План дома (проекция сверху) вместо самого дома | Серьезный конфликт. Если план хорошо изображен, можно подозревать наличие паронояльных идей. Если план неудачный – возможна органика |
Цветы (тюльпаны или похожие на ромашки) | Обычно рисуют шизоиды или малолетние нормальные дети |
Опора фундамента (колонны) необычно высока | Подозревается органика |
Печь (труба печи на крыше) | Открытая враждебность по отношению к ситуации в реальном доме, семье субъекта |
Водопроводные трубы (усиленные защитные установки) | Обычно повышенная мнительность |
Дом грозный, старый, развалившийся | Иногда субъект может таким образом выразить отношение к самому себе |
Дом вдали | Чувство стремления или отвергнутости (отверженности). Субъект не в состоянии уладить ситуацию дома. Недоступность. Если нарисованное отношение совершенно противоположно высказанному, может иметь место серьезный дефект оценки реальности |
Дом вблизи | Изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта сигнализирует об оральном эротизме. Это может быть связано с сильной потребностью в привязанности людей, в любви |
Жилая комната | Социальное общение |
Движение | Скорее всего, патологический, по меньшей мере, патоморфный симптом. Этим субъект символизирует травмирующее чувство потери контроля ЭГО |
Разные пристройки | Агрессия, направленная против фактического хозяина дома, или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уротального или (и) анального интереса |
Помещение рисунка внизу листа |
Генерализованное чувство неуверенности, небезопасности. Часто сопряжено с временным значением: а) правая сторона – будущее, левая – прошлое; б) связанным с предназначением так помещенной комнаты или с ее жильцом (постоянным); в) указывающим на специфику переживаний: левая сторона – в эмоциональные, правая – в интеллектуальные |
Помещение в верхней части листа | Редко встречается в рисунке дома. Указывает на какое-то хаотическое бегство от реальности |
Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) | Чувство отверженности, отстраненности, непризнанности дома. Или субъект испытывает потребность к домашнему очагу, который считает недоступным. Склонность к ограниченным контактам с окружающими |
Перспектива «под субъектом» (взгляд с птичьего полета) | Отрицание, непризнание нарисованного дома. Непризнание свойственного многим людям поклонения домашнему очагу. Субъект чувствует себя поднявшимся над домашними делами, но часто это сопровождается депрессиями |
Перспектива (признаки потери перспективы) | Субъект правильно изобразил один конец дома, но в другом месте рисует вертикальную линию крыши и стены – не умеет изобразить глубину. Страх перед будущим (если искажение – справа) или желание забыть прошлое (если слева) |
Перспектива тройная (трехмерная) | Субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стороны (стены), из которых даже двух нет в том же плане. Чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все свои связи, даже незначительные, все черты |
Профиль абсолютный | Можно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (или к интимным интерперсональным отношениям) |
Водосточные трубы | Усиленная защита, возможен уротальный эротизм или оральная преокупация |
Крыша | Сфера фантазии |
Крыша и труба, сорванные ветром | Символически выражают чувства субъекта, что им повелевают независимые от собственной воли силы |
Крыша, жирный контур, не свойственный рисунку | Фиксация на фантазиях как источнике удовольствия, обычно сопровождаемая тревогой |
Вместо дома только крыша и забор | Патологически скудный контакт с реальностью. Указание на возможную деструкцию ЭГО |
Крыша, тонкий контур края | Чрезмерный контроль над фантазией |
Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом | Плохая личностная организация |
Крыша слишком большая | Поиск наслаждения в фантазии |
Крыша, покрывающая подобие стены | Предположение, что субъект живет больше в мире фантазии |
Комната |
Ассоциации могут возникнуть в связи с: а) человеком, проживающим в комнате; б) интерперсональными отношениями в комнате; в) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым) |
Комнаты, не поместившиеся на листе | Нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или их жильцами |
Комната | Субъект выбирает верхнюю спальную комнату. Незначительная тенденция к отчуждению. Если есть больше признаков отчужденности, изоляции, тенденция более значима |
Ближайшая комната | Мнительность |
Кусты | Иногда символизируют людей. Если тесно окружают дом – может иметь место сильное стремление оградить себя защитными барьерами |
Кусты хаотично разбросаны или по обе стороны дорожки | Указывает на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее |
Ставни закрыты | Субъект не в состоянии субтильно приспособиться в интерперсональных ситуациях |
Дым валит то влево, то вправо | Патологический дефект оценки окружающего |
Дым валит влево | Пессимистический взгляд в будущее |
Дым очень густой | Значительное напряжение (интенсивность по густоте дыма) |
Дым тоненькой струйкой | Уротальный эротизм. Чувство недостатка эмоциональной теплоты дома |
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) | Отражают конфликтную ситуацию, нарушающую правильную оценку реальности. Неприступность субъекта (хотя он может страстно желать свободного сердечного общения). Можно подозревать органику |
Прозрачный стеклянный ящик | Символизирует переживания выставления себя при всех на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом |
Деревья | Часто символизирует различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность в зависимости или (и) доминировании родителей |
Вентиляционная труба над крышей | Фаллическая преокупация. Отмечается значимая корреляция между признаком и энурезом и (или) уротальный эротизм |
Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована | Показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль |
Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома | Попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием |
Стена и крыша вместе | Границы ЭГО. Силу ЭГО показывает стиль изображения |
Стена, отсутствие ее основы | Слабый контакт с реальностью |
Стены не соединены | Подозреваемая органика с вероятной потерей контроля над примитивными инстинктами |
Стены, двумерная перспектива, узкие дальние стены | Возможны слабоумие и регрессия, а также органика |
Широкие дальние стены | Возможна шизофрения (особенно если центральная стена –глухая без окон, без дверей) |
Стена с акцентированным горизонтальным измерением | Плохая ориентация во времени (доминирование прошлого над будущим) |
Стена и крыша – их границы | Границы личности. Их характер показывает силу и пластичность этих границ |
Стена – контурные линии слишком акцентированы | Сознательное стремление сохранять контроль |
Стена – одномерная перспектива; изображена всего одна стена; если это боковая стена | Имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции, если передняя – выражена сильная потребность сохранить приятный «фасад» в межперсональных отношениях |
Прозрачные стены |
Компульсивное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. Умственно неполноценный субъект, изображающий больше невидимых внутренних деталей, чем видимых, демонстрирует этим чувством неадекватность в опасных для него ситуациях. В случае нормального интеллекта – серьезный дефект к критическим соображениям и оценке реальности |
Стена с акцентированным вертикальным измерением | Субъект получает наслаждение в первую очередь в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, чем желательно |
Окно | Способы контактировать, признак доступности, открытости |
Отсутствие окон | Враждебность, отчужденность |
Окна – нет на нижнем этаже, но имеются на верхнем | Пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях |
Окна с занавесками | Отчужденность, резервная доступность |
Если занавески или ставни не закрыты | Имеет место сознательно контролируемое взаимодействие, сопровождающееся тревогой |
Акцентирование окон путем дополнения, без излишней детализации | Озабоченность взаимодействием. Частичная причина озабоченности – фиксация |
Окна, первый этаж нарисован в конце | Отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отграничения от действительности |
Окна закрыты (занавешены) | Озабоченность взаимодействием со средой |
Окна сильно открытые | Субъект ведет себя несколько развязанно и прямолинейно |
Множество окон | Готовность к контактам |
Отсутствие занавесок | Отсутствие стремления скрывать свои чувства |
Окна распахнутые |
Если в доме кто-нибудь живет – большая доступность или желание ее. Если в доме никто не живет – слабость самозащиты ЭГО. В некоторых случаях недостаточность контроля может достигнуть патоморфного уровня |
Окно(а), стекла символизирует одна разделяющая окно вертикаль | Можно ожидать фиксацию на женских половых органах |
Окна без стекол | Враждебность, отчужденность, оральный или анальный эротизм |
Окно, положение, трудности согласования стен и этажей | Можно подозревать раннюю шизофрению, если подобного рода трудности имеют место при неплохой общей композиции |
Окна, искажение пропорций | Излишняя озабоченность женскими органами, если изображение окна значимо |
Окна с замками | Враждебность, замкнутость |
Дерево
Животное, выглядывающее из дупла в дереве | Наличие в личности патоморфной, не подчиняющейся контролю части, имеющей разрушительные тенденции, навязчивое чувство вины |
Яблоня | Обычно рисуют сильно зависимые от родителей дети |
Кора (извилистые вертикальные линии) | Возможность шизоидных черт |
Кора (легко нарисована) | Равновесие во взаимоотношениях |
Кора (изображена мелочно, щепетильно) | Компульсивность и сильная озабоченность взаимоотношениями со средой |
Ветви | Степень их гибкости, число, величина и степень их сплетения отражают взгляд субъекта на приспособление, доступность и способность к получению удовлетворения от среды |
Ветви, абсолютная асимметрия | Отражает амбивалентные чувства, неспособность к свободному доминированию любого действия |
Ветви, обломанные, наклоненные или неживые | Значимая для субъекта физическая или духовная травма |
Ветви неживые | Субъект не чувствует удовлетворения от развлечений |
Ветви изображены штрихованием или закрашиванием (если они нарисованы легко и быстро) | Тактичное, но, скорее всего, поверхностное взаимодействие со средой |
Ветви, двумерное изображение с «незакрытыми» кончиками | Субъект мало приспособлен управлять своими впечатлениями |
Ветви: молодой росток из скудного ствола | Отказ от прежнего травмирующего убеждения, что нет смысла искать удовлетворения в своей среде. Возвращение сексуальных сил |
Ветви, обращенные влево | Отсутствие личностного равновесия из-за тенденции немедленно получить чувственное наслаждение |
Ветви, обращенные вправо | Отсутствие личностного равновесия из-за тенденции отсрочить или избегать чувственных наслаждений, стремясь найти их в умственных усилиях |
Ветви похожи на шипы (колючки) | Мазохистские тенденции |
Ветви двумерные, слабо организованные, похожие на пальцы или палки | Сильно выраженная враждебность |
Ветви двумерные, со сравнительно хорошей системой листвы | Означает способность достаточно хорошо справляться с делами, касающимися межперсональных отношений |
Структура веток | Степень удовлетворения действительностью. Сферы контакта субъекта со средой |
Структура веток: узкая и длинная | Боязнь в поисках удовлетворения в среде |
Цвет: конвенциональное его употребление | Зеленый для веток, листьев, коричневый для ствола |
Цвет: комбинация черного и зеленого | Шизоаффектный тип реакции |
Земля, ее прозрачность, изображение невидимых корней | Патоморфная оторванность от реальности (исключение – детские рисунки). Подозревается у взрослых органика – при интеллекте среднем или выше среднего |
Контур земли в форме горы | Так помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребностью в материнской опеке |
Если дерево небольшое | Сильная потребность в доминировании и эксгибиционизме |
Листья (двумерные, частично большие для веток) | Обсессивно-компульсивные черты. Стремление под поверхностной приспособляемостью спрятать глубинные ощущения неадекватности. Гиперкомпенсационные усилия уйти с головой в действительность |
Перспектива «под субъектом» | Позиция сдаться без сопротивления. Тенденция к конкретности, отвержение человека, который для субъекта символизирует дерево |
Перспектива: частично с горки | Переживание усилий и борьбы за автономность, независимость. Часто отражает напряжение при стремлении к далекой, возможно, недостижимой цели |
Корни мертвые | Отсутствие или потеря внутреннего равновесия, что указывает на патоморфные изъяны в восприятии действительности и в потребностях. Обессивные чувства, связанные с ранним опытом |
Корни, уходящие в землю, ярко выражены | Сильное стремление сохранить имеющееся восприятие действительности. Незащищенность |
Корни тонкие, слабый контакт с землей | Слабый контакт с реальностью |
Повреждение дерева | Технический или физический опыт, травматичный для субъекта |
Тень | Фактор, способствующий укреплению тревоги на сознательном уровне. Недостаточные условия, неудовлетворительные отношения для субъекта в прошлом, которые отражаются в настоящем |
Солнце: туча между ним и деревом | Отражает тревожные, неудовлетворительные отношения между субъектом и каким-то лицом |
Солнце большое | острое переживание отношений с каким-то авторитарным лицом. |
Солнце за деревом | Иногда субъект может интерпретировать дерево как какого-то человека из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или кого-то охраняющего субъекта от нежелательного лица |
Солнце, его положение | Отношение между деревом и источником тепла (или средой). Часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующим в его окружении лицом |
Солнце, его лучи падают на дерево | Потребность доминировать или чувство другого |
Солнце заходящее | Чувство депрессии |
Солнце: дерево, уклоняющееся от него | Склонность избегать доминирования кого-то, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности |
Дерево как неосознаваемый портрет | Неосознанная картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них. Отношение субъекта к определенному лицу. Ассоциация с жизненной ролью субъекта, его способностью получать удовлетворение от своей среды |
Дерево: одно или группа |
Одно – чувство изоляции (или потребность в общении), группа – может иметь дополнительные значения к переживанию доминирования других |
Дерево мертвое | Редко встречается в рисунках неплохо приспособленных субъектов. Показатель переживаний физической неполноценности, психологической неадекватности, пустоты, вины |
Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней, бури | Субъект считает среду виновной в его трудностях (экстрапунктивность) |
Дерево, погибшее из-за лишения корней, ветвей, ствола | Чувство разрушенности, растерянности, собственной неприемлемости |
Дерево изображено фасадом –(если оно символизирует человека) | Взгляд субъекта на позицию подразумеваемого лица |
Дерево, изображенное как два одномерных дерева | Серьезная патологическая расколотость аффекта и интеллекта |
Дерево, после его гибели прошло некоторое время | Относительная длительность плохого приспособления или беспомощности |
Дерево (замочная скважина) | Сильная враждебность, частичная ригидность |
Дерево большое, не помещающееся на листе | Субъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен искать наслаждение больше в деятельности, чем в воображении |
Дерево, наклоненное влево | Отсутствие равновесия из-за стремления к острому откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения. По отношению ко времени – привязанность к прошлому. Страх перед будущим |
Дерево, наклоненное вправо | Отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта |
Дерево, предъявленное только как карандаш или кусочек мела | Ригидность, конкретность мышления |
Дерево, его размеры | Понимание человеком своего положения или представления желаемого положения |
Дерево маленькое | Чувство неполноценности, неадекватности. Желание уйти от себя, отрешиться |
Дерево, его твердость | Несоответствие комментариев рисунку. Непостоянный взгляд на символизируемое лицо. Патоформная невнимательность |
Ствол | Понимание субъектом своих возможностей |
Ствол сломанный | Если верхушка касается земли – выражает чувство субъекта, что он был полностью под внутренними или внешними неконтролируемыми силами |
Ствол мертвый | Чувство травмирующей потери ЭГО-контроля |
Ствол, тонкий контур | Чувство неадекватности, нерешительности ЭГО |
Ствол большой с маленькой листвой | Неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворить базовые потребности |
Ствол узкий у основания | Сильное стремление (борьба), не соответствующие силам субъекта |
Ствол одномерный с одномерными ветвями (нет системы) | Возможна сильно выраженная органика, переживания импотенции |
Ствол необычно большой | Чувство стеснения средой с тенденциями агрессивности |
Ствол с акцентированным периферическим контуром | Сознательное стремление сохранить контроль. Неустойчивое равновесие из-за чрезмерного стремления к наслаждению |
Ствол мелкий | Базовое чувство неадекватности и нелепости |
Ветер дует в сторону субъекта от дерева | Нарциссические тенденции |
Человек
Точка зрения субъекта на свою собственную персону. Идеальный образ субъекта. Подход субъекта к межперсональным отношениям.
Руки | Базовое стремление к борьбе, орудия управления и измерения среды |
Широкие руки (размах) | Интенсивное стремление к действию |
Руки шире у ладони или у плеча | Недостаточный контроль действительности, импульсивность |
Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно или поперек спины, вытянутые в стороны | Субъект ловит себя иногда на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля |
Руки скрещены на груди | Враждебно-мнительная установка |
Руки за спиной | Нежелание уступать, идти на компромисс, склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений |
Руки длинные, мускулистые | Субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости (компенсация) |
Руки слишком длинные | Чрезмерно амбициозные стремления |
Руки расслабленные и гибкие | Хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях |
Руки напряженные и прижатые к телу | Неповоротливость, ригидность |
Руки тонкие | Переживание слабости и тщетности усилий |
Руки очень короткие | Отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности |
Руки, похожие на крылья | Иногда встречаются в рисунках шизоидов |
Борода | Заместитель фаллоса, признак потребности демонстрировать мужественность |
Ремень, пояс, часто штрихованный | Сильный конфликт между выражением сексуальных и других влечений и их контролем |
Груди очень подчеркнутые | Психосексуальные отношения и фиксации, незрелость, зависимость от матери |
Бедра очень подчеркнуты | Психосексуальные отношения и фиксации, незрелость, склонность к гомосексуализму (у мужчин) |
Соски | Регрессия или фиксация на оральном уровне зависимости |
Подбородок слишком подчеркнут | Потребность доминировать |
Деформация какой-нибудь части | Отражает подобные или истинные деформации у субъекта или приспособительные реакции на них |
Детали существенные | Голова, туловище, две руки, две ноги (исключение –профиль), два глаза, два уха, нос, рот |
Уши подчеркнуты, при этом лицо не закончено | Возможны слуховые галлюцинации. Иногда встречаются у хорошо приспособленных умственно отсталых и у маленьких нормальных детей |
Уши слишком подчеркнуты | Возможны слуховые галлюцинации, встречаются у особенно чувствительных к критике |
Уши маленькие | Стремление не принимать никакой критики, заглушить ее |
Глаза закрыты под полями шляпы | Сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий |
Глаза изображены как пустые глазницы | Значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность |
Глаза не прорисованы | Возможны зрительные галлюцинации |
Черты лица | Рецепторы внешних стимулов, сенсорный контакт с действительностью |
Лицо подчеркнуто | Сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом |
Черты лица изображены | Стремление игнорировать рецепторы внешних воздействий. Тяготение как можно больше отсрочить идентификацию личности |
Ступни | Признак неподвижности в межперсональных отношениях |
Ступни непропорционально длинные | Потребность в безопасности, в демонстрации мужественности |
Ступни непропорционально мелкие | Субтильное, рафинированное восприятие реальности |
Ступни слишком детализированы | Обессивные черты с ярко выраженным женским компонентом |
Ступни обращены в разные стороны | Сильно амбивалентные чувства |
Пальцы прорисованы в последнюю очередь | То же, что руки |
Пальцы крупные, похожи на гвозди (шипы) | Враждебность |
Пальцы одномерные, обведены петлей | Сознательные усилия против агрессивных чувств |
Волосы | Сильно заштрихованы: тревога, связанная с мышлением или воображением |
Волосы заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову как клещи | Субъектом управляют враждебные чувства |
Руки, нарисованы в последнюю очередь | Значимая нежелательность к поспешным, близким, откровенным связям со средой |
Руки заштрихованы | Чувство вины из-за какого-нибудь реального или представляемого действия руками |
Руки в карманах | Отвиливание, импульсивное действие мастурбации |
Руки слишком крупные | Склонность к приспособлению в социальных отношениях |
Голова | Сфера интеллекта, воображения |
Голова большая | Подчеркивание значения мышления, воображения как источника наслаждения |
Голова маленькая | Обессивность, компульсивность |
Ноги, их отсутствие | Патологическое переживание скованности |
Ноги широко расставлены | Откровенное пренебрежение |
Ноги слишком короткие | Чувство неловкости, неуверенности |
Ноги чуть сдвинуты | Ригидность, напряженность, возможно, плохая сексуальная адаптация |
Рот подчеркнут | Психосексуальные отношения, фиксации |
Рот слишком велик | Оральный эротизм |
Мышцы акцентированы (мало прикрыты одеждой) | Телесный нарциссизм, стремление стать шизоидным, углубленным в себя |
Усы | Символ заменителя фаллоса |
Шея длинная и тонкая | Шизоидные черты |
Шея пропущена | Субъект находится под властью своих впечатлений |
Шея изображена не в порядке очереди | Конфликт между контролем и выражением эмоций |
Лицо неприятное субъекту из его окружения | Фобии |
Человек из палочек | Психопатия, общение с людьми в тягость |
Человек в плавном, легком шаге | Хорошая приспособляемость |
Человек – профиль | Отрешенность, замкнутость |
Плечи угловатые | Осторожность, защита |
Плечи мелкие | Ощущение малоценности, жестокости |
Зубы, выдающиеся вперед | Агрессия (в речевом плане) |
Галстук подчеркнут | Озабоченность фаллосом с переживанием импотенции |
Туловище | Место нахождения базовых потребностей и влечений |
Туловище длинное и узкое | Шизоидные черты |
Туловище слишком крупное | Наличие большого числа неудовлетворенных, остро сознаваемых субъектом потребностей |
Туловище ненормально мелкое | Отрицание телесных влечений, чувство унижения, малоценности |
Линия талии | Выражение координации между влечениями к власти (вверх) и сексуальными влечениями (вниз) |
Маска | Осторожность, скрытность, возможность деперсонализации и отчужденности |
Прозрачные брюки (видны ноги) | Боязливая тревога из-за гомосексуализма |
Трубка во рту | Сложный, вычурный оральный эротизм |
Карман | Аффективная депривация, зависимость от матери |
Несколько карманов | Мужская фигура у пациента-мужчины, пассивная гомосексуальная тенденция |
Развевающиеся брюки | Озабоченность мастурбацией |
Униформа солдата (ковбоя) у пациента-мужчины | Потребность в более высоком статусе в сравнении с имеющимся |
Оружие | Агрессивность |
Тучи | Тревога, опасения, депрессия |
Фигура человека на ветру | Потребность в любви, привязанности |
Обрывчатые линии | Тревога, незащищенность |
Несоединенные линии, перемещение частей тела | Склонность к психозу |
Детали человека
Щиколотки, запястья мелкие | Женственность |
Ступни и ладони отсутствуют | Шизоидность |
Рисунок начат со ступней | Депрессия |
Ступни не изображены | Замкнутость, робость |
Ступни мелкие (пациент – мужчина) | Женственность, незащищенность |
Пальцы пропущены или очень длинные | Чувство вины (из-за мастурбации) |
Большие пальцы | Грубость, черствость, инфантильность |
Пальцы как листочки | Незрелость |
Пальцы заштрихованы | Чувство вины |
Пальцы – стрелы | Открытая агрессия |
Пальцы без ладони | Грубость, черствость |
Пальцев больше пяти | Агрессивность |
Пальцев меньше пяти | Зависимость, бессилие |
Пальцы сжаты в кулаки | Бунтарство, протест |
Кулаки прижаты к телу | Вытесненный протест |
Руки женщины в области таза | У мужчин восприятие как сексуально враждебные |
Руки в области гениталий | Аутоэротизм |
Руки за спиной или в карманах | Увиливание, чувство вины |
Руки не ясно очерчены | Нехватка самоуверенности в деятельности |
Лицо
Брови редкие, короткие | Презрение |
Крупный подбородок | Компенсация ощущаемой слабости |
Глаза – точки | Идеи бреда, паранойя |
Глаза выпучены | Грубость, черствость |
Глаза закрыты | Шизоидность |
Глаза маленькие | Погруженность в себя |
Большие глаза с длинными ресницами | Гомосексуализм |
Выражение лица
Выражение подобострастное | Незащищенность |
Детские черты | Инфантильное социальное поведение |
Лицо похоже на маску | Осторожность, скрытность |
Примитивные, очень мелкие черты | Шизофренические тенденции |
Рот клоуна | Вынужденная приветливость |
Рот впалый | Пассивная зависимость |
Рот приоткрыт | Презрительная установка |
Нос длинный | Импотенция, желание мужественности |
Зубы изображены | Скрытая агрессия |
Тип фигуры
Клоун, карикатура | Свойственно подросткам с переживанием неполноценности |
Противоположный пол | Сексуально-ролевой конфликт |
Кукла | Уступчивость, переживание доминирования |
Робот вместо мужчины | Деперсонализация |
Фигура Бабы-яги | Открытая враждебность к женщинам |
Волосы
Лысеющий мужчина | Переживание недостатка мужественности |
Область волос значима | Укрепление мужественности |
Волосы подчеркнуты | Инфантильные сексуальные импульсы |
Женская фигура с волосами | Регрессия |
Бакенбарды | Шизоидность |
Волосы взлохмачены | Сексуальная аморальность |
Голова
Нечеткая голова | Застенчивость, робость |
Голова изображена последней | Межперсональный конфликт |
Голова увеличена | Озабоченность своими интеллектуальными способностями |
Голова неправильной формы | Органика |
Конечности
Деформация руки или ноги на левой стороне (мужчина) | Социально-ролевой конфликт |
Руки короткие | Отвергание фигуры матери |
Сужающиеся руки или ноги | Женственность |
Руки длинные и могучие | Потребность в автономии |
Руки длинные и слабые | Зависимость, потребность в опеке |
Руки повернуты в стороны | Зависимость, желание любви |
Руки вытянуты по бокам | Трудности в социальных контактах |
Руки тонкие | Ощущение недостаточности достигнутого |
Суставы акцентированы | Шизоидность или шизофрения |
Ноги длинные | Потребность в автономии |
Форма линии
Тело угловатое | Агрессия, критичность, мужественность |
Штрихи округлые | Зависимость, женственность |
Прямые линии | Агрессивность |
Прямые штрихи | Упрямство, настойчивость |
Качество контура
Комбинация уверенных, ярких и легких контуров | Грубость, черствость |
Контур неясный, неяркий | Боязливость, робость |
Линии слабеющие | Истерические тенденции |
Линии неодинаковой яркости | Напряжение |
Яркий толстый контур | Агрессия и страх |
Горизонтальные штрихи | Подчеркивание воображения |
Зубчатые неровные линии | Дерзость |
Разрыв контура | Сфера конфликтов |
Длинные штрихи | Контролируемое поведение |
Ритмичная штриховка | Чувствительность |
Вертикальные штрихи | Упрямство, настойчивость |
Многоплановые критерии
Акцентированные груди, пуговицы, руки без пальцев, подчеркнута вертикальная ось фигуры | Незащищенность |
Руки в карманах, ярко заштрихованная большая фигура | Асоциальная личность |
Акцентированные груди, бедра, женские черты, мелочное изображение деталей одежды, высокие каблуки | Гомосексуальные наклонности |
Шея
Адамово яблоко | Укрепление мужественности |
Чрезмерно крупная шея | Осознание телесных импульсов |
Шея жирафа | Шизофреничность |
Узкая шея | Депрессия |
Обнаженность
Идеализированные голые фигуры | Вуаеризм |
Голая фигура с гениталиями | Протест против сексуальных норм |
Расположение рисунка на листе
Вверху | Оптимизм |
Внизу | Депрессия |
Посередине | Агрессия |
По левой половине | Ориентация на себя |
По правой половине | Ориентация на окружение |
Рисунок ниже середины | Конкретность |
В центре | Эмоциональность |
Ступни на нижнем краю листа | Потребность в стабильности |
Фигура парящая | Незащищенность |
Крупная фигура, подвинутая влево | Агрессивный психопат |
В верхнем левом углу | Регрессия |
Поза
Фигура отвернувшегося мужчины | Стремление быть женщиной |
Фигура без равновесия | Возможно начало шизофрении |
Фигура в профиль | Увертки, увиливание |
Голова в профиль | Тревога |
Штриховка от себя | Агрессия |
Туловище
Яркий контур тела | Экспозивная личность |
Окаменевшая фигура | Скованность |
Нажим (давление) карандаша
Очень сильный нажим | Психопат |
Слабая линия | Озабоченность, невротизм |
Уверенные, твердые линии | Амбиции, рвение |
Нажим варьирует | Адаптивность |
Упрощение
Абстрактная фигура | Неуверенность в себе |
Недостаточная детализация | Депрессия, нехватка энергии |
Величина
Рисунок во весь рост | Компенсаторное превознесение себя |
Крупный рисунок | Асоциальная личность |
Маленькие фигуры | Тревога, скованное ЭГО |
Симметрия
Нарушение симметрии | Неполноценность |
Особая симметрия | Депрессия |
Большая диспропорция | Шизофрения |
Выраженная симметрия | Параноидальная шизофрения |
Другие детали
Извинения из-за рисунка | Недостаточная уверенность |
Название рисунка | Мелочность |
Разрыв на контуре бедер | Сексуальный конфликт |
Пупок | Зависимость |
Показаны внутренние органы | Мания, шизофрения |
Плечи покатые | Уныние, отчаяние |
Слишком большие плечи | Чувство мужской неполноценности |
Заштрихованные ботинки | Незащищенность |
Подчеркнутая линия талии | Сексуальные конфликты |
Нож, ружье, копье | Делинквентное поведение |
Акцентирование ремня | Сексуальный конфликт |
Пряжка на ремне | Зависимость |
Пуговицы | Зависимость, неполноценность |
Пуговицы на манжетах | Навязчивый элемент |
Сигарета | Концентрация на сексуальной сфере |
Сигарета в губах | Сложный, оральный эротизм |
Слишком много одежды | Эгоцентричность |
Неподходящая одежда | Недовольство социальным статусом |
Прозрачная одежда | Вуаеризм |
Серьги | Эксгибиционизм, концентрация на сексуальной сфере |
Платок в кармане костюма | Сексуальная неполноценность |
Прозрачная шляпа | Примитивное сексуальное поведение |
Высокие каблуки у мужчины (пациент – мужчина) | Гомоэротические тенденции |
Симптомокомплексы агрессивности в тесте
Симптомо- комплекс |
Симптом | Балл |
Враждебность | ||
1 | Отсутствие окон | 0,2 |
2 | Дверь – замочная скважина | 0,1 |
3 | Очень большое дерево | 0,1 |
4 | Дерево с краю листа | 0,1 |
5 | Обратный профиль дерева, человека | 0,1 |
6 | Ветки двух измерений, как пальцы | 0,1 |
7 | Глаза – пустые глазницы | 0,2 |
8 | Длинные острые пальцы | 0,2 |
9 | Оскал, видны зубы | 0,1 |
10 | Агрессивная позиция человека | 0,1,2 |
11 | Задняя стена дома изображена с другой стороны; необычно | 0,1 |
12 | Двери с огромным замком | 0,2 |
13 | Окна без стекол | 0,1 |
14 | Отсутствие окон на первом этаже дома | 0,1 |
15 | Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову | 0,1,2 |
16 | Руки скрещены на груди | 0,2 |
17 | Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) | 0,1,2 |
18 | Карикатурное изображение | 0,1,2 |
19 | Зубчатые неровные линии | 0,1,2 |
20 | Фигура Бабы-яги (к женщинам) | 0,1 |
21 | Крона – клубок | 0,1,2 |
22 | Другие возможные признаки | 0,1,2 |
Конфликтность | ||
1 | Ограничения пространства | 0,1,2 |
2 | Перспектива снизу (взгляд червя) | 0,1,2 |
3 | Перерисовывание объекта | 0,2 |
4 | Отказ рисовать какой-либо объект | 0,2 |
5 | Дерево, как два дерева | 0,2 |
6 | Явное несоответствие качества одного из рисунков | 0,2 |
7 | Противоречивость рисунка и высказывания | 0,1 |
8 | Подчеркнутая талия | 0,1 |
9 | Отсутствие трубы на крыше | 0,1 |
10 | Другие возможные признаки | 0,1 |
Агрессивность | ||
1 | Разные постройки | 0,1,2 |
2 | Ноздри слишком подчеркнуты | 0,1 |
3 | Зубы четко нарисованы | 0,1,2 |
4 | Руки сильные | 0,1,2 |
5 | Рука как боксерская перчатка | 0,2 |
6 | Пальцы отделены | 0,1,2 |
7 | Большие пальцы | 0,2 |
8 | Пальцев больше пяти | 0,2 |
9 | Пальцы длинные | 0,2 |
10 | Оружие | 0,1,2 |
11 | Мало гнутых линий, много острых углов | 0,1,2 |
12 | Линии с нажимом | 0,1,2 |
13 | Штриховка от себя | 0,1,2 |
14 | Закрытая густая листва | 0,1,2 |
15 | Штриховка ствола | 0,1 |
16 | Другие возможные признаки | 0,1 |
Негативизм | ||
1 | Разные постройки | 0,1,2 |
2 | Боковая стена, изображенная в одномерной перспективе | 0,1 |
3 | Уши маленькие | 0,1 |
4 | Уши слишком подчеркнуты | 0,1,2 |
5 | Пальцы сжаты в кулак | 0,1,2 |
6 | Кулаки прижаты к телу | 0,2 |
7 | Кулаки далеко от тела | 0,1,2 |
8 | Ноги непропорционально длинные | 0,2 |
9 | Ноги широко расставлены | 0,1 |
Интерпретация результата
Дом
А. Строение:
- дом старый, развалившийся – иногда субъект таким образом может выражать отношение к самому себе;
- дом вдали – чувство отверженности;
- дом вблизи – открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности;
- план дома (проекция сверху) – серьезный конфликт;
- разные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами;
- ставни на окнах закрыты – субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях;
- ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).
Б. Стены:
- задняя стена, изображенная с другой стороны, необычно – сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции;
- контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью;
- стена при отсутствии ее основы – слабый контакт с реальностью;
- стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу;
- стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во времени, доминирование прошлого или будущего. Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды;
- боковой контур стены слишком тонок и неадекватен – предчувствие катастрофы;
- контуры стены слишком акцентированы – сознательное стремление сохранить контроль;
- стена изображена в одномерной перспективе (только одна сторона дома) – если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции;
- прозрачные стены – неосознанное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно;
- стена с акцентированным вертикальным измерением – субъект ищет наслаждений прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
В. Двери:
- отсутствие дверей – субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу);
- двери (одни или несколько) задние или боковые – отступление, отрешенность, избегание, неприятие реальности, неприступность;
- двери открыты – верный признак откровенности, достижимости. Если дом жилой – сильная потребность к теплу извне или стремление продемонстрировать доступность, откровенность;
- двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью;
- двери очень маленькие – нежелание выпускать свое «я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях;
- двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Г. Окна:
- первый этаж многоэтажного дома был прорисован в последнюю очередь – отвращение к межперсональным отношениям, тенденция к изоляции от действительности;
- окна сильно открытые, распахнутые – субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок – отсутствие стремления скрывать свои чувства;
- окна полностью закрыты занавесками – озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта);
- окна без стекол – враждебность, отчуждение;
- окна отсутствуют на нижнем этаже, но имеются на верхних этажах – «пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
Д. Крыша:
- крыша, сорванная ветром, или разрушенная дымовая труба – символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от его собственной силы воли;
- крыша прорисована жирным контуром, не свойственным всему остальному рисунку – фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой;
- необычно тонкий контур края крыши – переживание ослабления контроля фантазий;
- необычно толстый контур края крыши – чрезмерная озабоченность контроля над фантазиями;
- крыша плохо сочетается с нижним этажом – плохая личностная ориентация;
- карниз крыши акцентирован ярким контуром или продлеванием за стены – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка;
- дым из трубы очень густой – значительное внутреннее напряжение;
- дым тоненькой струйкой – чувство недостатка эмоциональной теплоты дома;
- отсутствие дымовой трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома;
- труба почти невидима (спрятана) – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями;
- труба нарисована косо по отношению к крыше – норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых;
- водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность.
Дополнения: прозрачный, «стеклянный» ящик символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.
Человек
А. Голова:
- голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека;
- голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности;
- нечеткая прорисовка головы – застенчивость, робость;
- голова прорисовывается в последнюю очередь – межперсональный конфликт;
- большая голова у фигуры противоположенного пола – мнимое превосходство противоположенного пола и более высокий его социальный приоритет.
Б. Шея:
- подчеркнутая шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле;
- чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, старание их контролировать;
- длинная тонкая шея – торможение, регрессия;
- толстая короткая шея – уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.
В. Плечи:
- плечи чрезмерно крупные – ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность силой и властью;
- плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности;
- плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты;
- плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности;
- плечи широкие – сильные телесные импульсы.
Г. Туловище:
- туловище угловатое или квадратное – мужественность;
- туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, неосознаваемых субъектом потребностей;
- туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.
Д. Лицо:
- лицо акцентировано – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом;
- подбородок слишком подчеркнут – потребность доминировать;
- подбородок слишком крупный – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности;
- уши акцентированы – возможны слуховые галлюцинации. Случается у особо чувствительных к критике;
- уши слишком маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее;
- глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий;
- глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность;
- глаза выпучены – грубость, черствость;
- глаза маленькие – погруженность в себя;
- подведенные глаза – грубость, черствость;
- длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя;
- полные губы на лице мужчины – женственность;
- рот клоуна – вынужденная приветливость, неискренность;
- рот впалый – пассивная значимость;
- нос широкий, выдающийся, с горбинкой – презрительная установка, тенденции мыслить ироническими социальными стереотипами;
- акцентированные ноздри – примитивная агрессия;
- зубы четко прорисованы – агрессивность;
- лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость;
- подобострастное выражение лица – незащищенность;
- лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденность;
- брови редкие, короткие – презрение, изощренность;
- волосы – признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней);
- волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением;
- волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – субъектом управляют враждебные чувства.
Е. Конечности:
- большой размах рук – интенсивное стремление к действию;
- руки шире у ладоней или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивность;
- руки, изображенные не слитно с туловищем – субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля;
- руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка;
- руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы даже с друзьями. Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных тенденций;
- руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости и храбрости как в компенсации;
- руки слишком длинные – чрезмерно амбициозные стремления;
- руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях;
- руки напряжены и прижаты к телу – неповоротливость, ригидность;
- руки очень короткие – отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности;
- руки слишком крупные – сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению;
- отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте;
- деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне – социально-ролевой конфликт;
- руки изображены близко к телу – напряжение;
- большие руки и ноги у мужчины – грубость, черствость;
- сужающиеся руки и ноги – женственность;
- руки длинные – желание чего-либо достигнуть, завладеть чем-либо;
- руки длинные и слабые – зависимость, потребность в опеке;
- руки, повернутые в стороны, достающие что-либо – зависимость, желание любви, привязанности;
- руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами;
- руки сильные – агрессивность, энергичность;
- руки тонкие, слабые – ощущение недостаточности достигнутого;
- рука, как боксерская перчатка – вытесненная агрессия;
- руки за спиной или в карманах – чувство вины или неуверенности в себе;
- руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях;
- руки большие – компенсация ощущаемой слабости и вины;
- руки отсутствуют у женской фигуры – материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая;
- пальцы отделены (отрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость;
- большие пальцы – грубость, черствость, агрессия;
- пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции;
- пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия;
- пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие;
- пальцы длинные – скрытая агрессия;
- пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест;
- пальцы прижаты к телу – вытесненный протест;
- кулаки далеко от тела – открытый протест;
- пальцы крупные, похожие на гвозди или шипы – враждебность;
- пальцы одномерные, нарисованные в виде петли – сознательные усилия против агрессивных чувств;
- ноги непропорционально длинные – сильная потребность в независимости и стремление к ней;
- ноги слишком короткие – чувство физической и психологической неловкости;
- рисунок начат со ступней и ног – боязливость;
- ступни не изображены – замкнутость;
- ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность);
- ноги неодинаковых размеров – амбивалентность в стремлении к независимости;
- ноги отсутствуют – робость, замкнутость;
- ноги акцентированы – грубость, черствость;
- ступни непропорционально длинные – потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужество;
- ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.
Ж. Поза:
- голова изображена так, что виден затылок – стремление к замкнутости;
- голова в профиль, тело в анфас – тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении;
- человек, сидящий на краешке стула – сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрения;
- человек изображен бегущим – желание убежать, скрыться от кого-либо;
- человеческая фигура имеет видимые нарушения пропорций между правой и левой сторонами – отсутствие личного равновесия;
- человек без определенных частей тела – указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей;
- человек в слепом бегстве – возможны панические страхи;
- человек в плавном легком шаге – хорошая приспособляемость;
- человек – абсолютный профиль – серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции;
- профиль амбивалентный (некоторые части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным) – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации;
- неуравновешенная стоячая фигура – напряжение;
- куклы – уступчивость, переживание доминирования окружения;
- робот вместо мужской фигуры – деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил;
- фигура из палочек – может означать увиливание и негативизм;
- фигура Бабы-яги – открытая враждебность к женщинам;
- клоун или карикатура – свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.
Дерево
А. Форма листвы:
- круглая крона – экзальтированность, эмоциональность;
- круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования;
- ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий;
- ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти;
- ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов; суетливость, чувствительность к окружающему;
- листва из кривых линий – восприимчивость, открытое восприятие окружающего;
- ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для ребенка до семи лет;
- ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание;
- пальма – стремление к перемене мест;
- плакучая ива – недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов, возвращение к прошлому и опыту детства, трудности в принятии решений.
Б. Ствол:
- ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи;
- ствол нарисован тонкими линиями, а крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно;
- линии ствола прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах;
- линии ствола кривые – активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий;
- ветви не связаны со стволом – уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры;
- ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны;
- ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу;
- ствол сужается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры.
В. Прочее:
- нарисовано два дерева – таким образом субъект может символизировать себя и другого близкого ему человека;
- много деревьев в одном рисунке – детское поведение, возможно, испытуемый не следует заданной инструкции;
- земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка;
- земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.
Поделиться