Опросник: «Умею ли я слушать»

Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение или досаду и раздражение. Подсчитайте количество ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.

Ситуации, вызывающие досаду и раздражение

1

Собеседник не дает мне возможности высказаться.

2

Собеседник постоянно перебивает меня.

3

Я не уверен, что меня слушают, поскольку собеседник иногда смотрит мимо меня.

4

После разговора с таким человеком возникает чувство, что вы потратили время впустую.

5

Собеседник постоянно суетится: посторонние предметы занимают его больше, чем мои слова.

6

Собеседник никогда не улыбается: у меня возникает чувство неловкости и тревоги.

7

Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.

8

Что бы я не высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

9

Собеседник всегда старается опровергнуть меня.

10

Собеседник искажает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.

11

Мне сложно задать вопрос собеседнику.

12

Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

13

Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

14

Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонними делами: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он не слушает меня.

15

Собеседник делает выводы за меня.

16

Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

17

Собеседник смотрит на меня очень пристально, не мигая.

18

Собеседник оценивающе смотрит на меня.

19

Собеседник не воспринимает новой информации.

20

Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21

Когда я говорю о серьезных вещах, собеседник вставляет смешные истории, шутки, анекдоты.

22

Собеседник часто поглядывает на часы во время разговора.

23

Когда я вхожу в кабинет, человек бросает все дела и все внимание сосредотачивает на мне.

24

Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.

25

Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?».

Подсчитайте процент ситуаций, которые вызывают у вас досаду и раздражение. Для этого необходимо количество отметок умножить на 4 (одна отметка составляет 4%).

70-100% - Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

40-70% - Вам присущи некоторые недостатки. Старайтесь не так критично относиться к высказываниям, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

10-40% - Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Вежливо повторяйте его высказывания, дайте время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверенны, что общаться с вами станет еще приятнее.

0-10% - Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Не стоит отчаиваться, если вы не попали в категорию людей, «заслуживающих похвалы». Даже те психологи, которые рассматривают умение слушать как коммуникативную способность, данную от природы лишь некоторым из нас, вынуждены признать, что это не столько врожденное, сколько приобретенное качество. Доказательством тому служат прекрасные слушатели, для которых общение является составной частью их профессии: психологи, педагоги, воспитатели. И нет никакого сомнения в том, что умение слушать собеседника можно выработать как в процессе приобретения коммуникативного опыта, так и с помощью овладения специально разработанными техниками слушания.

Ключевые слова: