Опросник для определения уровня удовлетворенности работой

Шкалы трудовых аттитюдов

Описание опросника

36-пунктовый «Опросник удовлетворенности работой» (Job Satisfaction Survey; JSS), разработанный Спектором (1985), оценивает аффективную реакцию индиви­да на работу и ее специфические аспекты. Опросник измеряет удовлетворенность 9 аспектами работы: зарплатой, продвижением, руководством, дополнительными льготами и выплатами, зависимыми вознаграждениями, условиями выполнения, коллегами, характером работы и информированием. Каждый аспект оценивается 4 пунктами.

Структура

Структура опросника, описание подшкал и относящиеся к ним пункты приведены в таблице.

Подшкала

Описание

Пункты

Зарплата

Оплата и денежные компенсации

1, 10, 19, 28

Продвижение

Возможности продвижения

2, 11, 20, 33

Руководство

Непосредственный руководитель

3, 12, 21, 30

Дополнительные льготы

Денежные и не денежные выплаты сверх прямой зарплаты

4, 13, 22, 29

Зависимые вознаграждения

Благодарность, признание и денеж­ные вознаграждения за хорошую ра­боту

5, 14, 23, 32

Условия выполнения

Правила, процедуры и бюрократиче­ские препятствия

6, 15, 24, 31

Коллеги

Люди, с которыми работает индивид

7, 16, 25, 34

Характер работы

Задачи, решаемые по работе

8, 17, 27, 35

Информирование

Коммуникация внутри организации

9, 18, 26, 36

Все подшкалы

Все аспекты в целом

1 - 36

 

Для оценки высказываний используется шестибалльный формат выбора ответов от 1 = совершенно не согласен до 6 = совершенно согласен. Обработка произво­дится для каждой подшкалы отдельно усреднением ответов на соответствующие пункты. Общая оценка удовлетворенности рассчитывается усреднением всех пунктов опросника. Пункты опросника сформулированы в обоих направлениях. Поэтому ответы на 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 19, 23, 24, 26, 29, 31, 32 и 36-й пунк­ты перед обработкой следует перевести в обратные.

Надежность и валидность методики

В проверочных исследованиях Спектора (1997) коэффициент альфа опросника со­ставлял .91, а коэффициенты отдельных подшкал варьировались от .60 до .82. Ре­тестовая надежность оценок опросника спустя 18 месяцев достигала .71, а рете­стовая надежность отдельных подшкал варьировалась от .37 до .74.

Оценка конструктной валидности опросника на основе матрицы «свойства- методы» показала, что он удовлетворял критериям конвергентной и дивергентной валидности (Spector, 1985). Подшкалы опросника хорошо коррелировали с анало­гичными подшкалами «Описательного индекса работы» (в среднем .69). Корреля­ции отдельных подшкал опросника варьировались от .11 до .59 (в среднем .35). Факторный анализ на основе метода главных компонент с последующей ротацией varimax выделил восемь факторов, охвативших пункты соответствующих под­шкал, за исключением подшкалы зависимых вознаграждений, пункты которой нагружались на подшкалы зарплаты и руководства.

Проверка критериальной валидности (там же) обнаружила позитивную связь общей удовлетворенности с воспринимаемыми характеристиками работы (разно­образием умений, целостностью, значимостью задач, автономией, обратной свя­зью от работы и от агентов) (в среднем .30), вниманием руководителя (.47), при­верженностью организации (.45) и негативную связь с намерениями уволиться (­.41). Все подшкалы позитивно коррелировали с вниманием руководителя (в сред­нем .31, в наибольшей степени удовлетворенность руководителем и зависимыми вознаграждениями), приверженностью организации (.в среднем .28, в наибольшей степени удовлетворенность характером работы, информированием и зависимыми вознаграждениями) и негативно с намерениями уволиться (в среднем -.26, в наибольшей степени удовлетворенность зависимыми вознаграждениями и харак­тером работы). Все подшкалы в той или иной степени коррелировали с восприни­маемыми характеристиками работы, из них сильнее всего удовлетворенность ха­рактером работы (в среднем .38). Общая удовлетворенность и отдельные подшка­лы не коррелировали с уровнем занимаемой должности, зарплаты, возрастом (за исключением удовлетворенности зарплатой и характером работы), текучестью и абсентеизмом.

Ссылки

  1. Spector, P. E. (1985). Measurement of human service staff satisfaction: Develop­ment of the Job Satisfaction Survey. American Journal of Community Psychology, 13(6), 693-713.
  2. Spector, P. E. (1997). Job satisfaction: Application, assessment, causes, and con­sequences. Thousand Oaks, CA.: Sage.

Текст опросника

Ниже приводятся высказывания, описывающие восприятие человеком различных сторон своей работы. Отнесите эти высказывания к Вашей сегодняшней работе и оцените, насколько Вы с ними согласны или не согласны при помощи следующей шкалы:

1 = совершенно не согласен; 2 = не согласен; 3 = скорее не согласен; 4 = скорее со­гласен; 5 = согласен; 6 = совершенно согласен.

  1. Думаю, что я получаю неплохую оплату за ту работу, которую я выполняю.
  2. В этой организации у меня практически нет шансов получить повышение.
  3. У меня исключительно толковый и грамотный руководитель.
  4. Меня не удовлетворяет система дополнительных выплат, существующая в этой организации.
  5. Когда я хорошо выполняю свою работу, я ощущаю признание и благодарность.
  6. Многие из наших правил и инструкций препятствуют нормальной работе.
  7. Мне нравятся люди, с которыми я работаю.
  8. Иногда мне кажется, что моя работа не имеет никакого смысла.
  9. В этой организации хорошо налажено информирование своих работников.
  10. Прибавки к зарплате очень незначительны и происходят редко.
  11. Те, кто хорошо справляются со своей работой, имеют реальные шансы на по­вышение.
  12. Мне не нравится то, как со мной обращается мой руководитель.
  13. Дополнительные льготы и выплаты, которые мы здесь получаем, не хуже, чем в большинстве других организаций.
  14. Я не вижу, чтобы то, что я делаю, хоть как-то ценилось.
  15. Мои попытки улучшить процесс работы не натыкаются на бюрократизм и про­волочки.
  16. Многие из моих коллег грешат некомпетентностью.
  17. Мне интересно решать задачи, возникающие в моей работе.
  18. Мне неясны цели, которые перед собой ставит эта организация.
  19. Думаю, что меня недостаточно ценят в этой организации, судя по тому, сколь­ко мне платят.
  20. Шансы продвинуться по карьерной лестнице здесь не хуже, чем в других ме­стах.
  21. Мой руководитель проявляет мало интереса к чувствам своих подчиненных.
  22. Наша организация обеспечивает хороший социальный пакет.
  23. У нас почти не получают материальных вознаграждений за хорошую работу.
  24. Мне приходится выполнять массу формальных и ненужных вещей.
  25. Я получаю удовольствие от работы со своими коллегами.
  26. Мне часто кажется, что я не знаю, что происходит в нашей организации.
  27. Я горжусь работой, которую я выполняю.
  28. Я удовлетворен возможностями на повышение зарплаты
  29. Мы не имеем того социального пакета, который должны были бы иметь.
  30. Мне очень нравится мой руководитель.
  31. Моя работа перегружена писаниной.
  32. Я не чувствую, чтобы мои усилия оценивались так, как они того заслуживают.
  33. Если я захочу, у меня есть реальные возможности продвинуться по службе.
  34. Мне очень нравится атмосфера нашего коллектива.
  35. Я получаю удовольствие от этой работы.
  36. Меня не удовлетворяет уровень информирования работников в нашем подраз­делении.
Рубрика: 
Ключевые слова: