Знаете ли вы, сколько стоят данные вашей компании?

Точное определение стоимости предприятия (EV) еще никогда не было столь важным и сложным. Тем более что компании сталкиваются с растущими объемами данных, и ставки, связанные с неправильной интерпретацией ценности этих данных, поднялись на новую высоту.

Данные больше не являются прерогативой технологических компаний или отделов ИТ - они быстро становятся центральным элементом создания стоимости компании в целом. Сегодня большинство организаций в той или иной степени управляются данными. Данные вносят свой вклад не только в капитал бренда, но и в то, что представляет собой предоставление продуктов и услуг на глобально связанных и гиперконкурентных рынках. Поэтому неспособность точно оценить стоимость данных для предприятия (EvD) может привести к недооценке важности инвестиций в кибербезопасность, а также номинальной стоимости, обычно применяемой к полисам киберстрахования.

Определения того, что такое EvD, и методологии расчета его стоимости находятся в зачаточном состоянии. Наиболее близким приближением к определению EvD является оценка нематериальной стоимости компании, однако это все равно не позволяет полностью оценить стоимость и, следовательно, риск, присущий предприятиям, использующим данные. Например, на конец 2015 финансового года в балансе компании Apple числились материальные активы на сумму 290 миллиардов долларов, что является вкладом в ее годовую выручку, и нематериальные активы на сумму около 141 миллиарда долларов - сочетание интеллектуального капитала, капитала бренда и репутации (инвесторов и потребителей). Используя ту же формулу, нематериальные активы Apple в 2014 году составляли 280 миллиардов долларов, что почти в два раза больше, чем в 2015 году. По собственным оценкам, Apple потеряла 50% своей нематериальной стоимости за предыдущие 12 месяцев, что показывает ограничения использования простого расчета нематериальной стоимости.

<

Insight Center

  • The Future of Cybersecurity

    Sponsored by KPMG Изучение рисков и средств защиты.

Задача состоит в том, чтобы определить точную ценность данных для компании, чтобы со временем можно было приписать экономическую стоимость этому классу активов. Это означает, что необходимо определить не только то, что EvD значат сегодня, но и то, что они будут значить для компании в будущем. Подобно тому, как банки должны постоянно балансировать активы и пассивы, компаниям, обладающим данными, необходимо перейти от киберзащиты и пожаротушения к более проактивному управлению тем, что может оказаться их самым важным активом.

Это становится особенно важным в контексте киберпреступности и тревожного роста числа бизнес-моделей, удерживаемых для получения выкупа или политической выгоды. В 2015 году Lloyd's (мировой специализированный страховой рынок) подсчитал, что кибер-атаки обходятся бизнесу в 400 миллиардов долларов в год, что включает прямой ущерб плюс нарушение нормального хода бизнеса после атаки. В период с 2013 по 2015 год расходы на киберпреступления увеличились в четыре раза, а количество зарегистрированных случаев растет в геометрической прогрессии. Ожидается, что к 2019 году эти расходы снова увеличатся в четыре раза и превысят $2 трлн.

Эти расходы - и риски для экономики в целом - достаточно высоки, поэтому мы ожидаем, что включение EvD скоро станет обязательным требованием в корпоративной отчетности. Примером этого являются новые правила ЕС, направленные на выявление системообразующих учреждений данных (SIDIs) - косвенное признание растущей важности оценки данных как для компаний, так и для государств.

Для анализа EvD следует начать с определения относительной важности данных для баланса предприятия, его способности эффективно конкурировать и его операционных возможностей. Этого можно достичь не только путем определения долларовой стоимости конкретных транзакций, операций и подразделений компании, но и представляя, как эта стоимость может расти со временем. Для того чтобы определить базовую оценку EvD, компании могут работать в обратном направлении, начиная со сценария полного отключения, когда системы и, следовательно, возможность использования данных больше не функционируют. Использование методов расчета затрат на основе деятельности для расчета прямых и косвенных затрат, связанных с остановкой системы с течением времени, позволяет составить приблизительную картину EvD и, следовательно, стоимости предприятия, подверженной риску.

Например, вспомните глобальный системный сбой, который произошел в авиакомпании Delta Airlines в августе 2016 года и привел к беспрецедентной остановке всех рейсов. В то время как большинство компаний связывают с риском косвенные затраты, связанные с подобными событиями, EvD - более тонкая фигура, которая проявляется в сценариях постоянных потерь. Если бы остановка рейсов Delta продлилась неделю, уровень убытков превысил бы сумму возврата денег, туристических ваучеров и других затрат и начал бы снижать EvD.

Осмысленное определение EvD поможет обеспечить, чтобы корпоративные стандарты бухгалтерского учета и управления рисками учитывали реалии сегодняшнего дня. Это также позволит организациям быть более гибкими в эпоху техногенных рисков (что сделает их более устойчивыми) и приведет фирмы, не ориентированные на работу с данными, в равновесие с теми, кто ориентирован на работу с данными. Определение реальной долларовой стоимости данных поможет любой компании быть проактивной в управлении рисками, связанными с этим важным активом.

Об авторе

Данте Алигьери Диспарте - заместитель председателя и руководитель отдела политики и коммуникаций Ассоциации Libra. Он также является членом Национального консультативного совета Федерального агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях и основателем и председателем Risk Cooperative. Он входит в консорциум по управлению цифровыми валютами Всемирного экономического форума.

  • DW Дэниел Вагнер - управляющий директор отдела рисковых решений в Risk Cooperative. Он является соавтором новой книги Global Risk Agility and Decision Making.
  • Рубрика: 
    Ключевые слова: 
    Автор: 
    Источник: 
    • Hbr.org
    Перевод: 
    • Дмитрий Л

    Поделиться