Вы избегаете конфликтов? Если да, то вы не одиноки. Избегание конфликтов - одна из самых распространенных характеристик корпоративных культур. В то же время это один из самых пагубных и опасных источников непреднамеренной сложности в организационной жизни.
Тенденция избегать конфликтов - пусть и неудобных - очень человечна. Большинство людей хотят нравиться и бессознательно боятся, что споры, разногласия или негативные сообщения создадут напряженность в отношениях с людьми, с которыми они взаимодействуют на ежедневной основе. В сочетании с экологическим давлением, заставляющим уважать авторитеты, и организационным акцентом на командной работе это создает сильное беспокойство по поводу возникновения проблем.
Учитывая эти психологические и культурные силы, неудивительно, что так много менеджеров - от генеральных директоров до начальников смен - избегают конфликтов. К сожалению, такое избегание приводит к разобщенности между подразделениями, ненужным пересмотрам планов проектов и снижению стандартов работы - все это усложняет жизнь организации.
Недавно я работал с известной компанией, которая боролась за рост на сложном рынке. В ходе беседы с руководством компании стало ясно, что каждое из продуктовых подразделений потратило много времени на разработку своих планов роста, однако они потратили мало времени на согласование этих планов друг с другом. В результате отдел исследований и разработок не знал, как расставить приоритеты в своих проектах, а централизованные маркетинговые средства были разбросаны как арахисовое масло. Также было слишком много ИТ-проектов, большинство из которых не имели достаточных ресурсов, а отделу продаж не хватало фокуса. Когда я спросил, почему планы не были лучше интегрированы, мне ответили, что отдельные функции должны были решать их между собой. Но в таких "хороших" культурах, где люди не задают трудных вопросов, "решение проблемы" никогда не происходит.
Подобное избегание конфликтов распространено не только в масштабных стратегических дискуссиях, но и в повседневном взаимодействии в офисе. Все мы принимали решения на совещаниях, а потом отменяли их, когда выяснялось, что молчаливый несогласный не согласен. А сколько раз мы слышали о том, как сотрудник был потрясен низкой оценкой своей работы только потому, что начальник никогда не давал ей честной обратной связи? Одна из таких компаний, избегающих конфликтов, даже просит проектные группы проводить "анализ согласия" заинтересованных сторон на протяжении всего проекта в надежде, что в конце концов все согласятся и старшему менеджеру не придется прямо говорить кому-либо о необходимости сотрудничества.
Не существует простой формулы для того, чтобы научиться более эффективно участвовать в конструктивном конфликте. Но вот три предложения, которые могут помочь вам двигаться в этом направлении:
1. Рефлексия. Посмотрите на себя в зеркало и честно оцените свою готовность бросить вызов, сообщить плохие новости или иным образом создать конфликт. Можете ли вы вспомнить ситуации, когда вам следовало бы высказаться, но вы этого не сделали, или когда вы слишком сдерживали свои слова? Есть ли какие-то конкретные типы конфликтов, которых вы избегаете больше, чем других, например, отталкивание авторитетов?
2. Получите обратную связь. Поговорите с друзьями, родственниками или коллегами. Как они оценивают вашу готовность вступать в конфликт и вашу способность делать это конструктивно? Спросите их о конкретных ситуациях или закономерностях, которые они могут видеть, но не очевидны для вас.
3. Исправляйте проблему - постепенно. Проведите несколько экспериментов, особенно в тех областях, которые обычно вызывают у вас трудности. Попробуйте оттолкнуть просьбу начальника, которая не имеет смысла. Выскажитесь на совещании по проекту, если вы не согласны. Дайте кому-то обратную связь, которую вы скрывали. Что бы вы ни делали, начните разговор со слов о том, что вы стараетесь лучше справляться с конфликтными ситуациями и надеетесь, что это будет конструктивно. Таким образом, вы позиционируете себя как человека, который говорит искренне и пытается учиться, а не просто затевает ссору. Надеюсь, это снизит вашу тревогу (и тревогу вашей аудитории), что позволит вам обоим сделать конфликт более конструктивным.
Каков ваш опыт избегания конфликтов?
Об авторе
Рон Ашкенас является соавтором Harvard Business Review Leader's Handbook и почетным партнером компании Schaffer Consulting. Его предыдущие книги включают The Boundaryless Organization, The GE Work-Out и Simply Effective.
- Hbr.org
Поделиться