В спорте некоторые люди знамениты тем, что "делают других игроков лучше". Мэджик Джонсон, великий баскетболист и победитель пяти чемпионатов Национальной баскетбольной ассоциации, был не просто потрясающим бомбардиром, пасующим и подбирающим мяч; он также превращал своих товарищей по команде, обычных игроков, в звезд. В начале своей карьеры Майкл Джордан был известен как великий, возможно, даже величайший из великих, но его команды просто не выигрывали. Люди задавались вопросом, сможет ли он когда-нибудь выиграть чемпионат, потому что он "не был командным игроком".
В бизнесе некоторые люди похожи на молодого Майкла Джордана - индивидуальные суперзвезды, которые, кроме собственных навыков, мало что добавляют к командным усилиям. Но есть и другие, такие как Мэджик Джонсон, которые, по общему мнению, делают своих товарищей по команде лучше. Можно ли сказать что-то о том, какой человек повышает производительность всей группы или команды? Не что-то импрессионистское, интуитивное и анекдотическое, а то, что действительно основано на фактах? Интригующие ответы начинают появляться, и они связаны с чем-то под названием "фактор С."
Социологи обнаружили статистический фактор, который отражает то, как люди справляются с большим количеством когнитивных задач; этот фактор иногда называют "общим интеллектом" (также известный как "фактор G"). Очевидный вывод заключается в том, что группы должны искать людей, обладающих чем-то вроде общего интеллекта. Что касается различных показателей когнитивных способностей, то в исследованиях многих различных малых групп можно сделать последовательный вывод: Средний IQ коррелирует с улучшением производительности групп.
Но один фактор может быть даже более важным, чем IQ, и он был выявлен в исследованиях группы из Центра коллективного интеллекта Массачусетского технологического института. Эти исследователи задались вопросом, можно ли с помощью какого-то метода оценить способность коллектива решать проблемы многих типов интеллектуальных и социальных задач. Они провели два крупномасштабных тестирования групп из 2-5 человек, решая такие задачи, как мозговой штурм, ответы на вопросы IQ-теста, решение моральных дилемм и даже игра в шашки.
Главный вывод, который они сделали, заключается в том, что три индивидуальных показателя объединились в полезный показатель коллективного IQ, который они назвали фактором С. Во-первых, средние оценки членов группы по тесту на социальное восприятие предсказывали более высокие результаты команд. Когда вы проходите этот тест, вам показывают серию фотографий глаз другого человека и просят оценить, какую эмоцию испытывает человек на фотографии (например, игривый, раздраженный, скучающий). Это широко используемый тест под названием "Чтение мыслей по глазам"
Вторым фактором была неравномерность участия, или тенденция нескольких участников доминировать в дискуссии. Чем больше несколько членов доминировали в обсуждении, тем хуже работала команда.
Наконец, количество женщин в команде положительно влияло на результаты. Существует прямая зависимость между процентным соотношением женщин в команде и результатами работы. Это был не просто "фактор разнообразия"; чем больше женщин, тем выше производительность. Другие исследования подтверждают этот вывод.
Возможно, самым поразительным выводом является то, что показатель фактора С - три показателя вместе - лучше предсказывал производительность команды, чем обычные показатели интеллекта. Средний IQ и самый высокий IQ не коррелировали с эффективностью работы команды так сильно, как фактор С.
Конечно, мы должны быть осторожны и не делать экстравагантных выводов. Женщины также постоянно превосходят мужчин в различных тестах на социальное восприятие и социальное суждение (например, в тесте "Чтение мыслей по глазам"), и, возможно, именно социальное восприятие, а не пол как таковой, является причиной некоторых выводов. И на данном этапе трудно определить, что именно лежит в основе высокой корреляции между фактором С и результатами выполнения заданий на решение проблем. Представляется, что наиболее важным является способность отдельных членов группы сотрудничать друг с другом и координировать свою работу.
Ясно, что мудрым группам следует уделять реальное внимание социальным способностям, включая способность участвовать и слушать, при отборе персонала и разработке социальных норм для работы в команде. Сильное предпочтение работать в команде, особенно если оно связано с социальными навыками, является хорошим предиктором, как и способность читать эмоциональные состояния других людей.
Об авторе
Касс Р. Санстейн - профессор Университета Роберта Уолмсли в Гарвардской школе права. Он является соавтором книги "Wiser: Getting Beyond Groupthink to Make Groups Smarter (Harvard Business Review Press, 2015) и автор бестселлера New York Times The World According to Star Wars.
- Hbr.org
Поделиться