Университеты обслуживают новую демографическую группу: Бумеры

Во время учебы в Университете Вирджинии Джерри Рид был, по большей части, типичным занятым членом класса 2014 года. Он усердно занимался на уроках, вступил в братство, был членом дискуссионного общества, играл в футбол и болел за школьные спортивные команды.

Но в одном существенном отношении Рид был далеко не типичным: он поступил в колледж в возрасте 66 лет и получил степень бакалавра этой весной в 70 лет. "Я стал тем человеком, которым всегда хотел быть", - сказал триумфальный выпускник в интервью CBS News.

Хотя мало кто из его сверстников сможет повторить традиционный путь Рида в колледж, все большее число пожилых американцев прибывает в университетские городки по всей стране. Их цель - не повернуть время вспять, а скорее получить помощь в прохождении одного из самых значительных жизненных этапов: перехода от суматошных средних лет к длительной новой главе, которая теперь предшествует старости.

Наряду с вопросами о том, что они будут делать дальше в профессиональном плане, эти люди сталкиваются с фундаментальными вопросами о том, кем они будут. Размышляя о возможности 25 или более лет быть здоровым и активным, многие из тех, кому за 50, 60 и даже 70, ищут как новое чувство цели, так и стратегии движения вперед.

Это не удивит великого психолога Карла Юнга, который предвидел именно такое расширение высшего образования более трех четвертей века назад. Написав о "стадиях жизни" в начале 1930-х годов, Юнг утверждал, что нам нужны школы, чтобы подготовить людей в среднем возрасте к чему-то приблизительно похожему на настоящую зрелость. Он заключил: "Мы не можем прожить вторую половину жизни в соответствии с программой утренней жизни: ведь то, что было большим утром, вечером станет малым, а то, что утром было правдой, вечером превратится в ложь".

На это ушли десятилетия, но университеты наконец-то отвечают на этот призыв. Среди тех, кто идет впереди, - Розабет Мосс Кантер и ее коллеги из Гарварда, которые в 2005 году выступили с призывом к "третьей ступени образования". Под этим они подразумевали нечто, выходящее за рамки бакалавриата и магистратуры/профессионального обучения, и отличающееся от большей части того, что проходит под вывеской "обучение на протяжении всей жизни" для старшеклассников. Поскольку новый этап жизни формируется в годы после середины жизни, они убедительно доказали, что такое изобретение "даст высшему образованию концепцию трансформации и каталитическую инновацию" для удовлетворения потребностей населения, живущего более долгой, здоровой и потенциально более продуктивной жизнью, чем когда-либо в истории.

Не ограничившись формулировкой мощного видения, Кантер возглавила Гарвардскую инициативу по продвинутому лидерству (ALI), в настоящее время набирающую седьмую когорту. ALI нацелена на успешных и опытных лидеров, желающих использовать накопленные ноу-хау для системного решения крупных социальных проблем.

Последним новатором в этой области стал Институт выдающихся карьер (DCI) Стэнфордского университета, призванный предоставить опытным лидерам возможность заложить основу для следующего этапа их личного и профессионального пути - "пути к новому призванию" - в процессе изучения способов воплощения талантов, навыков и опыта в усилия, направленные на создание лучшего мира. Программа, которая стартует в январе 2015 года, начнется с 20 участников, которые будут иметь доступ к ученым факультета, занятиям и другим программам кампуса, а также друг к другу. В программе также будет сделан акцент на личном здоровье и благополучии, что отражает опыт ее основателя, бывшего декана Стэнфордской медицинской школы Филипа Пиццо, доктора медицины, ныне профессора педиатрии в университете.

Хотя и гарвардская, и стэнфордская программы нацелены на элитную аудиторию, важно признать, что они отвечают на всеобщие потребности в новых маршрутах и обрядах перехода во вторую половину жизни. Примечательно, что обе программы основаны на понимании того, что взрослые, совершающие этот переход, в большинстве своем жаждут не только интеллектуального стимулирования или перестройки карьеры. Они ищут когорту и сообщество во время судьбоносных перемен, которые носят развивающий характер и часто влекут за собой переосмысление как личности, так и приоритетов. Этим людям необходимо достаточное время и безопасная зона, чтобы перейти от одного образа мышления к другому, готовясь к периоду, который может длиться столько же, сколько средние годы, и быть таким же значительным.

Поскольку миллионы бумеров переходят в стадию, которая не имеет названия, не имеет четкой роли в обществе, но обладает огромными возможностями, существует острая необходимость в демократизированных версиях таких программ, предлагаемых по цене, доступной для основной массы населения, и широко доступных через программы непрерывного образования или даже муниципальные колледжи по всей стране. Финансирование этих программ можно было бы осуществлять по аналогии с GI bill, который заставил высшее образование открыть свои двери для нового населения во время другого периода демографических потрясений, когда возвращающиеся солдаты переходили от военной к гражданской жизни. Мы могли бы даже запустить этот подход, направив ресурсы в руки новой группы студентов старшего возраста, разрешив тем, кому за 50 или за 60, взять на год или два "аванс" социального обеспечения для финансирования возвращения в школу, при условии, что они согласятся отложить получение полного пособия до актуарно нейтральной более поздней даты.

Как бы ни финансировалась разработка надежной версии школы для второй половины жизни, она будет полезна не только для седовласых; она соответствует интересам высших учебных заведений страны и самого общества.

Обширная группа американцев старше 50 лет представляет собой совершенно новый рынок высшего образования, сродни растущему числу иностранных студентов, которые за последнее десятилетие изменили состав студенческих городков. И содействие их переходу на новый уровень образования, примером которого являются программы Гарварда и Стэнфорда, также соответствует высшей цели образования - обучению гражданственности и общественному благу.

Поскольку 10 000 бумеров ежедневно вступают во вторую половину жизни, не пора ли нам воспользоваться случаем и предложить новый вид образования для этой быстро развивающейся, уникально богатой, но все еще неизведанной главы в жизни американцев?

Об авторе

Марк Фридман - основатель и генеральный директор Encore.org. Его новая книга Как жить вечно будет опубликована в ноябре 2018 года.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться