Несмотря на то, насколько успешным или, казалось бы, безопасным кажется любой бизнес, для лидеров любой отрасли не бывает периодов спокойного моря. Широкая статистика наглядно подтверждает этот факт: Более половины компаний, которые были лидерами отрасли в 1955 году, оставались ими и в 1990 году. Но более двух третей лидеров отрасли 1990 года перестали существовать к 2004 году.
Сегодня лидеры должны быть в состоянии управлять кораблем при 40-футовых волнах - океаны никогда больше не будут спокойными - и при этом уметь безопасно вести свою команду из порта в порт. Они должны оставаться высокоэффективными в условиях чрезвычайного, постоянного стресса.
Исследуя свою новую книгу "Лучше под давлением", мы с коллегами попытались определить качества, которые определяют лидеров, преуспевающих в этой напряженной обстановке. Мы собрали данные о результатах работы примерно 200 кандидатов на должность генерального директора в крупнейших американских корпорациях. Эти кандидаты были разделены на три группы: верхний квартиль был назван "высокоуспешным", два средних квартиля - "среднеуспешными", а нижний квартиль - "крайне неэффективным"
Результаты оказались поразительными. Определенные качества - в частности, три - в значительной степени совпадали у лучших исполнителей, независимо от отрасли или типа работы. Очевидно, что эта ментальная архитектура отвечала за способность наиболее эффективных руководителей работать под давлением. Более того, эти качества практически полностью отсутствовали у представителей нижнего квартиля.
Для дальнейшего исследования я провел углубленные психологические интервью с более чем 60 действующими и ушедшими в отставку генеральными директорами, чтобы выяснить, какую роль каждый из этих факторов играет в их лидерстве. В результате был сделан один основной вывод: лучшие руководители отличались и продолжают отличаться своей способностью проявлять самые лучшие качества своих сотрудников. В ходе моих интервью с руководителями компаний стало еще более очевидно, что эти три качества стали еще более важными к началу XXI века.
Чтобы добиться наилучших результатов в сегодняшней неспокойной атмосфере, лидеры должны обладать этим весьма необычным набором из трех черт, которые часто противоречат естественному поведению человека. Эти черты являются катализаторами мастерства, демонстрируемого лучшими в мире генеральными директорами, а вместе они дают новое определение лидерства:
- Реалистичный оптимизм. Лидеры с этой чертой обладают уверенностью без самообмана или иррациональности. Они преследуют дерзкие цели, которые другие обычно считают несбыточными мечтами, и в то же время осознают масштабы стоящих перед ними задач и трудности, которые ждут их впереди.
- Подчинение цели. Лидеры с этой чертой считают свою профессиональную цель настолько важной, что ценность их жизни измеряется тем, насколько они способствуют достижению этой цели. Более того, они должны стремиться к профессиональной цели, чтобы чувствовать смысл жизни. По сути, эта цель - их хозяин и причина их существования. Они не размышляют о своем предназначении, потому что их разум находит удовлетворение в том, что занят своей целью. Их уровень преданности своей работе является прямым результатом того, что они придают своей цели необычайно важное значение.
- Нахождение порядка в хаосе. Лидеры, обладающие этой чертой, находят многогранные проблемы бодрящими, а их способность внести ясность в загадки, которые ставят в тупик других, делает их вклад неоценимым.
В своей работе по оценке кандидатов на должности генеральных директоров в ведущих компаниях страны я ищу людей, демонстрирующих все три способности. Ни одна организация не должна нанимать или продвигать на руководящую должность человека, не обладающего полным набором этих способностей, и каждая из них является обязательной для любого начинающего лидера.
Хорошая новость заключается в том, что этим трем способностям можно научиться. Люди могут меняться. Узнав об этих качествах, вы можете осознать их и принять решение развивать их в себе. А это поможет вам пробудить лучшее в тех, кем вы руководите.
Настоящее лидерство рекурсивно: Это непрерывный процесс, который начинается с лидера и находит отклик в людях этого лидера. Мои исследования показали, что лучшие лидеры работают с людьми, которыми они руководят, чтобы вместе искать свой максимальный потенциал; они совместно создают свой успех.
Лидеры, воплощающие реалистичный оптимизм, подчинение цели и способность находить порядок в хаосе, могут использовать эти катализаторы для создания контекстов, в которых они и другие могут реализовать свой потенциал. Все мы рождаемся с врожденным стремлением к триумфу, но не осознаем эту потребность и не знаем, как ее удовлетворить. Именно лидер должен создать такую рабочую среду, в которой каждый сотрудник сможет испытать глубокое удовлетворение от победы в достижении достойной цели.
Самая важная обязанность лидеров - помочь своим сотрудникам переключить переключатель вовлеченности на реализацию их человеческого потенциала. Когда лидеры создают условия для того, чтобы люди могли реализовать свой потенциал, они создают благоприятный цикл, в котором проявляются лучшие качества людей - те качества, которые вызывают удовлетворение, которое мы все испытываем, когда преодолеваем значительные трудности и реализуем свой потенциал.
Именно так лидер создает организацию, в которой все сотрудники прилагают максимальные усилия и проявляют стойкость. В сегодняшней бизнес-среде постоянно обостряющейся конкуренции такая организация - единственная, которая создана для выживания.
Джастин Менкес - признанный автор и эксперт в области оценки талантов руководителей высшего звена. Его последняя книга, "Лучше под давлением", была недавно выпущена издательством Harvard Business Review Press.
Об авторе
Джастин Менкес - лидер в области оценки талантов руководителей высшего звена, консультант компании Spencer Stuart и автор книги Better Under Pressure (Harvard Business Review Press).
- Hbr.org
Поделиться