Тренинг. Триптих. Картина маслом. Часть 2. Личность тренера: мне бы такого же, но с перламутровыми пуговицами

Предыдущая часть.

Тренеры бывают разные, желтые, синие, красные. Но если серьезно, есть несколько заметных особенностей, по которым различаются тренеры.

-  Жесткое следование плану либо импровизация.

В первом случае вы получите тайминг, рассчитанный посекундно, и дословное следование заявленной программе, без ответвлений и отвлечений, то есть будете уверены в точном соблюдении буквы программы, во втором – импровизацию на заявленную тему (а иногда и выходящую за нее), что делает тренинг намного более живым, но подчас непрогнозируемым.

- Юмор либо серьезность.

В первом случае ваших участников ждут шутки-прибаутки на тему и без, масса веселья, пополнение корпоративного лексикона забавными словечками и фразами, и чаще всего, риск не очень серьезного отношения к материалу, во втором – ведущий с каменным лицом, неодобрительно взирающий на хихикающих участников, и тем самым наводящий на них тоску, с одновременным прочувствованием ими важности темы.

- Говорение на собственном, авторском языке (соблюдение своей стилистики) или подстройка к стилистике группе.

В первом случае вы сможете сполна насладиться неповторимым авторским колоритом, заставляющим запомнить тренера и вызывающим если не уважение, то уж интерес точно, во втором – сможете быть уверены в том, что тренер будет говорить с группой на понятном ей языке.

Исходя из своих наблюдений, нанизывая на вышеприведенные аспекты личностные особенности тренера, я выделила несколько наиболее ярких «типажей», с которыми вы наверняка встречались.

Тренеры-«лекторы»

Для таких тренеров главная цель, как и для многих  преподавателей в институте (не для всех, конечно!), - отчитать свою программу. При этом как ее воспринимают люди, насколько она соответствует группе, какой даст эффект и прочие мелочи таких тренеров не интересуют. Раздатку составил, материал рассказал, пару игр провел, в тайминг уложился – и точка. Никаких дополнительных усилий в проведение тренинга они не вкладывают.

Девиз таких тренеров – «Ни словом больше!»

Часто заказчики думают, что так ведут себя тренеры-теоретики, никогда в жизни не видевшие живых клиентов (если мы про продажи) или живых подчиненных, или… и т.п. Не всегда. На мой взгляд, порой в таких «лекторов» превращаются очень успешные, но «остывшие» тренеры, которым за десяток лет их тренерской практики уже настолько надоели группы, что едва удается справляться с тошнотой, выходя к людям. Но где еще работать, они не знают.

Риски заказа группы у таких тренеров на поверхности – вряд ли тренер ответит на вопросы участников, вряд ли подстроится под уровень группы, если он не будет соответствовать изначально обозначенной программе, вряд ли будет использовать индивидуальный подход к отдельным участникам. Следствие – низкий уровень удовлетворенности участников.

Плюсы тоже очевидны – вся заявленная программа (даже если это «Война и Мир» в оригинале) будет отчитана от и до, причем в обозначенное время.

Тренеры-«наставники» («гуру»)

У этих тренеров главная цель – научить неразумных, наставить их на путь истинный, а порой и исцелить от глубочайших заблуждений. Делают они это с разным настроем – кто-то искренне жалеючи («как же вы так, бедные вы мои»), кто-то снисходительно («и это все, что вы можете… ну-ну»), кто-то самоутверждаясь («а вот я, а вот у меня, а ну-ка посмотрите!»).

Девиз таких тренеров – «Я точно знаю, как надо!» (часто дополняется идеей про «два мнения – мое и неправильное»).

Тренеры-«наставники» почти никогда не слышат группу и не воспринимают обратную связь с свою сторону, так как уверены в своей непогрешимости. Часто такую уверенность им дает солидный опыт (тренерский и не только), солидный же возраст, энное количество изданных книг, энное же количество полученных «корочек», стажировка лично у «самого гурового гуру» и т.п. То есть, обычно какая-то база под их стремлением наставлять есть.

Риски прохождения тренингов у таких тренеров заключаются, прежде всего, в их негибкости, то есть неумении разговаривать с группой на ее языке. Если обучаются опытные сотрудники, иногда они могут устроить такому тренеру «проверку на вшивость», то есть потребовать от него практического доказательства его регалий, а в этом моменте коса нередко находит на камень (участники становятся в позу «а ну-ка докажи», а гуру – в позу «моя мудрость не требует доказательств»).

У таких тренеров есть и сильный плюс – за счет многочисленных подтверждений своего статуса «гуру», они часто завоевывают беспрекословный авторитет у участников тренинга, и тем самым могут донести до них мысли, которые месяцами безуспешно пыталось вложить в их головы руководство.

Тренеры-«весельчаки»

Для таких тренеров главная цель, чтобы у них на тренинге было весело, драйвово, чтобы он запомнился, и оказал заметный «вау-эффект».

Девиз таких тренеров – «Хороший тренинг – это цирк!».

Они чаще всего много шутят, используют игровые методики, даже серьезные упражнения стараются описывать забавно, искренне полагая, что информация, полученная на таком эмоциональном подъеме, лучше запоминается и усваивается. И во многом они правы, их тренинги действительно оставляют неизгладимый след у участников, восхищают, запоминаются, обеспечивают заметный эмоциональный всплеск (в том числе и способствующий активным попыткам внедрить полученную информацию в практику).

Риски прохождения у таких тренеров как раз заключаются не в неудовлетворенности участников (счастье после подобных тренингов первые несколько дней зашкаливает, а тренер поминается только самыми лучшими словами), а в отсутствии ощутимой результативности после тренинга. Да, эмоциональный подъем «весельчаки» задают, и, вернувшись с тренинга, участники с горящими глазами начинают внедрять полученные знания, встречаются с первыми же сложностями и… сдуваются. Просто потому, что драйв был, эмоция была, восторг захватывал, а как действовать – не объяснили. Точнее, тренер скорее всего даже объяснял, но участники просто не запомнили, потому что эмоции били через край.

Тем не менее, плюсы в прохождении тренингов у таких тренеров велики и необходимы: благодаря высокому позитиву они улучшают отношение участников к тренингу как инструменту обучения и к обучению в принципе (в следующий раз к «гуру» или «теоретику» участники побегут, спотыкаясь и расталкивая друг друга), повышают лояльность к компании (восторга с тренинга обычно хватает, чтобы действительно «разрулить» в головах участников ряд вопросов к руководству, которые зрели), сплачивают участников, да, в общем, и под воздействием эмоций заставляют запомнить какие-то базовые принципы (как минимум, в формате шуток, что уже не мало).

Тренеры-«профи»

Эти тренеры отличаются от «гуру» тем, что они не претендуют на знание великих истин, и часто не воспринимают участников как неразумных. Напротив, к участникам они почти всегда искренне расположены именно потому, что сами вышли из продажников (руководителей среднего звена и т.п.). Их основная цель – научить участников тренинга тому, что они знают сами, сократить количество граблей на их нелегком пути, рассказывая, где стояли грабли самого тренера. Основной девиз таких тренеров – «Делай как я».

Они практики (в отличие от ряда тренеров-«лекторов»), искренне дают сработавшие когда-то советы, делятся примерами из личной работы и пр. Не учитывают они одного – что методы, работавшие в их сфере или отлично подходящие их личностным особенностям, могут не работать (или даже давать прямо противоположный результат) у человека с другими особенностями или работающего в другом типе продаж.

Риски заказа тренингов у таких тренеров прозрачны – они делятся своими конкретными методиками (а не обобщенными схемами), которые порой сложно переносимы в другие условия. Ну и плюс, в силу профильного, а не тренерского опыта, не всегда справляются с групповой динамикой (не могут разрешить конфликт, или грамотно разделить группу на подгруппы, или дать инструкцию к ролевой игре).

Основной плюс тоже ясен – такого тренера никогда не обзовут «теоретиком», и к его советам будут прислушиваться, так как они максимально приближены к реальной жизни.

Тренеры-«нарциссы»

Основная цель таких тренеров – всеми возможными способами быть в центре внимания группы. Их девиз – «Любуйтесь мной».

У таких тренеров, кроме профильного занятия (ведения тренингов и проектов), очень насыщенная жизнь, так как они стараются «засветиться» на максимальном количестве мероприятий (причем часто не продавая себя, а просто красуясь), на их сайтах и страничках вы обязательно найдете расширенное портфолио (Нет-нет, не выполненные проекты, что это вы подумали! Конечно профессиональные фото!), а принципиально важным для них является не то, как они работают (что говорят, чему учат, какие методики используют), а то, как они выглядят. Тренинг для них – театральные подмостки. Таким тренерам перестает быть все равно, что происходит с группой только в том случае, если группа категорически перестает обращать на них внимание.

Риски заказа тренингов у таких специалистов заключаются в том, что тренер очень легко упускает цель тренинга, увлекаясь собой.

Однако в этом же, по сути, и плюс – такой тренер, оставаясь в центре внимания (например, давая задания на красивых карточках, анализируя кейс в позе роденовского мыслителя и пр.), точно не будет делать что-либо за участников (в отличие, например, от «гуру», принимающего решения за всех без исключения участников, или «профи», стремящегося максимально расчистить грабли). А значит – они (участники) начнут работать сами. К тому же, ухоженность и идеальный внешний вид «нарцисса» обычно способствуют очень хорошему первому впечатлению участников, опять же, повышающему внимательность и стремление применять полученную информацию. Логика здесь прямолинейна: «он круто выглядит, значит у него все в порядке, а он применяет эти методики, значит методики хорошие – начну применять, будет и у меня все в порядке».

Искренне верю, что вот сейчас, обнаружив, что классификация тренеров закончилась, вы разочарованно (или возмущенно) возопили «неужели нет хороших тренеров?!». Не расстраивайтесь, каждый тренер хорош. Более того, каждый идеален в той или иной ситуации.

Естественно, подбирая тренера и, по отзывам уже более или менее понимая, к какому типу он ближе, контролируйте, чтобы он «сочетался»:

  • с принятым в компании стилем общения, внешнего вида, отношения к себе и окружающим (или же чтобы отличался радикально, для обеспечения эмоциональной «встряски» участникам);
  • с целями, поставленными на тренинг.

«Лектор» идеален тогда, когда надо дать большое количество информации за короткое время, причем донести ее до участников без возможности обсуждения.

«Гуру» идеален, если до «зазвездившихся» участников надо уже донести какие-то мысли (или отработать новые навыки), а авторитета руководителя не хватает.

«Весельчаки» идеальны в ситуации общего эмоционального спада в бизнесе, когда важно не столько обучить, сколько «встряхнуть» участников, вернуть им интерес к жизни, работе и развитию.

«Профи» идеальны тогда, когда сотрудники «переели» теоретиков и единственное, что они хотят видеть – это человека, который сам «плавал», либо при обучении совсем «зеленых» новичков, которым примеры из практики (пусть даже и не идеальные) намного важнее, чем многоуровневые методологии.

«Нарцисс» идеален тогда, когда надо показать участникам уровень в формате внешнего лоска, а также дать им возможность что-то сделать самим (без сердобольных спасателей и всезнающих давателей единственно верных алгоритмов).

И – да, лично я как тренер в большей степени «весельчак» с небольшой примесью «гуровости».

Следующая часть. Посттренинг: +80% к эффективности тренинга?

Первая публикация: 2012-06-14

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 

Поделиться