Стоит ли спасать эту команду?

"Пассажиры, это капитан МакМахон. Мы ожидаем, что на пути над Скалистыми горами нас ожидает изрядная турбулентность, поэтому я включаю знак "Пристегните ремни", пока мы не пройдем этот неровный участок. Спасибо за ваше терпение."

Питер Марклс нажал кнопку "сохранить" и поднял глаза от своего ноутбука. Его взгляд переместился с бледно-голубого экрана компьютера на безоблачное голубое небо, видневшееся через иллюминатор. "Неровный участок?" - удивился он. "Там все выглядит гладким, как стекло". Внешность, конечно, может быть обманчивой, подумал он, прежде чем вернуть свое внимание к компьютеру на столике с подносом. Питер готовил речь для сегодняшнего вечернего торжества; его команда в Vigor Skin Care должна была получить высшую награду компании за эффективность работы. Неважно, что команда постепенно теряла темп. Сегодня вечером они будут веселиться. Завтра Питеру предстояло решить, что делать.

Омоложение бизнеса

Когда четыре года назад Питер взял бразды правления в свои руки, Vigor Skin Care была "спящей собакой" в отрасли, производя ничем не примечательную линию косметики, мыла и лосьонов для ухода за кожей, которая из года в год едва приносила прибыль. Vigor была подразделением одной из крупнейших компаний по производству потребительских товаров в Северной Америке. Поначалу Питер не знал, как именно можно спасти увядающее подразделение - теперь он может это признать, - но он считал, что оно заслуживает честной попытки. В конце концов, разве первоначальная миссия Vigor - предоставлять безопасные и полезные продукты по уходу за кожей для всей семьи - все еще актуальна? Правда, ассортимент продукции компании не был таким же элегантным и модным, как у некоторых недавних новичков на рынке, но Питеру всегда нравились аутсайдеры, а Vigor была именно такой.

Питер провел первые 15 лет своей карьеры в одной из крупнейших в стране компаний по производству потребительских товаров. Он был принят на работу сразу после окончания колледжа в качестве районного продавца и провел тысячи часов в разъездах от клиента к клиенту на верхнем Среднем Западе. Во время работы в компании он был динамо-машиной: сначала его назначили менеджером по работе с национальными клиентами, затем менеджером по работе с глобальными клиентами, и дважды он был назван поставщиком года одной из гигантских розничных сетей. В конце концов он стал вице-президентом подразделения.

Спустя годы Питер по-прежнему любил захватывающий процесс заключения сделки - дайте ему достойный продукт, и он всегда перевыполнял свои планы по продажам. Он процветал на местах, привлекая к работе младших сотрудников отдела продаж, давая им советы по работе с трудными клиентами и подбадривая команду, когда срывалась важная сделка. Хотя Питер так и не получил степень MBA, его трудолюбие, уличная смекалка и умение общаться с людьми с лихвой компенсировали то, чего ему не хватало в высшем образовании. Корпоративные парни могут иметь дипломы, рассуждал он, но его чутье почти всегда оказывалось верным, и он заработал репутацию человека, который извлекал максимум из того, что ему давали, а потом еще и немного.

Тем не менее, когда поступило предложение возглавить Vigor Skin Care, Питер знал, что это станет испытанием всех его навыков. На первый взгляд, задача Vigor ничем не отличалась от той, с которой рано или поздно сталкивается каждая зрелая организация: Как омолодить бизнес? Питер знал, что он не может просто продвигать продукцию, которая не нужна клиентам, и не может просто пробивать себе дорогу через штаб-квартиру, требуя больше ресурсов. Нет, для преобразования подразделения потребуется равное количество дисциплины, политики и творчества. Он не мог сделать это в одиночку.

Создание команды

Сэнди Фрайда, давний директор по маркетингу Vigor, была последним человеком, к которому Питер ожидал обратиться за помощью - особенно учитывая, что Сэнди, похоже, в течение многих лет вносила основной вклад в неудовлетворительную работу Vigor. Изначально он считал Сэнди одним из тех отшлифованных корпоративных игроков, не способных на смелые шаги. Лучшее, на что он мог надеяться, - это оборонительная реакция с ее стороны; в худшем случае ему пришлось бы попросить ее уйти. Но когда Питер наконец встретился с Сэнди лицом к лицу, она его удивила. На встрече за завтраком, которая продолжалась до обеда, Сэнди откровенно рассказала о своих разочарованиях и амбициях в отношении Vigor. "Я ждала такого шанса", - заявила Сэнди, протягивая Питеру большой файл с маркетинговыми кампаниями и стратегическими рекомендациями, которые она разработала для поддержки преобразования Vigor. Как и Питер, Сэнди верила, что "Вигор" - это бренд, который стоит спасти. Но в штаб-квартире обращали внимание на подразделения только тогда, когда проблемы становились кризисами, объяснила она. Вигору нужен был сторонний человек, который бы всколыхнул ситуацию. "Я отлично справляюсь с закулисными делами, но именно вы можете спасти положение. И кроме того, - сказала она, подмигнув, - я знаю, где похоронены тела. Я тебе все покажу". Так все и началось: Сэнди помогала Питеру ориентироваться в хитросплетениях штаб-квартиры. Но кто мог бы внести творческий вклад, которого не хватало Vigor?

Тридцатилетний Джош Бартола уже сделал себе имя как основатель Snap, небольшой косметической компании, ориентированной на молодых городских жителей. Не имея опыта в бизнесе, но имея много вдохновения, Джош превратил Snap в лидера рынка, прежде чем материнская компания Vigor приобрела ее. Snap благополучно встала на путь прибыльности, а Джош остался в качестве своеобразного кочевника в корпоративной исследовательской лаборатории, предлагая случайные и непрошеные советы всем, кто его слушал, и иногда невольно оказываясь в центре войны за территорию. Не было сомнений в том, что Джош был дико креативным предпринимателем, но он также был наивным и яростно независимым.

Однажды Джош ворвался в офис Питера в ботинках Dr. Martens и выцветшей футболке Clash, прервав встречу Питера и Сэнди. "Я понял!" заявил Джош, ударив по столу. В течение часа он рапсодически рассказывал о совершенно новом позиционировании Vigor Skin Care, которое будет отвечать стремлению потребителей к модным и здоровым продуктам. Джош разрабатывал новый вид кондиционера для кожи, который был полностью натуральным, гипоаллергенным, с витамином Е и защитой от ультрафиолета. Кондиционер идеально подходил бы не только для существующих средств по уходу за кожей Vigor, но и в качестве ингредиента в новой линии специально обогащенной косметики - от очищающих средств для кожи до туши для ресниц и блеска для губ. Джош уже придумал и название: Ageless Vigor. Подняв тост, Питер, Сэнди и Джош - "страшная троица", как прозвал их Джош, - отправились вдохнуть новую жизнь в Vigor.

Создание результатов

В первые дни существования Ageless Vigor Питер шутил, что проводит с Сэнди и Джошем больше времени, чем со своей женой. Приходя каждое утро в офис, Питер ожидал, что первое сообщение голосовой почты за день, оставленное накануне поздно вечером, будет от Джоша, который с воодушевлением описывал свои новые идеи по упаковке и брендингу Ageless Vigor. Несколько минут спустя обычно приходила Сэнди с двумя чашками кофе и списком дел на день. Необыкновенная способность Сэнди предугадывать реакцию штаб-квартиры корпорации и при необходимости перемещать команду Vigor с линии огня оказалась бесценной для Питера.

Выступая в роли главного политического советника и командира военного штаба, Сэнди помогала Питеру набросать стратегию Vigor. И как только они начинали чувствовать себя подавленными всеми стоящими перед ними задачами, Джош врывался в офис Питера с пиццей, новым диском, который они должны послушать, и прототипами Ageless Vigor, которые сотрудники могли опробовать. Джош всегда был полон энтузиазма и новых идей, которые он любил выплескивать на Питера. "Выкладывайте все начистоту", - требовал он. "Какие идеи жизнеспособны, а какие слишком нестандартны?"

Они были маловероятной командой - Питер, создающий дождь, Сэнди, выжившая в корпорации, и Джош, мятежный мечтатель. Вместе они были сильнее, чем в одиночку. На самом деле Питер считал, что команда сделала его лучшим руководителем. Как новый антивозрастной крем Vigor, трио, казалось, процветало благодаря какой-то таинственной формуле. "Я не знаю, как это работает", - признался Питер Сэнди, - "но это работает". И Питер был не единственным, кто это заметил. Страшная троица, казалось, преобразилась, каждый превзошел свои возможности, каждый выжимал максимум из того, с чем ему приходилось работать. Невозможно было обойтись без этого: последние четыре года - все эти жаркие дискуссии, бесконечные презентации, решения, которые нужно было принимать, - были временем жизни Питера, в немалой степени благодаря Сэнди и Джошу.

Разбираемся с последствиями

Самолет слегка накренился и дернулся, когда Питер снова нажал кнопку "сохранить". Насколько можно было судить, звезда компании Vigor Skin Care все еще восходила, но Питер знал, что за последние два месяца подразделение оступилось, хотя цифры еще не отражали этого. Из-за производственных проблем самый продаваемый увлажняющий крем Ageless Vigor отсутствовал на складе уже три недели. Отдел продаж Питера потратил два года на то, чтобы привлечь ключевых ритейлеров к продаже этой линии, и даже одна задержка могла окончательно испортить эти отношения. Его беспокоило и то, что запуск второй фазы продукции Ageless Vigor оказался более дорогостоящим и медленным, чем ожидалось. Лишь две трети продукции вышли на рынок - правда, с феноменальными результатами, - но остальная часть все еще отставала от графика на несколько месяцев из-за проблем с поставщиками и контролем качества. Питер уже начал действовать, работая со своим директором по производству над устранением недостатков в системе. Директор по производству компании Vigor, казалось, был рад такому вниманию, но Питер находил эти встречи немного утомительными, несмотря на всю их срочность. Ему не хватало творческого процесса разработки стратегий вместе со своей командой и энергии, которую Сэнди и Джош привносили за стол переговоров.

Более того, Питера глубоко беспокоило ощущение того, что его ближайшие помощники, Сэнди и Джош, похоже, не испытывали прежнего энтузиазма, когда речь шла о решении подобных повседневных проблем. Вместо этого они, казалось, были заинтересованы только в "голубом небе" - вынашивании диких идей на будущее. Что же случилось с этой грозной троицей?

Питера глубоко беспокоило ощущение, что его ближайшие союзники, Сэнди и Джош, похоже, не испытывают прежнего энтузиазма, когда речь заходит о решении повседневных проблем, связанных с распространением Ageless Vigor.

В течение последнего месяца Джош не раз оставлял голосовые сообщения, чтобы объяснить, почему он не может встретиться с Сэнди и Питером в обычное время. Казалось, он всегда спешил на обед с руководителями другого подразделения компании; очевидно, Джош был польщен их просьбами о консультации. Питер подозревал, что интерес подразделения к Джошу был не просто случайным. А почему бы и нет? Кто бы не выиграл от того, что в компании работает такой человек, как Джош? Компания Vigor, безусловно, выиграла, и сейчас в штаб-квартире реализуется инициатива по поощрению такого рода перекрестного опыления между подразделениями. Но в Вигоре еще предстояла работа, и у Питера не было другого Джоша, который ждал бы на крыльях. Если Питер хотел удержать Джоша, ему пришлось бы бороться в штаб-квартире. А это, как учил его Сэнди, может привести к трате драгоценного политического капитала, который лучше использовать в другой битве. Стоил ли Джош такой борьбы? Нужны ли Вигору лихие подвиги творческого гения, которые мог совершить только Джош?

Если бы отношения с Джошем не были достаточно напряженными, пришлось бы беспокоиться о Сэнди. Питер подозревал, что она чувствует себя измотанной темпом последних четырех лет. Часы были длинными, работа напряженной, а теперь "Вигор" перешел в другую фазу своего жизненного цикла. Дни стали более предсказуемыми, ранние утренние совещания - менее частыми, и Питер уже не так полагался на Сэнди, как раньше, когда дело касалось управления его начальством в штаб-квартире. Питер начал слышать от других, что Сэнди опаздывает на встречи, не отвечает на телефонные звонки и электронные письма так быстро, как раньше. Если бы только Сэнди вернула себе часть своего энтузиазма, возможно, с командой все было бы в порядке. Питеру нужен был сильный человек, чтобы привнести большую предсказуемость в деятельность Vigor, и когда Сэнди была на высоте, она, несомненно, могла выполнять эту роль. Возможно, ему стоит попросить ее перейти на новое задание. Или она была готова двигаться дальше? Возможно, он был готов к ее переезду. Так или иначе, им нужно было поговорить, даже если он не знал, что именно хочет сказать.

"Это капитан МакМахон. Авиадиспетчеры говорят, что худшее позади, поэтому я собираюсь выключить знак "Пристегните ремни". Мы приземлимся через 40 минут."

Бросив еще один взгляд в окно, Питер отстегнул ремень безопасности. Да, сегодня вечером будут речи, аплодисменты и тосты за будущее. Но завтра Питеру предстояло ответить на вопрос: Стоит ли ему пытаться сохранить команду разработчиков Vigor?

Спасет ли Питер команду Vigor?

Маршалл Голдсмит - тренер руководителей, живущий в Ранчо Санта-Фе, Калифорния. Его последняя книга - Коучинг для лидерства (Jossey-Bass, 2000).

Мир Питера Марклса изменился. Вдохновение и способности, которые привели его к большому успеху в прошлом, могут сильно отличаться от того, что требуется для решения его будущих задач. Прежде чем он сможет вдохнуть новую энергию в Vigor, Питеру, вероятно, придется вдохнуть новую энергию в себя, задав несколько сложных вопросов. Ответ для команды Vigor начинается с самокопания Питера.

Во-первых, действительно ли Питер хочет работать в Vigor Skin Care? Ему всегда нравились аутсайдеры, он любил острые ощущения от заключения сделки, но, похоже, производство кажется ему утомительным. В возрасте Питера наступает время принятия решения. Чего он хочет от жизни? Если его страсть - продолжать продавать и создавать новые организации, то, возможно, он находится не в том месте. Сейчас для Питера самое время уйти. Он может уступить место менеджеру, который любит производство и, возможно, лучше подходит для управления зрелым бизнесом. Питер может перейти к другой задаче, которая больше соответствует его желаниям и навыкам, и он может выйти победителем, если уйдет сейчас, пока Vigor Skin Care все еще находится на подъеме.

"В возрасте Питера наступает время принятия решений. Чего он хочет от жизни?"

Но давайте предположим, что Питер решит остаться. Если Vigor будет его страстью, ему нужно найти вдохновение в руководстве более зрелым бизнесом. Ему нужен союзник в производстве - например, советник или связной в этом отделе, чтобы определить, как он может внести наибольший положительный вклад в успех Vigor. Он должен лично взять на себя обязательство сделать более зрелую Vigor работоспособной - точно так же, как он взял на себя обязательство создать "новую" Vigor. После того как он решит для себя эти вопросы, он может обратиться со своими проблемами к Джошу Бартоле и Сэнди Фрайду.

Мысль Питера о том, чтобы вступить в борьбу со штаб-квартирой от имени Джоша, - совершенно бесполезная идея. Джош - творческий гений, который уже продал одну компанию. Продвижение в организации явно не является его главной целью. Такому импульсивному человеку, как Джош, Питер, организация или кто-то еще не будут указывать, что делать.

Питеру и Джошу нужно сесть и обсудить свои личные цели, цели Vigor Skin Care и будущее компании. Могут ли проблемы с продукцией Ageless Vigor по-прежнему мотивировать Джоша? И как лучше использовать таланты Джоша? В конечном счете, Питер должен учитывать интересы Джоша и интересы всей организации.

Честно говоря, похоже, что Джош больше не болеет душой за Vigor Skin Care. Если это так, Питеру следует выразить огромную признательность за все, что Джош сделал для Vigor, и попросить Джоша продолжать помогать ему в качестве друга, консультанта и советника. Джош может больше подходить для этой менее формальной роли и, если его правильно попросить, он может положительно на нее отреагировать. В этой роли консультанта Джош мог бы по-прежнему помогать Vigor Skin Care решать проблемы и находить новые возможности для бизнеса. Он также мог бы сосредоточиться на поиске синергии между Vigor и более крупной организацией. А усилия материнской компании по перекрестному опылению могут облегчить Джошу применение его творческого потенциала и большого энтузиазма в других подразделениях.

Если Питер решит остаться, он может сформировать новую команду с Сэнди в качестве основного члена. Третий член команды, вероятно, должен иметь такую же страсть к производству, как Джош к инновациям и Питер к продажам; этот человек может стать главным операционным директором Vigor. Сэнди проделала фантастическую работу, тренируя Питера; она могла бы возобновить эту роль, помогая новому члену команды таким же образом. Вместе они смогут вывести компанию Vigor на новый уровень.

Нэнси Болонья - старший вице-президент по персоналу компании Best Buy, расположенной в Иден Прери, штат Миннесота.

Питер интуитивно собрал идеальную команду для первоначального запуска Ageless Vigor; в результате команда должна получить высшую награду компании за эффективность. Но Питер, возможно, переоценивает роль команды в будущем успехе Ageless Vigor и Vigor Skin Care в целом. Возможно, уже слишком поздно спасать команду; возникающие производственные проблемы отражают необходимость других решений.

"Питер, возможно, переоценивает роль команды в будущем успехе Ageless Vigor и Vigor Skin Care в целом."

Лидерам необходимо внимательно следить за сигналами того, что член команды отстранился от проекта, и предусмотреть меры предосторожности. Например, Питер мог бы вмешаться раньше и предотвратить выгорание Сэнди от работы, дав ей перерыв или обеспечив ей поддержку. Сэнди также должна взять на себя ответственность за то, чтобы держать себя в руках и справляться со стрессом; она могла бы предупредить Питера, если бы решила, что ей нужна дополнительная помощь. Сейчас корпоративное выгорание Сэнди может зайти слишком далеко, чтобы достаточно быстро перейти ко второй фазе "Нестареющей бодрости".

Тем временем Джош движется по другой траектории - его внимание уже отвлечено. И его личность, похоже, не подходит для предсказуемой рутины, в которую погрузился Вигор. Иметь еще одного Джоша "в запасе" нереально, поэтому Питер должен был предвидеть, что Джошу в конечном итоге наскучит проект, и придумать, как использовать вклад Джоша после его ухода. Вместо этого бездействие Питера оставило проект Ageless Vigor уязвимым.

Даже если Сэнди и Джош все еще инвестируют в проект Ageless Vigor, Питер должен спросить себя, обладают ли они навыками, необходимыми для следующего этапа жизненного цикла Vigor Skin Care. Возникающие проблемы указывают на то, что это не так. Отсутствие продукции на складе, непредвиденные расходы и задержки, проблемы с поставщиками - все это предсказуемые проблемы, когда зрелый бизнес выводит на рынок новую продукцию. Но, похоже, они быстро накапливаются и могут перечеркнуть динамику развития Vigor.

Питер не предвидел этих проблем и не принял соответствующих мер по их устранению, потому что, возможно, излишне полагался на команду. Если бы он выделил несколько межфункциональных команд для управления различными процессами, связанными с выпуском Ageless Vigor, такими как производство и инвентаризация, у него, возможно, было бы меньше проблем сейчас.

Вместо того чтобы советовать Питеру спасать команду, я бы предложил ему реорганизовать Vigor Skin Care, включив в нее "интеграторов" - руководителей команд, которые контролируют работу межфункциональных рабочих групп. Эти совместные команды должны управлять и координировать выполнение бизнес-планов в отделах, ответственных за сквозное производство продукции Vigor. Используя эти рабочие команды, Питер сможет зарядить энергией своих сотрудников и побудить других взять на себя роль лидера. Питеру по-прежнему будут нужны креативные и стратегические специалисты, поэтому Сэнди и Джош могут выступать в качестве внутреннего совета консультантов или исполнительных спонсоров.

Питеру также необходимо позиционировать Ageless Vigor как средство и платформу для омоложения продуктового портфеля компании. Самое подходящее время для запуска этой инициативы - сразу после церемонии награждения, пока проект пользуется большой известностью и положительным отношением общественности. Бизнес-план Питера должен расширить позиции Ageless Vigor в качестве стратегически агрессивного и обеспеченного ресурсами полигона для тестирования линий продуктов, предназначенных для новых или расширяющихся групп потребителей. Это не только эффективный способ захвата растущей доли рынка, но и поможет Питеру привлечь высокопотенциальных сотрудников по всей компании, желающих получить выгоду от перекрестного опыления, за которое ратует штаб-квартира.

Таким образом, дождевая реклама Питера может иметь больший эффект, чем в былые времена, когда он заключал сделки на местах.

Мартин Пурис - основатель и бывший председатель рекламного агентства Ammirati Puris Lintas. Он также основал New Things, нью-йоркскую группу венчурного капитала, специализирующуюся на беспроводных стартапах. Он является автором книги Comeback: How Seven Straight-Shooting CEOs Turned Around Troubled Companies (Random House, 1999).

Vigor Skin Care находится на переходном этапе, но это не повод для паники. Переходы не являются чем-то необычным, они неизбежны. Вопрос не в том, не столкнетесь ли вы с несколькими препятствиями, а в том, насколько хорошо вы с ними справитесь. Хотя я, конечно, восхищаюсь тем, что Питер не спит и чутко реагирует на приливы и отливы своего бизнеса, я не уверен, что восхищаюсь его готовностью на волосок от гибели двух из трех причин успеха его бренда: Сэнди и Джоша. Заметьте, я не особенно сентиментален и не близоруко предан, и я признаю, что уволил свою долю людей за эти годы. Я просто верю в ценность великих творческих союзов с убежденностью, граничащей с религиозной.

Когда Питер пришел в Vigor Skin Care, ему очень повезло найти не одного, а двух чрезвычайно одаренных партнеров. Возрожденные приходом Питера, Сэнди и Джош стали звездами. Питер стал лидером грозной команды. И, по его собственному мнению, эта команда совместными усилиями достигла того, чего никто из троих не смог бы сделать в одиночку.

Команда Vigor встречала каждый день с огнем в глазах. Не осознавая (или не впечатляясь) тем, что нельзя было сделать, команда делала это. Сэнди держала в узде костюмы из штаб-квартиры и выполняла роль альтер-эго Питера. Джош обеспечивал поэзию, творческие скачки, гениальность. Как лидер группы, Питер нашел величие и позволил Сэнди и Джошу найти его в себе. Как замечательно, как продуктивно - и как очень редко. Компания Vigor Skin Care восстала из пепла. Четыре года впечатляющего успеха, и вот теперь, столкнувшись с трудностями в последние два месяца, Питер безотчетно подумывает об отказе от "страшной тройки"

Возможно, Питер - случайный герой. В один из откровенных моментов он признается, что не понимает загадочной формулы, которая дает команде "Нестареющая бодрость" ее магию. Это непонимание может стать роковым недостатком Питера. Пока он скрытно размышляет, предпочитая не сообщать о своих опасениях партнерам, Сэнди и Джош возвращаются к скуке, свойственной Питеру. Разве не так поступают талантливые люди, когда они не вдохновлены?

Не нужно обладать необычной проницательностью, чтобы понять, что проблема в Vigor Skin Care - это проблема руководства в сочетании с острой послеигровой депрессией. Но эта история не обязательно должна иметь мрачный конец. Питер уже обладает многими лидерскими качествами, необходимыми для того, чтобы возглавить грозную команду, которые сильно отличаются от более рутинных методов управления, необходимых для того, чтобы просто пасти посредственную группу из квартала в квартал до самой смерти. Первые четыре года его работы в Vigor и его общий послужной список в бизнесе подтверждают это. Он доказал, что у него острый глаз на таланты. Он может объединить разрозненные группы талантливых людей. Он поощряет творческую мысль и уменьшает до размеров великого гопника - неудачу. Он дал мечту, которая вдохновила на возрождение целой компании, и создал такую энергичную среду, которая позволила творчеству расцвести. Но что происходит, когда первоначальные страсти удовлетворены и миссия выполнена? Когда и мечта, и враг неясны, а работа грозит стать просто работой?"

"Не нужно обладать необычной проницательностью, чтобы понять, что проблема в Vigor Skin Care - это проблема руководства в сочетании с острой послеигровой депрессией."

Сложные методы управления бизнесом здесь не нужны. Очевидная и настоящая задача Питера - вернуться к колодцу за вдохновением. На его месте я бы завтра утром первым делом повесил на стену своего офиса табличку: "Никто из нас не так умен, как все мы". Закончив вешать табличку, я бы снял трубку и позвонил Сэнди, чтобы узнать, не принесет ли она пару чашек кофе и Джоша. Затем я закрывал дверь, выключал телефон и разговаривал с ними - очень долго.

Джон Р. Катценбах является основателем Katzenbach Partners в Нью-Йорке, фирмы, специализирующейся на вопросах лидерства, командной и кадровой эффективности. Он также является бывшим директором McKinsey & Company. Его последняя книга - The Discipline of Teams (John Wiley & Sons, 2001).

Можно задать вопрос не "Нужно ли спасать эту команду?", а скорее "Как мы можем обеспечить правильную работу команды в дальнейшем?". Хотя некоторые могут считать группу Питера маловероятной командой, я думаю, что она довольно типична для тех команд, которые встречаются в венчурных компаниях, стартапах и успешных бизнес-подразделениях. Люди добиваются успеха в командах, потому что существует убедительная и целенаправленная задача по выходу из кризиса, а не какая-то мистическая химия или горячее желание работать вместе. Люди работают в команде, потому что это зачастую единственный способ выполнить работу. К сожалению, после того как команда Vigor преодолела свой первоначальный вызов, возник другой набор проблем. Если Питер не изменит свой подход к руководству, чтобы отразить эти новые проблемы, он обнаружит, что у него больше нет команды, подходящей для этой работы.

Конечно, Питер мог бы применить принцип "бензопилы Эла", заменив свою нынешнюю команду совершенно новой. Но это просто растрачивает талант в то время, когда растрачивать его практически не нужно. Гораздо лучше признать, что задача, которую лучше всего решала одна небольшая группа, теперь, вероятно, требует множества усилий по решению проблемы - как со стороны различных команд, так и не команд. Питеру следует обратить внимание на четыре вещи.

Во-первых, ему нужно заново определить цель деятельности компании Vigor Skin Care. Она больше не может эффективно решаться как сфокусированная задача по развороту для трех человек. Лидерские группы, добивающиеся успехов в командной работе, сознательно делят свои задачи и приоритеты на две группы: те, которые требуют дисциплины работы одного лидера, и те, которые требуют дисциплины работы реальной команды.

Дисциплина одного лидера означает, что один четкий лидер несет индивидуальную ответственность за выполнение поставленных задач и ожидаемые результаты. Дисциплина реальной команды означает, что команда коллективно устанавливает свои задачи и ожидаемые результаты, и все члены несут взаимную ответственность. Самое важное, что при дисциплине "реальная команда" роль лидера может меняться в зависимости от поставленной задачи. Например, если бы группа Питера практиковала дисциплину реальной команды, Сэнди взяла бы на себя роль лидера, когда группа занималась решением маркетинговой проблемы. Питер временно стал бы рабочим членом команды, не отказываясь от своих формальных полномочий. И дисциплина одного лидера, и дисциплина реальной команды важны для сбалансированной работы лидера.

Во-вторых, Питеру нужно найти людей, которые могут привнести дополнительные навыки в группу лидеров. Страшная тройка уже не обладает всеми возможностями, которые нужны Питеру. Возможно, Джош или Сэнди могли бы лучше использовать свои навыки в других подразделениях компании. Это не обязательно означает, что они оба или один из них не могут быть ценными для Питера, но ему понадобятся дополнительные перспективы от других членов команды. Страшная тройка должна открыться для большего числа талантов.

В-третьих, Питеру необходимо использовать гибкую конфигурацию подгрупп. Точно так же, как задача компании по повышению эффективности теперь должна быть определена заново, так и усилия команд должны быть перенаправлены на решение этой новой задачи. Современный динамичный мир бизнеса неизменно требует создания подгрупп и других гибких подразделений. Таким образом, Питер должен быть более изобретательным в разработке правильного сочетания талантов и наборов навыков для решения меняющихся приоритетов компании.

"Питер должен быть более изобретательным в разработке правильного сочетания талантов и наборов навыков для решения меняющихся приоритетов Vigor Skin Care."

И наконец, Питер должен применять правильный подход в нужное время. Эффективность работы команды требует набора дисциплинированных моделей поведения, а не какого-то мистического стиля руководства или химического состава. Дисциплина работы одного лидера так же важна и ценна, как и дисциплина работы реальной команды в любой лидерской группе. Если Питер инстинктивно отдает предпочтение - а не сознательно выбирает - одному из них, он не сможет реализовать потенциал эффективности своей группы. Сбалансированное руководство использует реальные команды, группы с одним лидером и находчивых индивидуумов с максимальной эффективностью.

Об авторе

Холлис Хеймбуш - ответственный редактор издательства Гарвардской школы бизнеса в Бостоне и один из редакторов HBR.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться