Независимо от того, насколько сильно вы стараетесь создать благоприятную и полноценную рабочую среду, наступит день, когда вы узнаете, что ценный сотрудник думает об уходе или уже принял предложение за пределами компании. Если сотрудник еще не принял предложение, узнайте, почему он уходит. Пригласите их на кофе и спросите об их проблемах и надеждах на будущее. Затем совместно решите проблему. Считают ли они, что должны зарабатывать больше денег? Или они хотят больше возможностей для развития? Сделайте все, что в ваших силах, в пределах разумного. Если они все же решили уйти, не забудьте отпустить их с почестями. Жест доброй воли, например, пожелание кому-то добра, поможет создать здоровые долгосрочные отношения с этой звездой. Возможно, когда-нибудь они захотят вернуться в вашу организацию. Если вы будете относиться к уходящему сотруднику как к потенциальному представителю вашей компании, он не только сможет направить к вам бизнес в будущем, но и даже порекомендует вашу фирму своим новым коллегам в качестве места работы, если им захочется перемен.
Как бы вы ни старались создать благоприятную и полноценную рабочую среду, настанет день, когда вы узнаете, что ценный сотрудник думает об уходе или уже принял предложение за пределами компании. То, что вы сделаете в этот момент - убедите ли вы сотрудника остаться или отпустите его с почетом, - имеет значение не только для данной конкретной ситуации, но и для вашей организации на долгие годы вперед.
Убедите ли вы его остаться?
Первый вопрос - хотите ли вы отпустить этого ценного сотрудника. Иногда вам повезет, если вы узнаете, что человек рассматривает другую работу до того, как он принял на себя обязательства. В этом случае еще есть шанс удержать одного из лучших сотрудников - и вы должны сделать все возможное, в пределах разумного.
Вот несколько действий, которые вам следует предпринять. Все они предполагают, что ваш сотрудник знает, что вы знаете о том, что он рассматривает другую должность. Если нет, начните с подтверждения того, что вы слышали.
Пригласите сотрудника на чашечку кофе. Узнайте, о чем они думают. Неважно, насколько открытую и благоприятную атмосферу вы считаете созданной в вашей организации - вы можете ошибаться. Спросите об их проблемах и надеждах на будущее. Будьте готовы к тому, что вы можете услышать несколько неприятных для вас вещей. Иногда вы оказываетесь последним человеком, который узнает о некоторых проблемах в вашей группе - независимо от того, насколько вы стараетесь быть доступным.
Создайте атмосферу совместного решения проблем. Предположительно, ваш сотрудник хочет получить то, чего он не может добиться на своем нынешнем месте. Вы хотели бы удержать его. Чтобы добиться этого, вам придется решать проблему вместе.
Иногда (особенно в начале карьеры) деньги являются большой частью проблемы. Люди, поступающие на свою первую работу, часто рады просто тому, что их берут на работу, и поэтому они не ведут жестких переговоров о зарплате. Когда вы поймете, насколько ценен этот человек - а он поймет, насколько он ценен для любой организации - он может почувствовать, что зарабатывает недостаточно. Если это так, постарайтесь решить эту проблему. Нет ничего хорошего в том, чтобы обделять сотрудника. Любая проблема, с которой сталкивается сотрудник-звезда и которую можно решить с помощью правильного распределения денег, должна быть решена быстро.
Чаще всего вопрос стоит шире, чем зарплата, и вам придется мыслить творчески. Задавайте много вопросов о карьерных целях, амбициях и желаниях вашей звезды. Есть ли другие способы помочь им добиться успеха, о которых они еще не думали? Предложите новые проекты, наставников и обучение. Подумайте о том, чтобы помочь им получить высшее образование, если оно им необходимо. Дайте им понять, где бы вы хотели видеть их в ближайшие несколько лет, и возьмите на себя обязательство помочь им в этом.
Одна из причин, по которой люди остаются на своей работе, заключается в том, что они чувствуют поддержку со стороны людей, на которых они работают. Продемонстрируйте эту поддержку.
Когда нужно отпускать сотрудников
Конечно, вы не можете победить всех. Иногда возникают скрытые проблемы, о которых вы не знали или не можете решить. Иногда ваша звезда хочет новых приключений. Многие начинающие сотрудники просто хотят поработать на кого-то другого, чтобы понять, как работает эта сфера. А иногда вы узнаете об уходе вашей звезды только после того, как она уже получила должность в другом месте.
В этом случае начните с поздравления с новой должностью. Возможно, вы были начальником для этого человека на рабочем месте, но самое главное - вы его коллега. А вы хотите, чтобы ваши коллеги добивались успеха, даже если этот успех приведет их в другое место. Такой жест доброй воли, как пожелание благополучия, поможет создать здоровые долгосрочные отношения с этой звездой.
<
Серия "Вы и ваша команда"
Удержание
-
Как потерять лучших сотрудников
Чтобы удержать новых сотрудников, обязательно встречайтесь с ними в первую неделю
Почему великие сотрудники покидают "великие культуры"
Вы хотите, чтобы ваша звезда чувствовала себя хорошо в организации, ведь когда-нибудь они могут вернуться. Растет тенденция к появлению сотрудников-бумерангов, которые покидают организацию на некоторое время, а затем возвращаются. Вы можете сгладить путь возвращения звезды, дав ей понять, что вы заботитесь о ее будущем. Если они решат, что им действительно было лучше работать у вас, они будут помнить о вашем благосклонном отношении. Вы даже можете напомнить им, что дверь всегда открыта.
Даже если ваша звезда никогда не вернется, она, скорее всего, останется в вашей сфере. Возможно, они будут работать в конкурирующей фирме или в компании из соседнего бизнеса. В наши дни многие крупные проекты требуют объединения усилий нескольких организаций для завершения сложного проекта. Это означает, что ваша звезда может быть в состоянии рекомендовать вашу фирму для бизнеса или даже объединиться для участия в тендере или выполнения нового проекта. Вы хотите быть первым, кому они позвонят в будущем.
Поэтому отнеситесь к уходящему сотруднику как к потенциальному представителю вашей фирмы. Они могут не только направить бизнес в вашу сторону в будущем, но и порекомендовать вашу фирму своим новым коллегам в качестве места работы, если им потребуются перемены.
Чтобы быть изящным перед лицом ухода, вы должны помнить, что бизнес - это не игра с нулевой суммой. Чем больше в мире людей с положительным впечатлением о вас и вашей фирме, тем больше у вас будет возможностей добиться успеха. Даже те люди, которые уходят, могут оказаться ценными.
Об авторе
Арт Маркман, доктор философии, является столетним профессором психологии и маркетинга Аннабель Ирион Уоршем в Техасском университете в Остине и директором-основателем программы "Человеческие аспекты организаций". Он написал более 150 научных работ на такие темы, как рассуждения, принятие решений и мотивация. Его последняя книга - Bring Your Brain to Work: Using Cognitive Science to Get a Job, Do it Good, and Advance Your Career (HBR Press).
- Hbr.org
Поделиться