Стив Джобс и школа лидерства Бобби Найта

Я считаю, что Стив Джобс был одним из лучших руководителей этого поколения, потому что он шесть раз за десятилетие создавал совершенно новые категории и построил крупнейшую в истории рыночную компанию. Однако в двух недавних и превосходных книгах (Inside Apple Адама Лашински и Steve Jobs Уолтера Иссаксона) описывается стиль управления, который был тревожно жестким.

Чтобы понять успех Джобса, мне кажется полезным взглянуть на успех Бобби Найта, знаменитого баскетбольного тренера из Индианы. Найт был одним из двух тренеров, выигравших более 900 игр, трижды становился чемпионом NCAA и четыре раза был национальным тренером года, но при этом имел стиль управления, похожий на Джобса (подробно описанный в книге Джона Файнштейна Сезон на грани). Какие общие характеристики успеха объединяют этих двух людей? Прежде чем ответить на этот вопрос, полезно подробнее остановиться на двух стилях управления.

Обращение Джобса с сотрудниками и партнерами было описано как жестокое и даже грубое. Он регулярно принижал идеи и достижения сотрудников, ожидал от них преданности работе, но редко ценил лояльность, произвольно увольнял людей, пренебрегал чувствами других, исключал людей из "секретных" проектов, регулярно присваивал себе чужие заслуги и не позволял другим иметь публичное лицо. Это полная противоположность поддерживающему и воспитывающему менеджменту по Теории Y, впервые предложенному Дугласом МакГрегором из Массачусетского технологического института более полувека назад.

Обращение Найта с игроками было названо оскорбительным. Он кричал, толкал, принижал, унижал, угрожал и придирался к недостаткам. Другие тренеры были громкими и негативными, но Найт поднял это на совершенно новый уровень. Он был настолько жесток, что одной из основных задач помощников тренера было давать советы расстроенным игрокам не обращать внимания на его слова. Среди многочисленных примеров его грубого поведения - бросание стула через баскетбольную площадку во время игры. После многочисленных предупреждений он был уволен из "Индианы" через 28 лет после обвинения в удушении игрока.

У Найта и Джобса были четыре общие черты успеха, которые кажутся более очевидными, если посмотреть на них вместе.

  1. Они были невероятно знающими и проницательными. Джобс принимал решительные решения по крупным и мелким вопросам и снова и снова оказывался прав благодаря рынку или технологии. С этой способностью принимать правильные решения пришло уважение и терпимость к его негативу. Найт обладал не только потрясающим знанием игры, но и пониманием конкурентов и способностью адаптировать усилия игроков и команды, чтобы привести их к победе. Знания обоих отчасти пришли благодаря дисциплине и упорному труду. Каждый из них был одержим своей работой и работал поразительно долго. Но понимание также пришло благодаря таланту, которому просто невозможно научить.
  2. Они оба были перфекционистами и микроменеджерами. Они не останавливались на стратегии, а занимались тактикой на самом микроуровне. Джобс был известен тем, что вникал в детали всех аспектов продукта, включая дизайн, упаковку и рекламу. Он стремился к совершенству и ожидал от всех остальных такого же стремления. Найт был таким же, он обучал основам игры, блокированию, пасу и защите и ожидал, что каждый игрок будет знать, как правильно играть, и выполнять это. В мире Найта не было места для чего-то меньшего, чем постоянное совершенствование.
  3. Они оба были победителями. Они ненавидели проигрывать и могли практически одержать победу только силой своей воли. Победа со временем стала решающим фактором их успеха. Людям нравится ассоциироваться с победителями и быть в команде победителей. Люди, работавшие под началом Джобса и Найта, в целом чувствовали, что эти два лидера подталкивали их к достижениям, превосходящим их естественные пределы, и этот результат был захватывающим и стоил боли.
  4. У них была более высокая цель, чем просто победа. Джобс хотел создавать безумно замечательные продукты и использовать их как средство для изменения мира. Найт хотел не просто побеждать, а создавать игроков и команды, которые раскрывали или превосходили свой потенциал. Многие из его игроков, немногие из которых были одаренными игроками уровня НБА, говорили, что тренер заставлял их выступать за пределами их личных ограничений. Его цель распространялась и на занятия в классе, где он также требовал дисциплины. Почти все его игроки окончили школу, что является редким достижением, когда речь идет об элитных спортивных командах колледжей. Выиграть чемпионат для Найта было недостаточно.

Этот анализ напоминает нам о том, что существует множество путей к успеху руководителя; не существует одного стиля, который был бы самым лучшим. В частности, он подчеркивает истину, что не обязательно быть любимым или даже поддерживающим и ободряющим. Стиль Бобби Найта сработал и для Найта, и для Джобса. Могли бы Джобс или Найт добиться такого же или даже большего успеха, если бы были немного более чувствительными и менее эмоциональными и негативными? Или попытка смягчить их стиль сбила бы их с толку и снизила бы эффективность их работы? Мы не знаем ответа. Неясно, что корректировка стиля, которая является целью многих программ обучения и аттестации, приведет к повышению эффективности работы руководителей.

Об авторе

Дэвид Аакер - вице-председатель компании Prophet и автор книги Brand Relevance: Making Competitors Irrelevant. Он ведет блог davidaaker.com, посвященный брендингу.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться