В настоящее время я нахожусь в Нью-Дели, где принимаю участие в Индийском экономическом саммите, организованном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Этот саммит, который знаменует 25-й год участия ВЭФ в Индии, проходит под девизом "Следующее поколение роста Индии".
В прошлую субботу я участвовал в мозговом штурме по вопросу о том, как Индия может повысить качество своей рабочей силы и трудоспособность, учитывая тот факт, что к 2020 году к глобальной рабочей силе, по прогнозам, присоединится 100 миллионов человек из Индии - совокупная рабочая сила Великобритании, Франции, Италии и Испании. С половиной населения в возрасте до 25 лет и национальной рабочей силой, которая, как ожидается, составит 25% от глобальной рабочей силы в 2020 году, Индия имеет большие шансы стать одним из самых плодовитых поставщиков талантов в мире.
Но вопрос для Индии заключается в том, сможет ли она стать привлекательным местом для талантов. Этот вопрос фактически пронизывал почти все заседания, на которых я присутствовал до сих пор. Все руководители компаний и политики - включая Капила Сибала, выпускника юридического факультета Гарварда, недавно назначенного новым министром образования Индии, - отмечали, что для того, чтобы Индия смогла достичь и поддерживать темпы роста в 9% в следующем десятилетии, она должна инвестировать огромные средства в развитие человеческого капитала.
Выступающие сходились во мнении, что ожидаемый демографический дивиденд Индии может быстро превратиться в демографический кошмар, если страна не решит в срочном порядке многочисленные структурные и системные проблемы в своей системе образования и обучения. Сам г-н Сибал поделился некоторыми ужасающими статистическими данными: сегодня в Индии 220 миллионов детей ходят в школу, но только 12% из них поступают в колледж (по сравнению с 63% в США). Аналогичным образом, из примерно 509 миллионов работников, занятых в настоящее время в Индии, только 12% являются квалифицированными.
И даже так называемым "квалифицированным работникам" не хватает "мягких" навыков, таких как навыки общения, которые сделали бы их привлекательными для будущих работодателей. Например, NASSCOM - торговая ассоциация индийской ИТ-индустрии - недавно сообщила, что 75% выпускников инженерных специальностей, нанятых отечественными ИТ-провайдерами, не могут найти работу. Все это объясняет, почему в Индексе глобальной конкурентоспособности ВЭФ 2009 года Индия заняла ужасающее 101 место (из 133 оцениваемых стран) по уровню начального образования и только 66 - по уровню высшего образования и профессиональной подготовки.
Очевидно, что для того, чтобы постоянно поддерживать темпы роста на уровне 9%, Индия должна значительно улучшить как количество, так и качество своей базы квалифицированных работников. Но среди докладчиков саммита были разногласия по поводу средств достижения этой важной цели. Например, г-н Сибал, несмотря на то, что он рьяно выступает за масштабные реформы в сфере образования, по-прежнему решительно выступает против коммерческих образовательных учреждений и считает, что правительство должно сосредоточить свои усилия на создании небольшой группы университетов мирового класса, которые будут соответствовать Гарварду, Стэнфорду и Кембриджу по качеству преподавания и исследований.
Но руководители частных учебных заведений, такие как Раджендра Павар, председатель NIIT (крупнейшей в Индии компании по обучению ИТ), подвергли сомнению позицию г-на Сибала, а Билл Грин, генеральный директор Accenture, дипломатично призвал страну "поднять уровень воды в баке" - подразумевая, что Индия должна повышать уровень своей квалификации снизу вверх, а не стремиться к совершенству на вершине образовательной лестницы.
Хотя все докладчики и участники Саммита расходятся во взглядах на то, как реформировать индийскую систему образования, я заметил резкое изменение в общем диалоге, происходящем на этом Саммите о развитии человеческого капитала, по сравнению с предыдущими Саммитами. На самом деле, по всей Индии общественные дебаты о развитии талантов сейчас меняются:
-
От теоретического образования к развитию практических навыков. В течение многих десятилетий достижения в образовании измерялись полученной степенью - предпочтительно дипломом колледжа или выше. Но работодатели в развивающихся секторах автомобилестроения и розничной торговли ищут работников с практическим профессиональным образованием в области производства и логистики - а не с полным набором теоретических знаний. Это заставляет родителей задуматься.
-
От производства талантов к их воспитанию. Большинство государственных и частных учебных заведений Индии пытались добиться "экономии на масштабе", выпуская как можно больше студентов по жестко заданной учебной программе, которая не могла быть адаптирована к индивидуальным потребностям студентов, не говоря уже об их уникальных стремлениях и мечтах. Но теперь родители, педагоги и даже политики признают, что программа обучения, ориентированная на ученика, жизненно важна для снижения уровня отсева в школах и построения экономики знаний, которая в полной мере использует творческий потенциал и разнообразие своей молодежи.
Мое желание заключается в том, чтобы 10 миллионов молодых людей, которые ежегодно пополняют ряды индийской рабочей силы, могли выбрать и получить необходимую подготовку, чтобы преуспеть в той области или должности, которой они лично и глубоко увлечены, не беспокоясь о том, как их родители или общество отнесутся к их индивидуальному выбору. И я надеюсь, что индийское правительство позволит рыночным силам - особенно предпринимателям - зажечь молодые индийские умы.
Об авторе
Нави Раджу - консультант по инновациям и лидерству из Кремниевой долины. Докладчик TED и лауреат премии Thinkers50 Innovation Award 2013 года, он является соавтором (вместе с Джайдипом Прабху и Симоной Ахуджа) книги Jugaad Innovation (Wiley 2012). Его последняя книга (совместно с Джайдипом Прабху) - Frugal Innovation (The Economist в ассоциации с Profile Books and Public Affairs, 2015).
- Hbr.org
Поделиться