Вы бы заплатили кому-нибудь на Филиппинах, чтобы он отвечал на ваши письма - даже на личные? Или нанять незнакомцев в Интернете для планирования большой вечеринки по случаю дня рождения вашего супруга? Или бросить мясо, овощи и масло в блендер и назвать это ужином?
Это лишь некоторые из реальных приемов "автоматизации жизни", которыми сегодня пользуются занятые предприниматели.
Рассмотрим случай Маниша Сети. Возможно, более известный как легко отвлекаемый человек, который заплатил женщине, чтобы она била его по лицу каждый раз, когда он заходил в Facebook, сейчас он работает над продуктом, который позволит вашим друзьям в Facebook ударить вас по лицу с помощью носимого устройства, похожего на шоковый ошейник, если вы не выполните поставленные перед собой цели. На конференции South by Southwest в Остине, штат Техас, он рассказал о том, что нанял человека в Маниле (Калеба), чтобы тот проверял за него электронную почту. Калеб, которого Сети нашел через Staff.com, каждое утро просматривает электронную почту Сети - как рабочую, так и личную - и отмечает важные сообщения для последующей проверки, а также распределяет их по категориям и составляет ответы на остальные. К тому времени, когда Сети просыпается, его электронная почта уже отсортирована, а к концу дня на каждое сообщение получен ответ. При этом Сети не пришлось писать ни одного ответа самому.
Сети участвовал в дискуссии "Автоматизация жизни предпринимателей", в которой также принимала участие подкастер Вероника Бельмонт, приверженец Getting Things Done. Она использует приложения для повышения продуктивности (например, TripIt и Things) и виртуальных помощников (например, Fancy Hands), чтобы оставаться организованной и эффективной. Например, она наняла временных помощников на Fancy Hands, чтобы спланировать недавний день рождения своего мужа. Эти "виртуальные помощники" провели мозговой штурм по темам, нашли место проведения, спланировали вечеринку и даже придумали продуманные дополнительные услуги, которые, по ее словам, она никогда бы не придумала. "Я думала, что мне никогда не понадобится передавать такие действия на аутсорсинг, - объяснила она, - но, честно говоря, ни у кого из нас нет столько времени, сколько нам нужно".
И все же, возможно, самым радикальным автоматизатором жизни является Дэйв Эспри, на сайте которого он описан как "инвестор и технологический предприниматель из Кремниевой долины, который потратил 15 лет и более 300 000 долларов, чтобы взломать свою собственную биологию". Среди прочих достижений он сбросил сто килограммов и повысил свой IQ на 20 пунктов, а сейчас руководит коучинговой фирмой под названием "Пуленепробиваемый руководитель". Его секрет автоматизации жизни? "У меня есть одна API... и ее зовут Никки". Да, именно так: старомодный личный помощник. И несмотря на то, что она экономит ему время, именно он выступает за смешивание ужина, чтобы "вы могли выпить его, пока заняты чем-то другим"
Возможно, это звучит не очень здоровым, но эти трудоголики быстро отметили, что они не жертвуют своим здоровьем ради работы - потому что тогда, конечно, они не смогли бы работать. Все три предпринимателя регулярно выделяют время на физические упражнения и визиты к врачу, даже иногда на массаж. Бельмонт признала, что "это звучит как роскошь". Но она утверждает: "Если вы не будете уделять время уходу за собой, вы не сможете функционировать на должном уровне". Эспри говорит об этом более прямолинейно: "вам нужно позаботиться о своем мясе". (И он говорит не о том мясе, которое идет в блендер.)
Мы в HBR виновны в тех же импульсах, связанных с максимизацией рентабельности инвестиций, я охотно признаю - большинство из того, что мы опубликовали о достаточном количестве сна и физических упражнений, а также о соблюдении разумного графика работы, было сосредоточено на итоговых выгодах: повышение креативности, уменьшение количества ошибок, улучшение коммуникации и делегирования и так далее. И все же я нахожу себя немного обеспокоенным, когда этот подход доводится до логической крайности, когда все - прогулка, даже рождение детей - становится оправданным в силу увеличения экономического результата. Мы должны быть homo sapiens, а не homo economicus.
Результатом такой крайней преданности работе является то, что мы перегружаем себя до такой степени, что даже самые тривиальные решения становятся источником стресса. "Даже такие мелкие решения, как ответ на электронное письмо, пересылка письма или ответ на телефонный звонок, каждое из них немного напрягает вас и изматывает", - утверждает Сетхи. Эспри согласился: "Есть стресс для 40 различных приложений, выбирая, какое из них использовать". В какой-то степени они правы. Принятие решений действительно вызывает стресс, а сила воли снижается, если вы перегружаете ее (именно поэтому привычки так сильны - ведь они выводят важные задачи из сферы сознательных усилий). И по правде говоря, для того чтобы быть высокофункциональным руководителем, часто требуется не только личный помощник для управления сложностями работы, но и супруг, который не работает, для управления сложностями жизни.
Но хотя я признаю, что давление - как внешнее, так и внутреннее - посвятить все работе реально, я также считаю, что жизненно важно ему противостоять. Разве принятие решений (и посещение стоматолога) не является частью взрослой жизни? Часть жизни? Как напомнил Сети, "слово "решение" буквально означает "отрезать". Хотя есть что-то освобождающее в делегировании своих решений другим - сброс стрессовых факторов, как воздушный шар сбрасывает мешки с песком, - если мы отступим слишком далеко, то можем обнаружить, что отрезанными оказались именно мы.
У нас у всех разные представления о том, что разумно. Я считаю, что употребление мясного смузи - это признак приближающегося конца цивилизации, но я совершенно не против носить одну и ту же вещь каждый день - как Стив Джобс, Марк Цукерберг или Барак Обама - в целях экономии времени. И у всех нас разный аппетит к работе, разное понимание того, где провести черту. Однако, как отметил Джеймс Олворт на нашей собственной дискуссии на SXSW о том, почему мужчины работают так много часов, трудно придерживаться этих ограничений, когда вознаграждение за работу приходит немедленно, а вознаграждение за жизнь накапливается медленнее (некоторым родителям подростков эти вознаграждения могут показаться практически ледниковыми).) Возникает соблазн приберечь все лучшее для краткосрочных выгод работы и "автоматизировать" долгую игру жизни.
Тем не менее, я считаю, что у каждого из нас есть свой Рубикон - где бы он ни находился и когда бы мы его ни нашли. Перейдя его, мы можем начать воспринимать роскошь не как наличие личного помощника или еженедельный массаж, а как занятие чем-то бесполезным просто потому, что нам захотелось это сделать - не потому, что это делает нас умнее, стройнее или продуктивнее.
Так что в следующий раз, когда инстинкты подскажут вам, что нужно двигаться дальше, карабкаться выше, поставить еще одну часть своей жизни на автопилот, подумайте: даже Сизифу приходилось идти вниз по склону половину времени.
Об авторе
Сара Грин Кармайкл - бывший исполнительный редактор Harvard Business Review. skgreen
- Hbr.org
Поделиться