Следовать сигналам рынка

Весной 2000 года, когда Nasdaq начал свое падение на один из худших медвежьих рынков в истории, бесчисленные руководители предприятий пропустили сигнал. Убаюканные низким уровнем безработицы и высокими темпами роста ВВП, они попались на том, что их запасы были увеличены, а планы расширения находились в стадии реализации, в то время как им следовало бы задраить люки. Рынок предвидел сокращение экономики, даже если они этого не делали. Если бы они только прислушались к его предупреждению.

Любой руководитель, не умеющий читать рынок, упускает важнейшие сигналы - сигналы, которыми можно руководствоваться при принятии решений по всем вопросам, от производства и управления запасами до капитальных затрат и маркетинга. Конечно, большинство руководителей знают, что рынок является опережающим индикатором общей экономической активности. Но он дает и более тонкие подсказки.

Рассмотрим взаимосвязь между широким циклом фондового рынка и конкретными моделями отраслевой ротации для отдельных секторов экономики. Например, в верхней части цикла фондового рынка, когда деловой цикл находится на поздних стадиях расширения, многие профессиональные управляющие Уолл-стрит начинают оборонительную ротацию средств в "устойчивые к рецессии" отрасли здравоохранения и нециклические потребительские сектора, такие как фармацевтика, косметика и продукты питания, предвидя грядущие худые времена. Знание того, когда показатели вашего сектора могут достичь пика в ходе рыночных циклов, может стать основой для принятия как широких стратегических, так и более тактических решений.

Например, калифорнийская компания Calpine. Calpine входит в сектор независимого производства электроэнергии, наряду с такими конкурентами, как Dynegy, Reliant Energy и Mirant. Этот сектор входит в более широкую категорию энергетики. Энергетика - это недифференцированный массовый товар, который обычно переживает лишь краткий, блестящий момент в общем деловом цикле, как правило, достигая пика в поздней бычьей фазе цикла фондового рынка. Когда экономика работает на полную мощность, поставки энергоносителей ограничены, спрос на них горячий, и цены на этом в остальном высококонкурентном рынке, как правило, резко растут вместе с прибылями и ценами на акции. Как только в экономике наступает спад, цены быстро снижаются и уменьшают прибыль в условиях избыточных мощностей и жесткой конкуренции.

В феврале 2001 года, когда продолжающееся падение фондового рынка сигнализировало о надвигающейся рецессии, компания Calpine объявила, что увеличивает план по расширению капиталовложений до поразительных 70 000 мегаватт генерирующих мощностей к 2005 году. Это расширение должно было сделать Calpine крупнейшим производителем электроэнергии в стране. К сожалению, агрессивный шаг Calpine не мог произойти в худшее время: Рецессия началась в следующем месяце.

Компания Calpine столкнулась с серьезным сокращением денежных потоков как раз в тот момент, когда она взяла на себя огромный дополнительный долг для финансирования расширения. К тому времени, когда руководители компании поняли, что она опасно перегружена кредитами, было уже слишком поздно. Рейтинг облигаций компании Calpine упал до уровня нежелательных, а цена акций упала с максимума в 58 долларов в марте 2001 года до минимума в 7 долларов в феврале 2002 года. Месяц спустя Calpine объявила о снижении целевых показателей роста и приостановке более половины проектов.

Ошибка Calpine заключалась в том, что она проигнорировала место своего сектора в бизнес-цикле и не смогла предвидеть наступление рецессии. Опытные руководители компаний этого сектора с осторожностью отнеслись бы к любым планам по расширению в условиях рецессии фондового рынка, даже если бы текущие экономические показатели их компаний выглядели устойчивыми. Это особенно актуально для таких капиталоемких отраслей, как электроэнергетика, которые вынуждены обслуживать большие суммы долга за счет доходов, которые в условиях рецессии, скорее всего, резко сократятся. Итог: Руководители Calpine не поняли, что предприятиям энергетического сектора нужно прижиматься к земле, а не расширяться, когда деловой цикл достигнет своего пика и фондовый рынок войдет в раннюю фазу медвежьего спада.

Сравните стратегию Calpine с подходом немецкого производителя полупроводников Infineon Technologies, учитывающим циклы. В декабре 2001 года, предвидя, что поздний медвежий рынок, скорее всего, скоро достигнет дна, генеральный директор Infineon Ульрих Шумахер объявил, что компания начнет производить самые большие кремниевые пластины в отрасли, что является ключом к повышению эффективности производства. Делая это заявление, он заметил: "Если вы хотите преобладать на завтрашнем рынке полупроводников, вы должны быть готовы сделать антициклические инвестиции сегодня". Компания явно ожидает восстановления экономики, помня о том, что обычно сектор производства полупроводников показывает наилучшие результаты на ранних стадиях роста. Если восстановление экономики произойдет в соответствии с прогнозами, Infineon окажется в идеальном положении как один из самых низкозатратных производителей, когда цикл производства полупроводников достигнет своего наилучшего момента.

Истории компаний Calpine и Infineon напоминают нам о том, что широкая тенденция фондового рынка является лучшим опережающим индикатором будущих экономических условий, а отраслевые тенденции увеличивают разрешение картины. Если рынок ожидает восстановления в ближайшие месяцы, он никогда не ждет, пока начнется фактическое расширение. Возможно, и руководителям, стремящимся получить преимущество над конкурентами, не стоит этого делать.

Об авторе

Питер Наварро - профессор бизнеса в Университете Калифорнии-Ирвайн и автор книги "Смерть от Китая" (2011).

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться