Шанс на позитивные перемены в Северной Корее

В бизнесе всегда нужно смотреть на возможные положительные стороны. Даже несмотря на все мрачные прогнозы о том, что может произойти в Северной Корее после внезапной смерти ее "дорогого лидера" Ким Чен Ира, это событие может открыть путь для южнокорейских и иностранных компаний к новым достижениям в этой стране-затворнице.

На Западе о Северной Корее лучше всего знают, что это ядерная программа, голодающее население и, прежде всего, ее непредсказуемость. Но менее освещаемый факт заключается в том, что в последнее десятилетие или около того появились некоторые обнадеживающие признаки того, что капитализм постепенно проникает в страну. В приграничном районе рядом с демилитаризованной зоной (ДМЗ) под названием Кэсон есть свободная экономическая зона, где южнокорейским компаниям разрешено нанимать северокорейских рабочих для производства конкурентоспособной по цене продукции на экспорт. Крупный курорт в Северной Корее был открыт компанией Hyundai (но закрыт в 2008 году после инцидента со стрельбой) для приема более 2 миллионов туристов из Южной Кореи и других стран.

Эти предприятия, несомненно, были мотивированы острой необходимостью Северной Кореи заработать твердую валюту. Однако они также сигнализировали о том, что страна экспериментирует с тем, как управлять этим коммунистическим государством. Китай также был твердым социалистическим режимом, пока в 1980-х годах не начал пробовать капитализм под руководством Дэн Сяопина. В последние годы Ким Чен Ир часто посещал Китай не только для того, чтобы выторговать финансовые льготы у своего главного союзника, но и для того, чтобы оценить экономические реформы в этой стране. Однако аналогичные реформы в Северной Корее срывались всякий раз, когда они вступали в противоречие с его внутренними и внешними политическими или военными планами. Это объясняется тем, что Ким принадлежал к "старой школе" и был обучен и ответственен перед сторонниками холодной войны в своей партии.

После смерти Кима появилась большая неопределенность в отношении его наследника, двадцатилетнего Ким Чен Ына. Учитывая неопытность молодого Кима, ожидается, что ему придется доказывать свою состоятельность старой гвардии Северной Кореи. Принято считать, что это будет включать в себя военные провокации, которые часто практиковал его отец.

Однако более оптимистичный сценарий заключается в том, что в когорте советников преемника будут и технократы, настроенные на реформы. Хотя большая часть Северной Кореи отсталая и бедная, ее столица Пхеньян, напротив, относительно современна и населена образованными людьми, которые осознают необходимость перемен в своей стране. Сам младший Ким получил частичное образование на Западе и, как известно, владеет английским и немецким языками. Поэтому есть надежда, что он тоже может быть более открытым для новых идей и возобновить коммерческие инициативы, начатые его отцом.

Для нового режима в Северной Корее уход из жизни Ким Чен Ира может позволить "перезагрузить" эти коммерческие предприятия без потери лица, которая могла бы произойти при жизни Кима. Эта перезагрузка может включать ребрендинг Северной Кореи, которая до сих пор воспринималась исключительно как террористическое государство, образ которого тесно связан с ее лидером. У сына и его помощников теперь есть возможность создать более прогрессивную картину.

Среди компаний, которые могли бы прийти в Северную Корею для оказания помощи, были бы не только южнокорейские, такие как Hyundai, имеющие исторические связи с регионом, но и компании из Китая или совместные предприятия с ним. Китай - крупный игрок в северокорейском уравнении, и он заинтересован в поддержании стабильности в регионе как по политическим, так и по экономическим причинам. Поскольку китайские компании становятся все более заметными на мировой арене, возможно, настало время инвестировать в дела, которые могут вызвать добрую волю за рубежом. В данном случае речь идет о жизненно важной цели - мире в регионе.

Несмотря на то, что Северная Корея сама является одной из беднейших стран в мире, ее действия влияют на некоторые из крупнейших экономик мира. Вместо того, чтобы просто занять позицию "подождать и посмотреть" в отношении того, что там происходит, политикам и бизнесу следует выбрать более активный подход для продвижения позитивных изменений в этой стране.

Об авторе

Дэ Рюн Чанг - профессор бизнеса в Школе бизнеса Йонсей. Дэ Рюн преподает курс MOOC "Международный маркетинг и межотраслевой рост" на Coursera.org, а также является автором книги Mastering Noon Nopi: Искусство и наука маркетинга в Азии. Следите за ним в Твиттере по адресу @daeryun.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Автор: 
Источник: 
  • Hbr.org
Перевод: 
  • Дмитрий Л

Поделиться